Минуя провал

МИНУЯ ПРОВАЛ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/МАСТЕРСКАЯ

МИНУЯ ПРОВАЛ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Среди моих клиентов по-прежнему немало приверженцев карбюраторных машин. Дескать, просты, а потому надежны. Все так: в этом приборе порядком деталей и систем, дружная работа которых дает желаемые результаты. Однако отказ хотя бы одной из них приводит к тому, что на языке моих пациентов звучит как "не едет". Надо понимать: "не едет, как должно", но все-таки - до гаража можно дотянуть.

И все-таки: на что обращать внимание тем, у кого карбюратор, чтобы не попасть впросак? Рекомендаций немного, и, если следовать им, карбюраторная версия действительно окажется надежнее.

Чаще всего отказы объясняются попавшими в карбюратор соринками, скоплением грязи. Значит, у того, кто не ленится вовремя чистить, мыть, продувать каналы и жиклеры, вероятность таких отказов очень низкая. Кстати, при аккуратном подходе к делу знать карбюратор во всех тонкостях просто ни к чему - только не путай местами жиклеры и другие детали при сборке! К сожалению, немало автовладельцев другого сорта: "Машина - песня! Езжу два года, а под капот не заглядывал!" У таких "песня" обрывается всегда неожиданно.

Вот примеры. Чаще всего жалуются на "пропавший холостой ход". Мотор внезапно глохнет - кому понравится? Если к нам приезжает автолюбитель, который не лазил в карбюратор, мне даже легче: ясно, все детали на месте и устранить дефект не займет много времени. Если карбюратор с электромагнитным клапаном в системе холостого хода, сразу его проверяем. В случаях, когда клапан, отказав, закрывается, игла "затыкает" отверстие жиклера (фото 1). Неисправный клапан, конечно, заменяем новым. Но что стоило владельцу минуту подумать и вернуть холостой ход простым приемом? Не ездил бы в сервис, деньги сэкономил! Дело нехитрое: если клапан неразборный - кончик иглы обламываем, у разборного - вынимаем целиком. (На снимке - разборная конструкция.) Приходится сожалеть, что такие элементарные приемы не всем известны.

Правда, неполадки с холостым ходом могут быть и по другим причинам (те, что не связаны с системой питания, сейчас не обсуждаем). Например, владельцы "жигулей" выпуска после 1998 года нередко жалуются на неустойчивый холостой ход - он плохо поддается регулировке. Могу подтвердить: карбюратор "Озон" сегодня капризнее, чем лет десять назад. Его производитель ДААЗ упростил конструкцию (наверное, на этом сэкономил!): раньше в системе холостого хода был кольцевой распылитель с радиальными отверстиями. Почему-то эту "сложную" деталь аннулировали, а вместо нее (фото 2, 3) поставили простое кольцо вроде "полудиффузора". Хочу предупредить: если как-то изменить его положение, перекосить и т.д., с холостым ходом могут возникнуть такие проблемы, что впору покупать новый карбюратор. Даже самому искушенному посоветую: при чистке, разборке и т.п. обращаться с этой деталью крайне осторожно. Как показывает опыт, поставить кольцо на место так, чтобы система хорошо работала, - проблема! Очень бы хотелось узнать мнение специалистов ДААЗа.

Еще одна неприятность - и тоже от холостого хода. С ней обращаются к нам владельцы "самар", карбюраторных "десяток" и "нив" с карбюраторами "Солекс". Жалуются на то, что их автомобиль коптит на холостом ходу и "клюет носом", "проваливает" при ускорении. Мы давно знаем, с чем это связано. Как правило, электромагнитный клапан (если он есть) или колпачок - держатель жиклера холостого хода (в варианте без клапана) недовернут. Этому "помогает" твердое резиновое уплотнительное кольцо: если клапан завертывать рукой, в какой-то момент кажется, что жиклер уже уперся в "седло" корпуса, хотя этого не произошло. На самом деле здесь щель - и бензин проходит в систему не столько через жиклер, сколько минуя его. Состав смеси на выходе очень богатый, отчего в выхлопе черный дым, СО - процентов под десять, а винту токсичности (качества) карбюратор не подчиняется.

При троганье же к этому "коктейлю" добавляется дополнительная доза бензина - от ускорительного насоса. Такая смесь в цилиндрах уже не горит - следует "клевок", глубокий провал.

Хотите убедиться в том, что жиклер недовернут? Снимаем провод с электромагнитного клапана, тот щелкнул, закрылся, а мотор как ни в чем не бывало работает! Чтобы "вылечить" недуг, нужно только довернуть клапан до места. Если провод снят, этот момент легко контролируется - двигатель остановится. Сложнее на машинах без электромагнитного клапана: о посадке жиклера в седло судят по характеру работы мотора. Как правило, при нормализации состава смеси заметно растут обороты холостого хода, в выхлопе исчезает копоть, а состав смеси теперь можно регулировать винтом качества, добившись нормального СО.

Все понятно? Но хочу уберечь вас от ошибки. Убедившись, что жиклер в седле, не пытайтесь еще и еще его подтягивать! Деталь нежная - тонкие стенки сминаются, воздушные отверстия сжимаются - и конец! Нужно покупать новый. Гораздо хуже, если при этом будет повреждено и седло в корпусе, после чего ремонт часто невозможен. Только замена.

Топливный жиклер холостого хода и игла.

"Полудиффузор"...

...и, видимо, так он расположен в корпусе (разрезано нами).

Подпишитесь на «За рулем» в