Минуя провал

МИНУЯ ПРОВАЛ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/МАСТЕРСКАЯ

МИНУЯ ПРОВАЛ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Среди моих клиентов по-прежнему немало приверженцев карбюраторных машин. Дескать, просты, а потому надежны. Все так: в этом приборе порядком деталей и систем, дружная работа которых дает желаемые результаты. Однако отказ хотя бы одной из них приводит к тому, что на языке моих пациентов звучит как «не едет». Надо понимать: «не едет, как должно», но все-таки — до гаража можно дотянуть.

И все-таки: на что обращать внимание тем, у кого карбюратор, чтобы не попасть впросак? Рекомендаций немного, и, если следовать им, карбюраторная версия действительно окажется надежнее.

Чаще всего отказы объясняются попавшими в карбюратор соринками, скоплением грязи. Значит, у того, кто не ленится вовремя чистить, мыть, продувать каналы и жиклеры, вероятность таких отказов очень низкая. Кстати, при аккуратном подходе к делу знать карбюратор во всех тонкостях просто ни к чему — только не путай местами жиклеры и другие детали при сборке! К сожалению, немало автовладельцев другого сорта: «Машина — песня! Езжу два года, а под капот не заглядывал!» У таких «песня» обрывается всегда неожиданно.

Вот примеры. Чаще всего жалуются на «пропавший холостой ход». Мотор внезапно глохнет — кому понравится? Если к нам приезжает автолюбитель, который не лазил в карбюратор, мне даже легче: ясно, все детали на месте и устранить дефект не займет много времени. Если карбюратор с электромагнитным клапаном в системе холостого хода, сразу его проверяем. В случаях, когда клапан, отказав, закрывается, игла «затыкает» отверстие жиклера (фото 1). Неисправный клапан, конечно, заменяем новым. Но что стоило владельцу минуту подумать и вернуть холостой ход простым приемом? Не ездил бы в сервис, деньги сэкономил! Дело нехитрое: если клапан неразборный — кончик иглы обламываем, у разборного — вынимаем целиком. (На снимке — разборная конструкция.) Приходится сожалеть, что такие элементарные приемы не всем известны.

Правда, неполадки с холостым ходом могут быть и по другим причинам (те, что не связаны с системой питания, сейчас не обсуждаем). Например, владельцы «жигулей» выпуска после 1998 года нередко жалуются на неустойчивый холостой ход — он плохо поддается регулировке. Могу подтвердить: карбюратор «Озон» сегодня капризнее, чем лет десять назад. Его производитель ДААЗ упростил конструкцию (наверное, на этом сэкономил!): раньше в системе холостого хода был кольцевой распылитель с радиальными отверстиями. Почему-то эту «сложную» деталь аннулировали, а вместо нее (фото 2, 3) поставили простое кольцо вроде «полудиффузора». Хочу предупредить: если как-то изменить его положение, перекосить и т.д., с холостым ходом могут возникнуть такие проблемы, что впору покупать новый карбюратор. Даже самому искушенному посоветую: при чистке, разборке и т.п. обращаться с этой деталью крайне осторожно. Как показывает опыт, поставить кольцо на место так, чтобы система хорошо работала, — проблема! Очень бы хотелось узнать мнение специалистов ДААЗа.

Еще одна неприятность — и тоже от холостого хода. С ней обращаются к нам владельцы «самар», карбюраторных «десяток» и «нив» с карбюраторами «Солекс». Жалуются на то, что их автомобиль коптит на холостом ходу и «клюет носом», «проваливает» при ускорении. Мы давно знаем, с чем это связано. Как правило, электромагнитный клапан (если он есть) или колпачок — держатель жиклера холостого хода (в варианте без клапана) недовернут. Этому «помогает» твердое резиновое уплотнительное кольцо: если клапан завертывать рукой, в какой-то момент кажется, что жиклер уже уперся в «седло» корпуса, хотя этого не произошло. На самом деле здесь щель — и бензин проходит в систему не столько через жиклер, сколько минуя его. Состав смеси на выходе очень богатый, отчего в выхлопе черный дым, СО — процентов под десять, а винту токсичности (качества) карбюратор не подчиняется.

При троганье же к этому «коктейлю» добавляется дополнительная доза бензина — от ускорительного насоса. Такая смесь в цилиндрах уже не горит — следует «клевок», глубокий провал.

Хотите убедиться в том, что жиклер недовернут? Снимаем провод с электромагнитного клапана, тот щелкнул, закрылся, а мотор как ни в чем не бывало работает! Чтобы «вылечить» недуг, нужно только довернуть клапан до места. Если провод снят, этот момент легко контролируется — двигатель остановится. Сложнее на машинах без электромагнитного клапана: о посадке жиклера в седло судят по характеру работы мотора. Как правило, при нормализации состава смеси заметно растут обороты холостого хода, в выхлопе исчезает копоть, а состав смеси теперь можно регулировать винтом качества, добившись нормального СО.

Все понятно? Но хочу уберечь вас от ошибки. Убедившись, что жиклер в седле, не пытайтесь еще и еще его подтягивать! Деталь нежная — тонкие стенки сминаются, воздушные отверстия сжимаются — и конец! Нужно покупать новый. Гораздо хуже, если при этом будет повреждено и седло в корпусе, после чего ремонт часто невозможен. Только замена.

Топливный жиклер холостого хода и игла.

«Полудиффузор»...

...и, видимо, так он расположен в корпусе (разрезано нами).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии