50 тысяч на ваз-2110

50 ТЫСЯЧ НА ВАЗ-2110

]

ИСПЫТАНИЯ

50 ТЫСЯЧ НА VAZ 2110

Свершилось! За год редакционная «десятка» преодолела 50 тысяч километров. Как мы и обещали читателям, они не стали для вазовской машины легкой прогулкой. Одно сложное испытание сменяло другое. Программа тестов журнала «За рулем» состояла из четырех этапов. Сначала зима: двое суток на ледяной трассе в Крылатском (1997,

№ 4). Потом дачный сезон: девять дней с полной загрузкой по дорогам юга и севера России (1997, № 7). Еще один, так называемый «смешанный тест» шел непрерывно (1997, № 1; 9). В принципе это повседневная эксплуатация круглый год, при любой погоде, в городе и на шоссе. Но и здесь условия несколько отличались от обычных. VAZ 2110 преднамеренно обслуживался не регулярно, а только в случае крайней необходимости и кочевал из рук в руки. В общем, работал в режиме служебной разъездной машины в мелком автохозяйстве без ремонтной базы, хотя таковая у журнала, конечно же, есть. Кстати, 50 тысяч километров — это лишь показания спидометра. Если же учитывать условия и режим ряда этапов наших ускоренных испытаний, то, по оценкам специалистов, пробег автомобиля адекватен 75–80 тысячам по асфальтовым дорогам общего пользования. Последним ратным подвигом нашей «десятки» стал тест «Карелия», о котором и пойдет речь.

Вадим КРЮЧКОВ,

Сергей КАНУННИКОВ

Фото Вадима Крючкова

ЗА ШАГ ДО ЦЕЛИ

Почему именно Карелия? Начнем издалека. В России большинство автомобилей используется как некое универсальное средство передвижения на все случаи жизни. Что неудивительно — содержать, скажем, и вездеход, и седан может себе позволить далеко не каждый. Легковые машины порой попадают в такое дремучее бездорожье, куда и на джипе сунуться страшно. Хотят того производители автомобилей или нет — часть потребителей непременно будет эксплуатировать свои асфальтовые неженки, как говорится, на всю катушку. Так было и с классическими «жигулями», и с переднеприводными «самарами». «Десятке» тоже не избежать подобной участи. Поэтому и мы решились на злостное издевательство над техникой.

Где найти естественный полигон с бродами, грязью, колеями, грунтовыми и грейдерными дорогами, песком, булыжниками, валунами и щебенкой? Карелия может предоставить весь этот набор. Экспедицию снарядили именно туда. Ответить однозначно, останется ли «десятка» на ходу во время убойного теста или умрет, не подлежа ремонту, на фоне сурового северного ландшафта, было нельзя. На случай экстремальных ситуаций в паре с ней отправили техничку-буксир VAZ 21093. Путь предстоял не близкий, а задача-максимум выглядела так. Автомобиль должен добраться до тестовых дорожек в районе Медвежьегорска, выполнить запланированный ездовой цикл по бездорожью и вернуться обратно своим ходом. На всю программу отводилось 10 дней. Запланированный пробег по асфальту — около 4 тыс. км, по проселкам — 500 км. До заветной цели — достижения 50 тыс. км пробега — оставался лишь один этап. Но какой!!!

ПРОБЛЕМЫ С ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ

Прежде чем двинуться на штурм карельских грейдеров, с «десяткой» пришлось основательно поработать. Начали с профилактической замены сцепления, хотя заводской комплект служил исправно и не тревожил. Однако проверить, в каком он состоянии, было не лишним. Вскрытие показало, что «корзина» и выжимной подшипник изношены несильно. Порадовал и диск — фрикционные накладки наверняка дотянули бы до 50 тыс. км в обычных условиях эксплуатации. Мы же в дальней поездке решили не рисковать и вместо вазовского набора установили импортный фирмы «Люк».

Следующим объектом приложения сил стала ходовая часть. Провели полную ее ревизию. Задние амортизаторы, резинометаллические шарниры, наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, чехлы шарниров равных угловых скоростей оказались в порядке. А вот передние стойки явно сдали, хотя следов течи амортизаторной жидкости мы на них не обнаружили. Симптомы болезни проявлялись в том, что изредка с правой стороны автомобиля раздавался стук, а при проезде неровностей нос «десятки» раскачивался слишком долго. Поставили новые стойки от VAZ 2108, но не из магазина, а тщательно собранные специалистами фирмы ЭНГА из Энгельса. Шаг вынужденный, но в данном случае неизбежный. Амортизаторам должно было достаться основательно, и в их качестве хотели быть уверенными на сто процентов. Завершили работы регулировкой схода-развала колес.

Больше всего времени отняла система охлаждения. В преддверии сложного теста она почему-то отказалась работать исправно. Пришлось засучить рукава и взяться за дело основательно. После долгих поисков за 350 тыс. рублей купили наконец-то новый расширительный бачок на смену треснувшему и запаянному. Как говорится, не прошло и года. Потом трижды промыли систему охлаждения — сначала специальным составом фирмы «Престон», потом водой. Под занавес залили свежий «Тосол» и... обнаружили, что неисправен датчик включения вентилятора, а кроме того, полностью не открывается термостат (это уже второй — первый заклинил в открытом положении). Последний, кстати, в «десятке» оригинальный и в магазины запасных частей тогда еще не поступал. Надо было как-то приспособить деталь от «восьмой» модели. Сделать это удалось, лишь модернизировав систему охлаждения. Раньше расширительный бачок «десятки» через тройник сообщался со шлангом отопителя. Теперь тройник заглушен, а бачок соединен с патрубком термостата, как в «восьмерках» и «девятках». В итоге мы поменяли половину шлангов, установили новые хомуты, а также термостат и датчик включения вентилятора охлаждения, приобретенные в Торговом доме «За рулем».

Вообще говоря, некоторые оригинальные запасные части — головная боль для владельцев VAZ 2110. Они пока еще в дефиците, а комплектующие от других вазовских машин не подходят. У нас, например, был поврежден повторитель сигнала поворота. Внешне такой же, как у «восьмерки», но с совершенно другим основанием. Чтобы привести в порядок светотехнику, пришлось к уцелевшему «десятому» основанию приклеивать рассеиватель от разобранного повторителя VAZ 2108.

Что еще делали, собираясь в путь? Подтянули ремень газораспределительного механизма, установили новые свечи, воздушный и масляный фильтры, залили в двигатель синтетическое масло «Вальволин Син Пауэр» вязкостью 5W/50 (в коробке передач остался хорошо себя зарекомендовавший «Спектрол-синакс» вязкостью 75W/90). Отремонтировали звуковой сигнал и лампу подсветки салона. Не удалось вернуть к жизни внезапно угасшие тахометр, электронную диагностическую систему на консоли и систему автоматического управления отопителем — в пути пользовались примитивным краном. Наши расходы на запасные части вы найдете в таблице. Отметим лишь, что некоторые комплектующие, как правило, не связанные с текущим ремонтом, мы не покупали. Новый карбюратор с автоматической системой пуска прибыл с ВАЗа взамен старого, который взяли на исследование после теста «Дача» (рассказ о его дефектах — в № 9 за 1997). Стойки, колесные диски, покрышки, химические препараты и кое-какую мелочевку нам предоставили для испытаний фирмы-партнеры. Эти комплектующие мы, разумеется, не вносили в список расходов, иначе он выглядел бы куда внушительнее.

Особый разговор о выборе колес. Капризная осенняя погода Севера и запланированная езда по дорогам и направлениям с самым разнообразным покрытием побуждали искать нечто универсальное, да еще в достаточном количестве — на острых камнях, если таковые попались бы, можно очень быстро «убить» комплект резины. В результате «десятка» стартовала в пробег с покрышками И-391 размерностью 175/70R13, смонтированными на литые магниевые диски ОАО «Солимаг», имеющие сертификат Росстандарта.

Почему именно магний? Диски из этого материала достаточно легкие (4,2 кг), к тому же с довольно высокой теплопроводностью и демпфирующей способностью, во много раз превосходящей алюминиевые. Значит, можно убить двух зайцев — уменьшить нагрузки на подвеску и улучшить охлаждение тормозов. Запасной набор — 14-дюймовый: «десятку» планируют в будущем оснащать колесами этой размерности. Диски взяли сертифицированные из легкого сплава итальянской фирмы «Валбрем» размерностью 6Jх14, а шины — американские «Купер кобра» 185/60R14 M+S с развитым рисунком — по заокеанским меркам зимним, по нашим — скорее, ближе к универсальному.

Техничку VAZ 21093 обули в резину «Барум OR-42» 175/70R13 M+S. «Запаска» и передние диски — штампованные стальные, экспериментальные «Солимаг» размерностью 5,5Jх13 — сзади. Их масса всего 3,5 кг. В данном случае они проходили испытания на прочность, чтобы опровергнуть или подтвердить расхожее мнение о хрупкости литых магниевых колес.

ОНА ЖИВА, ЖИВА!

Как ни удивительно, «десятка» пытку карельскими проселками выдержала. Не без нареканий, конечно, но в целом вполне достойно.

Первое, с чем пришлось столкнуться, так это с категорическим нежеланием ламп ближнего света работать в экстремальных условиях. Испытания на дорогах общего пользования в целях безопасности принято проводить при включенном свете фар. Так поступали и мы, но от тряски на грейдере галогенные лампочки обеих машин сгорали одна за одной. Причем ситуация осложнялась тем, что в гостиницу в Петрозаводске мы возвращались в темноте. Носиться по ночам вслепую — занятие не из приятных. Запас ламп, купленных в Москве, мы израсходовали быстро. Поэтому вскоре стали завсегдатаями магазинчика, где приобретали галогенки Н-1 для «десятки» и Н-4 для «девятки».

В начале испытаний на VAZ 2110 снова закапризничал карбюратор. Причем, как водится, вдали от цивилизации и асфальтовых дорог. Двигатель захлебывался, не держал холостые и работал только с педалью газа, отжатой «до пола». На небольшой площадке перед лесоповалом устроили коварному прибору вскрытие. Из поплавковой камеры выудили соринку. Отметим, что она была единственной и сразу бросалась в глаза. В целом же карбюратор оказался на удивление чист. Похоже, инородное тело попало в него не с бензином, а во время сборки на заводе и от тряски проявило активность, закупорив главный топливный жиклер первой камеры. Больше карбюратор не тревожил.

Неожиданно много проблем доставил отказ итальянской сигнализации «Лазерлайн». Потеря охранных функций не беда — «десятка» ночевала на закрытой площадке. Неприятность в другом — перестали работать электрозамки, а штатные «закисли» и ключом не открывались. Казалось бы, чего проще — поменяй личинки и не мучайся. Так нет, на VAZ 2110 установлены похожие, но невзаимозаменяемые с «восьмыми» замки (опять оригинальные детали)! Выход нашли быстро — в те редкие случаи, когда автомобиль надо было оставить без присмотра, запирали его, опустив кнопки дверей, а потом проникали внутрь через багажник.

Во время скачек по проселкам окончательно сдал фиксатор блока предохранителей и стал выпадать в самые ответственные моменты. Представьте, подъезжаете вы на хорошем ходу к повороту, пытаетесь включить пониженную передачу, а нога по пути к педали сцепления упирается в откинутый блок предохранителей. Фиксатор, конечно, поправили, но для страховки вогнали между блоком и панелью приборов деревянный клин. Неизящно — зато надежно.

«Десятка» носилась по грейдерам, месила грязь, форсировала глубокие лужи и броды, днище ее «обрабатывала» щебенка каменистых дорог. Все шло вроде бы по плану. Основные узлы служили исправно. Тормозные трубки и шланги оказались хорошо защищены от ударов камней. Моторный отсек хоть и покрывался грязью, но систему зажигания не заливало. И все-таки однажды волею судьбы нам пришлось заняться... скалолазанием! Такую, с позволения сказать, дорогу, может, видели только участники знаменитого «Кэмел трофи». Гладкий грейдер, обозначенный на карте как весьма оживленный тракт, постепенно перешел в разбитый проселок, а потом и в извилистую тропку между огромными карельскими валунами. Ползли по лужам и мокрым камням на первой передаче, соблюдая все меры предосторожности. А километров за десять до пункта назначения наткнулись на причину наших страданий. Разобранный железнодорожный переезд превратил дорогу в тупик. Делать нечего — развернулись и двинулись в обратный путь. В сумме покорили 160 километров почти полного бездорожья. Обе машины выдержали испытание. Последствия проявились лишь на гладком асфальте. У «десятки» застучали задние амортизаторы. Оказалось, просели резиновые подушки штоков. Попытались выбрать зазоры, подтянув гайками опорные шайбы, и лишний раз убедились — подушки пора менять. Позже, в Москве обнаружили, что и в передней подвеске не все ладно. Сами стойки нагрузки выдержали, а вот их верхние опоры с подшипниками (оригинальной опять-таки конструкции) дышат на ладан. К слову, пожилая «девятка», прошедшая весь тест в том же режиме, что и «десятка», перенесла его вообще без единого замечания! Ни единой поломки, подвеска цела, газонаполненные амортизаторы «Плаза» работают. Даже опоры стоек и подушки в полном порядке. Но вот средний расход топлива выше — 8,17 л на 100 км против 6,88 л на «сотню» у VAZ 2110.

О шинах и дисках. Окрашенные в белый цвет 13-дюймовые магниевые колеса придают «десятке» привлекательный внешний вид. Темной пузатенькой машине вообще-то к лицу светлые детали в нижней части кузова. Но главное, диски выдержали тряску на карельских дорожках-вибростендах, а шины И-391 как на асфальте, так и на гравии хорошо зарекомендовали себя во всем, кроме... размерности. Тринадцатидюймовые колеса, как ни крути, — для «десятки» одежда с чужого плеча. Отсюда и некоторые претензии к ее управляемости: заваливание на переднее наружное колесо при прохождении поворотов, склонность к заносу, замедленные реакции на действия рулем. Ситуация существенно изменилась, когда автомобиль переобули в 14-дюймовые итальянские диски с низкопрофильной резиной. Вот это для нее! Во всяком случае, на асфальте машина стала себя вести по-другому. Однако американские шины «Купер кобра», блестяще проявившие себя на шоссе, оказались не самым лучшим вариантом для грейдеров. Но справедливости ради отметим — вполне приемлемым. Эх, видели бы итальянцы и американцы, в каких условиях трудились элитарные диски с дорожной резиной. Грязь, лужи, гравий, щебенка. А однажды при скоростном прохождении грейдера колесо получило сильнейший удар о здоровенный валун. Покрышка выдержала, а вот диск из легкого сплава погнулся. То, что литое колесо не рассыпалось, не раскололось, а именно погнулось — признак высокого качества и соответствия нормам безопасности. Хотя подчеркнем — для данного комплекта бездорожье не те условия, для которых он предназначен.

Общее и к тому же единогласное заключение по «обувке» для VAZ 2110: автомобиль просто создан для 14-дюймовых колес. Считаем, что он должен поступать в продажу именно с ними. Вариант с 13 дюймами — не от хорошей жизни.

Экспериментальные магниевые диски, установленные на «девятке», тоже выдержали тряску на карельских дорогах. Малая масса и ажурная внешность отнюдь не признак хрупкости колеса. Дело — в качестве его изготовления, а оно в данном случае оказалось на высоте.

ПОСЛЕДСТВИЯ И СЛЕДСТВИЯ

Когда «десятка» впервые появилась у стен редакции, многим с первого взгляда она не пришлась по вкусу. Сейчас, когда 50 тыс. км пробега остались позади, отношение к ней изменилось. Любовь, пожалуй, так и не появилась, но уважать себя автомобиль заставил. И к внешности машины привыкли, и в ее возможности поверили. А поломки — то болезни роста. Вспомним основные неисправности за четыре этапа испытаний. В них, как правило, повинны оригинальные «десятые» комплектующие. Расширительный бачок, термостат, опоры стоек, дверные замки, электронная диагностическая система, генератор, стартер, система автоматического управления отопителем, фиксатор блока предохранителей, стеклоочистители, комбинация приборов и т.д. «Восьмые» узлы и агрегаты, за исключением карбюратора с автоматической системой пуска, работали исправно. Но вспомним: когда-то и переднеприводные «самары» грешили ненадежностью оригинальных комплектующих. Сейчас об этом уже забыли. Рано или поздно так произойдет и с «десяткой». Хотя, конечно, запуск в производство сырого автомобиля не украшает производителя. Сделав скидку на то, что редакционная «десятка» из первой опытно-промышленной партии, все же отметим — часть ее недостатков перекочевала и на товарные машины.

Безусловно, по сравнению с моделями «восьмого» семейства VAZ 2110 приобрел иные потребительские качества. Пока на конвейере нет «десятки» с 16-клапанным двигателем, вентилируемыми тормозами и прочими предназначенными для нее современными узлами, но даже без этого автомобиль стал более комфортабельным, вместительным, менее резким в управлении, повысилась его топливная экономичность. Способность VAZ 2110 противостоять невзгодам наших дорог в общем-то неплохая. Но надо подчеркнуть, что его стихия все же асфальт. Проселки, грейдеры и даже бездорожье в умеренных дозах он выдержит. Правда, чуть хуже «восьмерок» и «девяток».

Пора, наверное, вынести наш вердикт. В нынешней комплектации «десятка» — неплохой в целом автомобиль с нераскрытым полностью потенциалом. Будем надеяться — объективные трудности не помешают ВАЗу расширить гамму модификаций, внедрить запланированные новинки, повысить качество. Тогда, вероятно, исчезнет разрыв между задуманным и исполненным, а покупатель получит надежный и достаточно современный автомобиль.

P. S. Сейчас автомобиль проходит дефектовку, с результатами которой мы познакомим читателей в ближайшем номере журнала.

Пожилая техничка-"девятка" трудилась наравне с "десяткой" и пытку северными дорогами выдержала.

Естественный пьедестал — камни на берегу Сегозера.

Грунтовая дорога, северный пейзаж, две редакционные машины. И так каждый день.

Покорители Севера (слева направо): VAZ 2110, редактор Сергей Канунников, водитель-испытатель Альберт Наполов, эксперт Юрий Цветков. За кадром — командор пробега Вадим Крючков.

Элитарные 14-дюймовые диски с низкопрофильными шинами изменили не только внешний облик, но и ходовые качества автомобиля.

Художественное плавание. Исполнители: VAZ 2110 и мастер спорта Альберт Наполов.

Водопад Кивач.

Представители местной фауны, увидев новинку ВАЗа, буквально остолбенели.

Этапы и цифры

Тест «Зима»

Общий пробег, км 2131 

Из них:

лед, укатанный снег, км 1710 

снежный проселок, км 421 

Средняя скорость, км/ч 44,39 

Расходы на запасные части, руб.:

масло моторное 140 000 

масло трансмиссионное 140 000 

фильтр воздушный 20 000 

фильтр масляный 20 000 

фильтр тонкой очистки топлива 5000 

щетки стеклоочистителя 100 000 

стартер 470 000 

Итого, руб. 895 000 

Смешанный тест

Общий пробег, км 37 766 

Из них:

загородные шоссе, км 7403 

городские дороги, км 29 363 

Расходы на запасные части, руб.:

гайки ступиц 12 000 

регулировка схода-развала 185 000 

ручки стеклоподъемников 40 000 

датчики включения вентилятора 50 000 

подушки задних амортизаторов 20 000 

«Тосол» 140 000 

антикоррозионное покрытие 937 000 

сигнализация 2 465 000 

Итого, руб. 3 849 000 

Тест «Дача»

Общий пробег, км 5322 

Из них:

загородные шоссе, км 4924 

городские дороги, км 330 

проселки, км 68 

Средний расход топлива за пробег, л/100 км 7,44 

Средняя скорость по шоссе, км/ч 68,9 

Тест «Дача» (продолжение)

Расход топлива на шоссе (мерный участок)

при средней скорости 120 км/ч, л/100 км 7,2 

Нагрузка автомобиля, кг 400 

Расходы на запасные части, руб.:

генератор 1 400 000 

диск колеса 100 000 

щетки стеклоочистителей 150 000 

фильтр воздушный 20 000 

фильтр масляный 20 000 

масло моторное 140 000 

прикуриватель 20 000 

тормозные колодки 70 000 

термостат 60 000 

Итого, руб. 1 980 000 

Тест «Карелия»

Общий пробег, км 4781 

Из них:

шоссе, городские дороги, км 4267 

проселки, км 514 

Средний расход топлива

за пробег, л/100 км 6,88 

Расходы на запасные части, руб.:

фильтр воздушный 18 000 

фильтр масляный 52 000 

масло моторное 197 200 

термостат 140 000 

сцепление 512 000 

«Тосол» 170 000 

бачок расширительный 350 000 

датчик

включения вентилятора 25 000 

лампа подвески салона 40 000 

повторители

сигнала поворота 16 000 

свечи 20 000 

лампы ближнего света 72 000 

шланги системы

охлаждения, хомуты 102 000 

регулировка схода-развала колес 185 000 

шиномонтаж 150 000 

Итого, руб. 2 052 200 

Общие расходы

на запасные части и обслуживание без учета работ,

выполненных в лабораторно-техническом центре

«За рулем», руб. 8 776 200 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии