Японцы — налево, остальные — направо

ЯПОНЦЫ — НАЛЕВО, ОСТАЛЬНЫЕ — НАПРАВО

]

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

ТОКИО-97 

ЯПОНЦЫ — НАЛЕВО, ОСТАЛЬНЫЕ — НАПРАВО

На улицах Токио почти не увидишь полицейского-регулировщика. Тот, кто знаком с жизнью японской столицы по публикациям десятилетней давности, может предположить: вымерли они, не выдержали знаменитого токийского смога. И ошибется, поскольку никакого смога на улицах нет! Годы борьбы за чистоту выхлопа, давление общественности на автопроизводителей и, вследствие этого, повсеместное распространение каталитических нейтрализаторов сделали свое дело. Впрочем, проблема вовсе не считается решенной, и доказательством тому служит большинство экспонатов нынешнего, 32-го Токийского мотор-шоу. Корреспондентам «За рулем» удалось побывать на этом, самом престижном на Востоке автосалоне.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ

Фото Владимира Князева

После переизбытка впечатлений от автосалона во Франкфурте, завершившегося за месяц до токийского, здесь спокойно и по-домашнему уютно. Автомобилям отведены три зала большого и светлого павильона, который также разделен сквозным, через все залы, проходом. Даже при самом беглом знакомстве в глаза бросается особенность: по одну сторону прохода расположились исключительно японские автомобильные фирмы, по другую — «оверсиз», то есть «заморские». И хотя их число примерно втрое больше, площадь они занимают такую же, как и местные. В целом, конечно, это логично — иностранцы заполняют всего несколько процентов японского рынка.

Перед приездом в Токио казалось, что наиболее интересны будут экспонаты японских фирм, а от остальных ожидать новинок не приходится: буквально только что закончился Франкфурт-97. Действительность опровергла эти предположения. И насколько!

Выходим из пресс-центра и, спустившись по эскалатору, попадаем туда, где бесчисленные отряды журналистов со всего света атакуют кажущееся безбрежным море автомобилей, а сотни юных стендисток слегка заученно, но очаровательно улыбаются в объективы невообразимого числа фотографов.

Итак, мы в Восточном зале, по левую руку от нас — «японцы», по правую — остальные. Начнем с хозяев, то есть слева. И первой на нашем пути будет фирма «Исудзу», представившая два направления своей деятельности — грузовые машины и «спорт-ютилити» — вседорожники. Вообще-то она выпускает и легковые «Аско» и «Джемини», однако они не новы, да и не пользуются большим успехом. А вот вседорожники, напротив, неплохо себя зарекомендовали. В их ряду взгляд сразу же останавливается на знакомых линиях. Ах да, это же почти " Опель Фронтера"! Естественно, сотрудничество с «Опелем» не случайно — ведь «Исудзу», по сути, принадлежит концерну «Дженерал моторс» и японские разработки используются другими отделениями корпорации.

Вряд ли кто будет спорить, что формы нынешних «одутловатых» вседорожников уже устаревают. Фирма представила пару концептов, как сказано в пресс-релизе, «близкого будущего». Один из них, VX-2 (сама фирма кое-где пишет VX2, уподобляясь, кстати, тоже «джи-эмовскому» СААБу с его 95) весьма напоминает хищные спортпрототипы для ралли-рейдов. От машины ощутимо веет сдержанной мощью. Определенный вопрос вызывают лишь фары — такие ли должны быть у настоящего вседорожника? Второй прототип, ZACCAR выглядит более мирно, а его необычный кузов привлекает внимание распашными дверями без средних стоек и трансформируемой «для любых нужд» задней частью.

Следующая по левую руку — «Мицубиси». Как вы помните, в последнее время огромный интерес вызвали бензиновые двигатели с непосредственным впрыском, разработанные этой фирмой. Теперь она, конечно, уже не одна обладает этой технологией (забегая вперед, заметим — практически все японские производители автомобилей разработали варианты GDI — Gasoline Direct Injection), однако, пользуясь преимуществом, почти все свои машины снабдила моторами такого типа. Не стали исключением и прототипы, два из которых — HSR-VI и TETRA — знакомы нам по Франкфурту (второй назывался там «Технас»), а третий — МАIА, кроме двигателя GDI, имеет еще и клиноременный вариатор в трансмиссии. Салон последней машины необычайно многофункционален, имеется множество вариантов установки и регулировки сидений, а для багажа используется как собственно багажник, так и съемный ящик за задним бампером. Внешность, однако, вызывает сомнения — вряд ли глаз автомобилиста когда-нибудь привыкнет к таким формам. Хотя как знать?

Из последних моделей «Мицубиси» стоит отметить также парочку RVR (на борту, правда, значится ЯVR ) и «RVR Спортс Гир» — родственников неплохого универсала повышенной вместимости «Спейс Гир», а также полностью новый мини-вэн «Шэриот Грандис», по виду явно предназначенный для американского рынка. Все три модели появятся в продаже (естественно, в Японии) в самое ближайшее время.

На грузовиках «Хино» останавливаться не будем, подойдем-ка лучше к стенду «Мерседеса» на «иностранной» половине этого зала. Ну и оживление! И вызвано оно отнюдь не А- или МL-классом. На стенде появился «Майбах»! (Заметим, что права на эту знаменитую марку принадлежат «Мерседесу» с 1961 года.) Фирма сообщает, что хотя пока это концепт-кар, «но больше, чем концепт», — а воплощение всех самых передовых технологий. Машина просто подавляет своей грандиозностью. Сложный рисунок передних светотехнических приборов, скрытых под общим колпаком, напоминает фасеточный глаз насекомого, стеклянная крыша имеет регулятор пропускаемого света. Шестилитровый двигатель V12 благодаря алюминиевым и магниевым деталям гораздо легче стандартного, а для экономии топлива часть цилиндров отключается. Задумана машина как «самый верх» производственной программы «Мерседеса» и, вероятно, в чем-то конкурент «Роллс-Ройсу» — это тоже автомобиль для поездок с шофером. Надо сказать, соперник получился на славу — над ним потрудились команды из японской (они и выиграли конкурс), американской и германской дизайн-студий «Мерседеса». Можно удивиться, почему для премьеры выбран именно Токийский салон. Однако даже беглый подсчет числа проезжающих по улицам японской столицы S600 (их здесь даже больше, чем в Москве) убеждает, что немецкие стратеги не ошиблись.

В следующем зале пропустим стенд грузового отделения «Ниссана» и сразу попадем в объятия «Тойоты». Четырнадцать прототипов и 44 серийных модели! Понятное дело, такой размах «положен» крупнейшему японскому производителю легковых автомобилей, и все же он поражает воображение. Впрочем, некоторые прототипы знакомы по Франкфурту, а в число остальных попали машины очень близкого будущего, три из них мы сейчас назовем. Первым (по размеру и, вероятно, по интересу в России), безусловно, будет «Гранд-Крюйзер», или, как говорят на самой фирме, «Крюйзер серии 100» — он придет на смену нынешнему «Ленд-Крюйзеру». Электронная система активного контроля подвески (АНС) позволяет говорить о двойном предназначении машины — как комфортного, для шоссе, так и внедорожного транспортного средства. Несколько меньше по размеру и проще другой «спорт-ютилити», «Харриер». Третий в этом ряду — NC250, по определению самой фирмы, компактный седан класса «люкс», после начала выпуска он, как и «Гранд-Крюйзер», вероятно, будет поставляться и в Россию.

Еще один прототип внешне новинкой не кажется — на первый взгляд, это известный длиннобазный RAV-4. Однако не спешите разочаровываться — во-первых, это электромобиль. А во-вторых, не обычная электрическая машина (скажем, типа американского EV-1), а автомобиль с топливными элементами: метанол, заливаемый в бак, в результате сложных химических и физических преобразований расходуется на получение электроэнергии, при этом выхлоп содержит лишь СО2! В отличие от обычных электромобилей, на одной заправке машина сможет проехать около 500 км, что примерно соответствует показателям ее бензиновых собратьев.

«Настоящий» электромобиль в экспозиции «Тойоты» тоже был — это крохотный городской «e-com» с никельметаллгидридными батареями и максимальным пробегом 100 км на одной зарядке.

Невозможно назвать все «тойотовские» новинки, остановимся лишь еще на двух. Одна — уже серийный автомобиль, называемый «Приус» (прототип был в Москве, на МИМС-96). Не только оригинальная и приятная внешность выделяет его в ряду других серийных машин. Интересна силовая установка «Приуса» — она гибридная. Мы уже рассказывали о подобном «Ауди-Дуо» (ЗР, 1996, № 10), здесь реализуется похожий принцип — колеса приводит электродвигатель, а в сложных условиях, для разгона или подзарядки батарей подключается бензиновый мотор (у «Ауди» — дизель). В результате расход топлива немаленькой машины лишь немногим более 3,5 л/100 км! Другая машина — «Тойота-Кроун-Маджеста» устроена попроще, а интересна тем, что имеет бензиновый двигатель с непосредственным впрыском.

Следующий на нашем пути — стенд «Хонды». Здесь нас поджидают новый «Аккорд», предназначенный, правда, пока только для японского рынка, «Аккорд-Вэгон» (то есть универсал), а также «Торнео», новая модель, созданная на базе «Аккорда». Техническая часть всей троицы на уровне лучших современных образцов — двухлитровый двигатель с изменяемыми фазами, пятирычажная подвеска, рулевое управление с электрическим усилителем и изменяемым передаточным числом, система стабилизации движения — в общем, все, чего покупатель ожидает от таких автомобилей.

Естественно, фирма не могла обойтись без нескольких прототипов, и наиболее интересным из них показался J-VX, компактный спортивный автомобильчик неординарной внешности. Машину приводит в движение трехцилиндровый двигатель 1,0 л с изменяемыми фазами (фирменная система VTEC) и непосредственным впрыском топлива (так уж теперь положено). Не маловат ли моторчик? Маловат, но для равномерного движения его как раз хватит, а при разгоне поможет... дополнительный электродвигатель! Он же послужит при замедлении генератором, возвращая аккумулятору израсходованную при ускорении энергию. Еще два прототипа, J-WJ (компактный вседорожник) и J-MW (микровэн, хотя фирма это и отрицает), были больше похожи на предсерийные экземпляры, а четвертый, J-MJ... В пресс-релизе значится: это автомобиль, когда едет, и комната, когда стоит. В общем, примерно так и есть, а кроме того, машину отличают полный привод и странная угловатая форма кузова.

Горизонтальный оппозитный двигатель, полный привод — с этих слов можно начать описание большинства моделей «Субару». Не исключение и концепт-кар «Эксига», довольно большой, но симпатичный универсал. Если вы помните, в Женеве показывали концепт «a-Эксига», нынешний — явный его наследник.

Поскольку мы уже познакомились с новинками части японских фирм, легко догадаться, что второй концепт-кар от «Субару», «Элтен», должен быть оснащен гибридной силовой установкой. Так оно и есть, и под капотом, а также под полом машины уместились четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом всего 658 смз, электродвигатель, литиевые батареи и конденсаторы. Трансмиссия — с клиноременным вариатором, к тому же полноприводная («Субару»!) с вязкостной муфтой в качестве межосевого дифференциала. Дополняют картину солнечные батареи на крыше. И все это — при длине автомобиля 3,4 м. Кстати, внешность его очень похожа на «Субару-360», первую из серийных машин фирмы, появившуюся сорок лет назад.

Так мы прошли по левой стороне Центрального зала, а что там справа, как поживают «иностранцы»? Конечно, такого фейерверка новинок там нет, но все же не скучно — «Форд» показывает новый " Линкольн Континенталь", большую машину для больших людей, а также концепт (а скорее, шутку дизайнеров) "Торус Санта-Фе", полноприводный универсал, закамуфлированный под машину для тяжелых дорог — фары закрыты сеточкой, а в водительскую дверь вмонтирована... лопата.

И все же более интересен оказался стенд «Фольксвагена». Понятное дело, был тут «Гольф-IV», но даже не он притягивал посетителей как магнит. Здесь стояла желтая приземистая спортивная машина с гильотинными дверями и полноприводной трансмиссией. Ну, положим, внешность ее для этого класса автомобилей вполне обычна, разве что странно смотрится на таком монстре значок «VW». Но двигатель, двигатель! Издалека он кажется заурядным V-образным мотором. Надпись на крышке, однако, гласит: «W12». Техническое чудо получено соединением двух VR6. Правду сказать, слухи об этом двигателе будоражили автомобильную общественность уже давно, а предназначался он для еще не освоенного немецкой фирмой «высшего эшелона». Видимо, теперь на подходе — большой седан-люкс или даже лимузин.

Перейдем в последний, Западный зал. Первой по левую руку нас встречает «Сузуки» — фирма, специализирующаяся в основном на небольших автомобилях. И здесь она не изменила своему имиджу, представив три небольших концепта — С2, знакомый по Франкфурту, фургончик на электротяге СТ-1 с никельгидридными батареями (пробег до 240 км), а также микровэн UW-1 с четырехцилиндровым литровым двигателем. Остекление последнего сделано «настолько большим, насколько это возможно», а мотор спрятан под полом в задней части машины. Похоже, заднемоторная компоновка возвращается (вспомните, скажем, «мерседесовский» «Смарт»).

«Мазда», судя по всему, любит арифметику. Потому, видимо, она и представила «2 новые машины, 3 концепта, 4 новые технологии». Начнем с новинок. Во-первых, это, конечно же, «Мазда-Родстер», которая в скором будущем заменит нынешнюю МХ-5. Концептуально конструкция останется прежней, но силовой агрегат и задний дифференциал (кстати, с ограниченным проскальзыванием, типа «Торсен») свяжет алюминиевая рама, повышающая устойчивость и точность управления, скажем, при резком разгоне. В ближайшем будущем появится в продаже и новый универсал «Капелла-Вэгон», японский вариант известной модели «626». Как и все остальные «японцы», фирма уже создала свой мотор с непосредственным впрыском бензина, а из остальных разработок можно упомянуть концепт — мини-вэн МV-X и никельводородные топливные элементы.

По подсчетам аналитиков «Ниссана», почти 90% времени частная машина возит не более двух человек (включая водителя). Стало быть, двухместные автомобили должны иметь неплохой спрос. Поскольку к тому же 90% машин пробегает не более 70 км в день, такой автомобиль вполне можно сделать электрическим. И вот готов концепт с прямолинейным названием «Гипермини». А как же еще назовешь транспортное средство длиной 2,5 м и шириной меньше полутора? Зато эффективность использования энергии рекордно высока — больше только у электропоездов и метро.

Еще один концепт «Ниссана» — универсал «Стайлиш 6» оснащен уже неоднократно упомянутым «джентльменским набором» — имеются мотор с непосредственным впрыском, электродвигатель, клиноременный вариатор. Внешне автомобиль, правда, страшноват.

Гибридная силовая установка приводит в движение и небольшую машину с алюминиевым кузовом, называемую... AL-X (вспомнили «Ауди» с его Al-2?). Как говорится, знайте наших — на Востоке тоже неплохо умеют работать с алюминием! В перспективных разработках «Ниссана» числятся тороидальный клиноременный вариатор, топливные элементы на метаноле, водоотталкивающие стекла... Из разработок более близкого будущего — автомобили «Р'несса» и небольшой, но высокий «Куб».

«Мы делаем компактное» — гласит рекламный слоган «Дайхатсу». Трудно не согласиться — большинство ее машин не достигают в длину и четырех метров. Фирма не стала изобретать новых силовых агрегатов, и все ее концепт-кары приводятся бензиновыми двигателями. Зато ряд новинок занимателен — крохотный «спортсмен» FR-X, угловатый универсальчик Х070 и симпатичный хэтчбек NCX (он — на нашей обложке), почти четырехметровый коммерческий автомобиль АКINDО с задней дверью «крыло чайки»... А это что за транспортное средство? Оно чем-то похоже на мотороллер, только четырехдверное, трехместное, четырехколесное, с двумя круглыми фарами. «Дайхатсу» называет его «мини-седан» «Миджет IV», он сделан на базе «Миджет II», столь же крохотного (всего 2990 мм в длину) развозного автомобильчика. Естественно, на стенде «Дайхатсу» была и пара электромобилей на базе уже известных машин.

Опять переходим дорожку, и мы — на стенде «Опеля». Новая «Астра» никакого фурора в Японии не произвела, а концепт-кар «Сити Треккер», похоже, близок к будущей «Астре-Караван». Другую немецкую фирму, БМВ, видимо, одолела ностальгия — и она решила вспомнить некогда знаменитую «507». Теперь, в новом обличье, это черное-пречерное спорткупе с круглыми ксеноновыми «глазами» и названием Z07. Пока — концепт, но многообещающий. Машина создана на базе узлов нынешних пятой и седьмой серий, поэтому она может быть освоена без особых затрат. «Z07 — мечта или реальность?» — задает риторический вопрос фирма БМВ и уклончиво отвечает на него — с 1956 по 1959 год выпущено 252 машины БМВ-507. Намек на мелкосерийное производство?

Итак, мы прошли (вернее, пробежали) по стендам Токийского мотор-шоу-97. Похоже ли оно на какие-то европейские автосалоны? Пожалуй, больше всего — на Женеву. И сравнительно компактной экспозицией, и четкой организацией, и, конечно же, обилием всевозможных прототипов и концепт-каров. Только основной упор здесь делается не на дизайн кузова, а на продвинутость конструкции и технологии. Были бы «потроха» — а форму для них, в конце концов, можно и в Италии заказать.

Вообще, автомобиль — то небольшое поле, где японец волен самовыражаться более-менее свободно: все остальное жестко регламентировано писаными и неписаными правилами, церемонным восточным этикетом. В какой-то мере им подчинена и «невызывающая» внешность машины, но уж там-то, внутри, владельца ждут пара кондиционеров, уйма сервоприводов, сонм всевозможных электронных систем... Японские фирмы, выпуская серийные машины и «сочиняя» концепт-кары, естественно, учитывают менталитет своих сограждан. А также — требования экологии и экономии ресурсов, что для небольшой островной страны более чем актуально.

Наш репортаж затронул лишь основные, «сквозные» темы автосалона. К некоторым интересным экспонатам мы вернемся в дальнейших публикациях, сейчас же отметим, что Восток — «дело тонкое». Европейцу трудно даже представить структуру тех внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, которые заставляют японских конструкторов идти чуть ли не в ногу: ведь по описанию большинство концептов автосалона — почти что родственники. Вспомните: гибридная силовая установка, непосредственный впрыск, клиноременный вариатор...

А может, это собственная, непостижимая восточная глубина — глубина полутонов и нюансов?

«Исудзу-ZACCAR».

" Mitsubishi RVR".

«Мицубиси-МАIА».

«Мерседес-Майбах».

«Тойота Гранд-Крюйзер».

" Тойота Приус".

«Хонда J-VX».

«Двухколесный» Токио.

«Хонда J-MJ».

" Хонда Аккорд".

«Субару-Элтен».

«Фольксваген W12».

«Сузуки UW-1».

Днем эта улица принадлежит пешеходам.

«Мазда-родстер».

" Мазда Капелла Вэгон".

«Ниссан АL-X».

«Ниссан-Гипермини».

«Дайхатсу-Миджет IV».

«Дайхатсу АKINDО».

«Опель-Сити Треккер».

Ночной автобус.

БМВ Z07.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии