Шведский этюд

ШВЕДСКИЙ ЭТЮД

]

РЕПОРТАЖ ЗР 

ШВЕДСКИЙ ЭТЮД

Чаще всего автомобильную фирму сторонний наблюдатель представляет лишь по ее продукции. Такие-то модели, их характеристики, реже — краткое знакомство. Само по себе предприятие остается в тени. Полагаю, что, приглашая в гости журналистов, грузовое подразделение известной фирмы «Вольво Трак» решило ближе познакомиться с российскими потребителями. Перед вами — штрихи к портрету шведского автозавода.

Антон ЧУЙКИН

НЕМНОГО О ПРОИЗВОДСТВЕ

На любом автозаводе самое интересное (или, во всяком случае, зрелищное) — сборочное производство. Здесь из разрозненных деталей получают единое целое, конечный продукт — автомобиль. Вокруг него — главного персонажа — разворачивается целое действо. Цех — театр, персонал — актеры, конвейер — сцена.

В театре «Вольво Трак» сцены как таковой нет. Старика Форда хватил бы удар, побывай он в Гётеборге — предприятие мощностью 15–20 тысяч тяжелых грузовиков в год обходится без его гениального изобретения — конвейера.

Небольшую часть машин — семейство NL капотной компоновки — собирают в отдельных боксах, куда доставляют готовые узлы и агрегаты. Кстати, их для всей гаммы делают на других предприятиях «Вольво» по всей Швеции — коробки передач в Чёпинге, двигатели в Шёвде, мосты в Линдесберге, кабины в Умео.

Модели FL и FH собирают, передавая с поста на пост. В способе переезда будущего грузовика от одной бригады к другой и заключена самая интересная особенность этого завода. Раму с мостами ставят на две низкие тележки. Передняя — с электромотором и пультом управления. Когда на посту выполнены все положенные операции, один из рабочих, как поводырь, ведет за собой покорное шасси к следующей бригаде. Таким образом, от жесткого, раз и навсегда устроенного конвейера оставлена лишь часть — инструменты и выстроенные в линейку ящики с комплектующими. Пол — гладкий, проложить по нему любой новый маршрут для электроплатформ — не проблема. Достоинство такой организации сборки — великолепная гибкость, возможность менять комплектацию и даже модели машин, не перестраивая производство. Ненужный пост можно просто объехать, дополнительный — организовать в сторонке; попробуйте сделать так при обычном конвейере!

Второе, чем удивляет завод «Вольво Трак», — склад мелких комплектующих (крупные поступают на сборку «с колес», минуя лишний этап хранения). Здесь нет ни одного человека. Автоматические транспортеры, краны между стеллажами и главные герои — «разумные» рыжие платформы, доставляющие нужные детали к нужному транспортеру или посту. Понаблюдав за их действиями, поневоле начинаешь сравнивать склад с каким-нибудь вольером или прогулочным двориком — настолько платформы напоминают хорошо выдрессированных братьев наших меньших. Вот одна, задумчиво описав круг, подрулила к стеллажу, приняла на борт ящик с крепежом и отправилась к транспортерам; ориентиром ей служат проложенные по полу проводники. Вот она въехала в строй «коллег»... пропустила встречный поток... повернула... подумала... подъехала к «перекрестку»... пересекла его строго по правилам... ну, наконец — и место назначения, где она сдает груз на роликовый транспортер.

Ей-Богу, не удивлюсь, если по ночам платформа встречается с товарками и обсуждает прошедший уик-энд или вовсе план побега. Машинная цивилизация — не за горами.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВИКОВ

Понятно, что 99,99...% грузовиков, выходя с завода, приступают к своим прямым обязанностям — транспортным перевозкам. Но есть машины с нестандартной судьбой. Они призваны привлечь клиентов и работают на имидж предприятия.

Несколько грузовиков — демонстрационные, они возят дилеров, придирчивых клиентов и любознательных журналистов. Интересно, что для этого у «Вольво Трак» (и фирма в этом не одинока) есть специальная закрытая трасса вблизи завода легковых автомобилей. А вообще у предприятия три полигона: демонстрационный, обкаточный, где проверяют только что собранные грузовики, и большой исследовательский, где вдали от посторонних глаз ведут серьезные работы.

Прежде чем доверить руль тяжелого грузовика, водителя нужно соответствующим образом подготовить, желательно с наименьшими затратами на ремонт автомобиля. Для этого существуют тренажеры, или симуляторы. Есть такой и у «Вольво» — полгрузовика FH, проекционные экраны и компьютер. Может быть, человека, готовящегося впервые сесть за руль, эта штука и удивит, и научит. На мой взгляд, тренажер слишком далек от реальности, и «симулянт», чувствуя это, скорее играет, чем всерьез тренируется. Хотя, возможно, это и небесполезно — ведь на симуляторе учатся курсанты местной «автошколы».

Только одному счастливчику из целого поколения грузовиков уготована самая почетная роль — служить в музее «Вольво». Чего там только нет! От армейского вездехода «Лапландер» в модификации для марафона «Париж-Дакар» до машин 30-х годов, богатая экспозиция легковушек, но музей — тема отдельного материала, к тому же меня он, признаться, натолкнул на грустные размышления. Ни одно из подобных заведений отечественных заводов, увы, не выдерживает сравнения со шведским.

ЗАОКЕАНСКАЯ «ЗВЕЗДА»

Итак: на заводе побывали, музей посетили, в учебном центре «посимулировали», на реальных грузовиках покатались. Но осталось ощущение легкого информационного голода, неудовлетворенности: да, завод суперсовременный, но работает уже не первый год; музей отстроен недавно, но мы далеко не первые посетители; машины хороши, но уже всем известны. Пишущая братия придирчива: подавай эксклюзив!

Как в концертных программах звезды всегда выходят под конец, так и нам последним пунктом программы явился «Вольво VN770» — новейший (!) заокеанский флагман фирмы.

Пока мало кто в Европе может похвастаться знакомством с этой машиной — она разработана американским филиалом «Вольво» специально для местного рынка. Как всякий большой «капотник», «770» в Старом Свете неудобен — длинный нос и купе отнимают лишние метры у строго лимитированной общей длины автопоезда. Наивно было бы думать, что машину пригнали в Гётеборг специально для нас — скорее, наоборот. Образец доставили на историческую родину для всесторонней оценки, и мы обнаружили его на газоне перед инженерным корпусом в окружении специалистов.

Проект «770» — один из шагов к унификации всех моделей «Вольво». Грузовая гамма включает в себя несколько семейств: европейские FL, FH, «капотник» NL, особняком стоят «американцы», сохранившие преемственность с Whitе GMC. Но фирма-то одна, и распылять силы, делая десяток разунифицированных моделей, было бы неразумно. В результате внешне оригинальный «770-й» при ближайшем рассмотрении обнаруживает большое сходство с европейским FH12/16. По сути, та же кабина, но с оперением, тот же двигатель, сходные шасси (думаю, в будущем различий будет еще меньше), по-настоящему новый только жилой отсек. Зато убиты сразу два зайца: унифицированы машины Старого и Нового Света, а клиентам представлен новый грузовик, выдержанный в заокеанских традициях.

Вот из таких штрихов сложился у меня небольшой этюд. Судить о нем предстоит вам, а мне остается только поставить свою подпись.

«Ковбой» «Вольво VN770», разработанный в американском отделении фирмы. Он обладает самым большим жилым отсеком, соединенным с кабиной (вверху).

Автоматизированный склад, населенный «умными» платформами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии