Холод не тетка

ХОЛОД НЕ ТЕТКА

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЗАБЛУЖДЕНИЯ

ХОЛОД НЕ ТЕТКА

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О НАШИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ.

НА ЭТОТ РАЗ О ТЕХ, ЧТО НАПРЯМУЮ СВЯЗАНЫ С ЗИМНИМ СЕЗОНОМ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Для среднего француза или, скажем, немца запорошенное снегом стекло автомобиля равносильно дурному знаку свыше — господи, откуда это? А температура воздуха ниже минус десяти вообще приравнивается к национальному бедствию: чуть снежку подвалило — сразу на всех магистралях куча мала... Россияне же сызмальства воспитаны в режиме «экстрим» — и дверь замерзшую откроем, и мотор ледяной пустим. Но и в наших познаниях есть пробелы, заполняемые далеко не самой достоверной информацией. Об этом и поговорим.

БОЛЬШАЯ ЗАРПЛАТА

Зададимся простым вопросом: может ли новенький аккумулятор при ежедневной эксплуатации исправного автомобиля «ни с того ни с сего разрядиться»?

— Ну, если машина подолгу стоит в гараже, а на ней сигнализация какая-нибудь прожорливая, да еще если «габариты» забыть выключить, тогда, понятное дело, батарее — кранты... А если каждый день ездить — ерунда, ничего не может случиться.

Последнее высказывание можно перефразировать так: «Если каждый день ходить на работу, то зарплаты хватит на что угодно!» Увы, это не так. Генератор автомобиля, как и работодатель, не волшебник, и его возможности ограничены.

Зимняя жизнь батареи — сплошная мерзость. Утром она крутит стартер, отдавая при этом сотни ампер. Не успел мотор зафырчать, как мы уже включаем фары и выруливаем со стоянки на улицу, вливаясь в ее вяло ползущий поток. На стеклах тает снег — зашуршали «дворники». Все запотело — нужен вентилятор и обогрев заднего стекла. А еще у нас орет магнитола: время от времени к музыке добавляется соло электровентилятора. Наконец, добираемся до места и включаем «охранку» — вечером на обратном пути сценарий будет тот же. Ночью — опять «разрядка». А зарядка-то где?

Мы, конечно, помним, что на холостом ходу генератор, особенно отечественный, «халтурит». На современных иномарках энергетика помощнее — они и на этих оборотах нормально «питаются». А у нас при включении даже нескольких потребителей баланс электричества в автомобиле становится отрицательным... Так, на редакционной «Волге» достаточно включить дальний свет и нажать на тормоз, чтобы баланс пришел в «нули». А магнитола, а обогрев стекол, а «дворники», а вентиляторы? Еще красноречивее ситуация оказалась со старенькой и не совсем исправной вазовской «четверкой»: баланс стал отрицательным при включении всего лишь ближнего света! Конечно, при больших оборотах ситуация станет лучше, но в мегаполисах, вроде Москвы, машины все больше времени проводят в пробках, находясь на голодном энергетическом пайке. Даже абсолютно новый аккумулятор на идеально исправном автомобиле легко может разрядиться за считанные зимние дни!

Но причин для паники, естественно, нет. Главное — помнить, что батарею нужно периодически подзаряжать если не зарядным устройством, так хотя бы пробежкой по шоссе. А о ее текущем состоянии всегда можно судить как по показаниям приборов — от штатных до различных мультиметров, так и по косвенным признакам — вяло крутит стартер, тускло горят лампы на холостом ходу... Чтобы не усугублять плохое самочувствие батареи, лучше отключить что-то лишнее: убавить звук в динамиках, снизить частоту вращения вентилятора «печки», не злоупотреблять обогревами стекол и сидений.

ПРИВЕТ СОСЕДЯМ

Прогревать машину или нет — вопрос, до сих пор вызывающий споры.

Для начала теория: современный автомобиль с системой впрыска греть не нужно, а исправный карбюраторный — необязательно. А что говорит практика?

ГРЕЮТ машину, преследуя одну из трех целей: обеспечить автомобилю приемистость, снизить износ двигателя и прогреть салон настолько, чтобы стекла не покрывались инеем от вашего дыхания. Принципиально НЕ ГРЕЮТ машину тоже в трех случаях: чтобы снизить износ (да, да, не удивляйтесь), чтобы быстрее прогрелся салон (опять повторяемся) и чтобы не выбрасывать под окна соседей огромное количество газов и вообще не мешать им утром спать.

Выходит, цели у тех и других водителей близки, а степень осведомленности разная. Поэтому напомним тем, кто забыл, и расскажем тем, кто не знал: подолгу прогревая машину на стоянке или во дворе, вы НЕ СНИЖАЕТЕ износ мотора!

Пару слов о приемистости. Если мороз на улице несильный, то даже карбюраторная машина (исправная) может уверенно ехать на вытянутом «подсосе» без предварительного прогрева. Если не может — ищите причину и устраняйте: эксплуатация зимой неисправного автомобиля доставит вам массу хлопот.

Когда мороз крепчает и столбик термометра опускается к отметке минус 25–30°, для многих наступает «момент истины». Прежде чем ехать или прогреваться, машину еще предстоит завести (это тема отдельного разговора). Пожалуй, только при таких условиях появляется объективная необходимость несколько минут погреться. У машин с карбюратором — потому, что теперь они действительно будут глохнуть при попытке тронуться. У всех вместе — потому, что ехать вслепую (с полностью покрытыми инеем стеклами) нельзя. А когда из «печки» пойдет воздух хоть сколько-нибудь теплее забортного, можно отправляться в путь.

И еще. Определяя для себя, греться на месте или ехать, помните, что, прогреваясь на ходу, вы многократно снижаете выброс в атмосферу вредных веществ и делаете это на дороге, а не в своем родном дворе.

ХОЛОДНО —

ВКЛЮЧИ КОНДИШЕН!

— Гиви, давай откроем окно! Нэт, пусть всэ думают, что у нас — кондыцыонэр!

Шутки шутками, а многие до сих пор искренне убеждены в том, что кондиционер надо включать только в зной. А ведь это не совсем верно.

Кондишен может снижать не только температуру, но и влажность! Для этого воздух, поступающий в салон машины, проходит через охладитель кондиционера, где он подсушивается, а затем идет через радиатор отопителя, где нагревается до нужной температуры. Поэтому если в прохладную погоду отопитель и кондиционер работают «на пару», то в салоне будет не только тепло, но и сухо — стеклышки не запотеют.

Зимой полезным устройством пользуются редко — при отрицательных температурах может обледенеть его персональный радиатор. Но когда случается оттепель, включать кондиционер надо хотя бы для того, чтобы в нем не высохли уплотнения.

Да, когда в машине тепло и сухо — это хорошо...

ЧУДО ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

Что лучше, «Тосол» или антифриз? Оказывается, есть разные варианты ответа. Одни считают, что антифриз лучше, потому что он импортный; другие говорят, что антифриз хорош для иномарок, а «Тосол» — для «нашемарок», третьи... Впрочем, совсем немного полезной информации поможет расставить все по местам.

Начнем с того, что о заграничном происхождении можно говорить применительно не к продуктам, а лишь к словам «антифриз» и «Тосол». Первое — принято «у них» для обозначения охлаждающей жидкости (далее ОЖ), второе — название того, что допущено у нас к использованию в качестве ОЖ. Уже не первый год отечественные производители разливают одни и те же или близкие по свойствам продукты в канистры с разным названием (но продают честно, от своего имени). Для убедительности окрашивают их в разный цвет, скажем, «Тосол» — в традиционный голубой, антифриз (тот же «Тосол», но в другой банке) — в красный. И, конечно, на обеих канистрах пишут, что внутри залита совершеннейшая прелесть. Хотя бы по этой причине говорить, что все антифризы лучше таких же составов с другим названием, не стоит.

По-настоящему импортные антифризы от именитых производителей, как правило, и впрямь хороши, но при этом стоят куда дороже. Наши «тосолы» бывают разного качества. Те, что борются за массовый рынок, частенько делаются на пределе требований ГОСТа и не скрывают этого. Скажем, могут показывать температуру начала кристаллизации минус 37–38°С, а в остальном примерно соответствовать стандарту. Это позволяет снижать цену настолько, что подделка товара кустарным способом становится почти невыгодной. Такой «бюджетный» продукт, будучи похуже иностранного коллеги, не несет угрозы отечественным автомобилям и большинству иномарок. Кстати, у многих импортных антифризов температура начала кристаллизации до минус 40°С тоже не дотягивает.

Есть среди отечественных производителей те, что борются за качество даже в ущерб ценовой привлекательности. Проверка таких продуктов по известным в России методикам зачастую не может выловить их отличий от наиболее доступных по цене «иностранцев». В этом случае опять нельзя говорить об «ихней» победе над нами.

Особняком стоят две категории ОЖ — откровенная «бодяга» (наша, разумеется) и парочка импортных продуктов высочайшего класса (их совсем немного), принципиально отличающихся от всего остального. Очевидно, что первые нельзя использовать ни при каких обстоятельствах, а вторые можно рекомендовать любому, кто готов отвалить за них сумму, в 8–10 раз превышающую цену остальных качественных ОЖ. Некоторые зарубежные производители рекомендуют использовать в машинах последних поколений именно такие, но обычно не запрещают при этом применять и более дешевые, но качественные ОЖ старого поколения.

НАША СПРАВКА

Отечественные автомобили с системой впрыска при низкой температуре завести сложнее, чем исправные (!) карбюраторные «Жигули». Основная причина — отсутствие у впрыскового двигателя воздушной заслонки. Если в «жигулях» при холодном пуске обогащение смеси происходит и за счет снижения количества воздуха, попадающего в цилиндр, то у той же «десятки» «умный» контроллер обогащает смесь, увеличивая подачу топлива. При очень низкой температуре и, извините, дурных «мозгах» это приводит к тому, что форсунки «заливают» двигатель, так и не пустив его. Избежать «перелива» можно несколькими способами. Самый простой — немного подогреть зажигалкой датчик температуры охлаждающей жидкости. Самый изощренный — «подцепить» параллельно (!) с датчиком сопротивление подходящего номинала, скажем, 10 кОм. Самый правильный — обратиться в хорошую фирму и проверить «мозги» и датчики автомобиля. Но независимо от того, будет владелец такой машины хитрить или нет, ему не помешает аэрозольный баллончик «средства для зимнего пуска». И, конечно же, везение...

У карбюраторной машины проблемы преподносят сам карбюратор, неотрегулированная контактная группа и неопытность того, кто за всем этим должен следить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии