Жизнь после смерти,

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ,

]

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ,

или покрышки, которые не боятся гвоздей

Пробитое в дороге колесо если и не привело к аварии, то все же вызвало огорчение: нужно остановиться, выйти из теплой и уютной машины и выполнить пусть нехитрую, но порой неприятную замену колеса. Случается это, по закону подлости, обычно в непогоду и вдали от дома, гаража. Настроение падает до нуля, когда понимаешь, что покрышка восстановлению не подлежит. Но сегодня этих неприятностей можно избежать, поставив на автомобиль шины «Гудьир» новой конструкции — ЕМТ, способные еще долго катиться, даже если все они «прошиты» пулеметной очередью. Об удивительных покрышках, не боящихся гвоздей, рассказывает Вячеслав СУББОТИН. Он посетил полигон «Гудьира» в Люксембурге, где компания устроила представление для журналистов.

Как только господин Данлоп, отрезав кусок шланга для поливки огорода, надел его на велосипедные колеса сына и надул, то сразу задумался, как уберечь его от проколов. И если уж это произошло, то как удержать давление? Было это, напомним, в XIX веке. Тогда толком придумать ничего не удалось, и проблема вместе с пневматической шиной перекочевала на автомобиль. Задача противостоять разбросанным гвоздям занимает умы конструкторов шин и по сей день.

Решения предлагаются разные. К примеру, в шине крепят небольшие колбочки со сжатым газом. Стоит покрышке потерять воздух, колбы, касаясь внутренней поверхности, разрушаются, а освободившийся газ заполняет колесо и восстанавливает давление. Пробовали внутри шины ставить жесткое пластиковое или резиновое колесо, которое вступало в работу, когда спускало внешнее. Чтобы удержать давление, шинники экспериментируют со всевозможными герметизирующими составами, которые наносят на внутреннюю поверхность покрышек или заливают через вентиль. Были и другие предложения — по две камеры в колесе, сдвоенные покрышки и т. п. Но все это оказывается малоэффективным, лишь частично решающим проблему.

Увы, прошло столетие, но ничего лучшего, чем запасное колесо, так и не придумали. Хотя желание избавиться от него не исчезало никогда. Возить без дела полноразмерную тяжелую запаску невыгодно. Вместо нее некоторые фирмы прикладывают легкое и тонкое колесо, позволяющее с черепашьей скоростью добраться до шиномонтажа. Но в общем-то и это не выход.

Именитая фирма «Гудьир» продвинулась дальше других и ныне вышла с призывом «Долой запаску!». Программа компании — ЕМТ (Extended Mobility Tires) — «особо живучих шин» принесла отменные плоды. На покрышках со значком ЕМТ можно без проблем двигаться, забив в них по десятку гвоздей, отверток и прочих колющих предметов или напрочь вырвав все вентили. Если не превышать 80 км/ч, езжай себе целых 80 км! Дело в том, что спущенная покрышка не расплющится, как обычная, под весом автомобиля, а только немного «присядет». Всю нагрузку примут на себя боковины ЕМТ-шины. Точнее, специальные вставки. Они не позволят сложиться покрышке и не дадут диску разрушить боковины.

Справедливости ради отметим, что над подобными конструкциями трудились и другие крупные шинные компании, делая боковины несминаемыми. Но автомобиль на них утрачивал мягкий ход и превращался в жесткую телегу. И только «Гудьиру» пока удалось сохранить в подобной схеме главную функцию шины — делать поездку комфортной. Мало того, автомобиль на ЕМТ-шинах не потряхивает даже при спущенном колесе — так здорово работают боковины. Просто фантастика!

Чтобы сделать покрышку живучей и пригодной к эксплуатации после поездки без воздуха, изменены и другие элементы ЕМТ: протектор, брекер, корд. К примеру, необычен профиль металлических колец на посадочных поясках. Они лучше удерживают пустую шину на ободе, не давая ей соскочить или провернуться. В лабораториях «Гудьира» долго бились над особым составом резины. Она лучше проводит и рассеивает тепло, которое образуется во время качения покрышки. Кстати, высокая температура, возникающая у спущенного обычного колеса, — основная причина разрушения покрышки. После короткого, но интенсивного воздействия — торможения с высокой скорости до малой и съезда на обочину на пробитом колесе — восстановить его уже не удастся. С шиной ЕМТ этого не случится, она остается в любом состоянии (надутом или спущенном) холоднее традиционной, а потому более стойкой к разрушению.

Чтобы доказать все преимущества, «Гудьир» демонстрировал работу ЕМТ-шин на полигоне, обув в них самые разные автомобили — от скоростного «Корвета» до вседорожника «Тойота-RAV4». Признаться, мы не ощутили разницы в комфорте между обычными и ЕМТ-покрышками. И это всех порадовало. Но еще большее изумление вызвали тесты со спущенными колесами — для этого вывинчивали вентиль из правого переднего колеса. Поначалу ехать с такой шиной было страшно — вдруг слетит с обода в повороте или при торможении машину развернет на скользкой дороге? Ничего подобного! Автомобили уверенно двигались в крутом повороте, проходили неровности и тормозили, не меняя направление, даже когда правые и левые колеса заезжали на поверхности с разными коэффициентами сцепления. Отлично машины управлялись и на площадке, где было сымитировано ледяное покрытие. Короче говоря, автомобили со спущенными ЕМТ-покрышками вели себя так же, как на обычных накачанных шинах. Конечно, опытный водитель чувствовал «сдутое» колесо: машину несколько вело в сторону, да и покрышка больше шумела. Но после убедительных тестов на надежность на это уже не обращали внимание. Кое-кто из журналистов провел свои испытания, не запланированные программой. Один превысил допустимую скорость и в повороте на 100 км/ч все же разбортовал спущенную покрышку. Бортовые кольца слетели с полок ободьев, шина сильно подломилась, но автомобиль удалось удержать на траектории. Мало того, еще и добраться до пункта отправки, не разрушив покрышку. А я разогнал «Корвет» со спущенной шиной до 120 км/ч и удивился, что он летел, словно по струнке.

Проект ЕМТ — это, пожалуй, маленькая революция в автомобильном мире. Нет нужды возить запаску, если маршрут не уводит автомобиль дальше 150 км от дома. Главное же, с такими шинами можно безопасно двигаться по любой дороге, в городе и на шоссе, пустынной улице и забитой машинами магистрали, не беспокоясь, что внезапный прокол шины закрутит автомобиль волчком. Аварии можно избежать на все сто процентов — стоит только снизить скорость до требуемых 80 км/ч.

Уже в следующем году такие покрышки «жигулевских», «москвичовских» и «волговских» размеров появятся на рынке. Пока же ЕМТ-шин делают совсем немного — только для спортивных дорогих машин. Обещают, что цена покрышки не превысит стоимости обычных более чем на 10–15%. Может, это окажется и нам по карману? Ведь ездить на таких надежных шинах, не думая о последствиях прокола, — одно удовольствие.

ЕМТ-шине не страшен никакой прокол. Она не сядет на обод, даже если воздух полностью выйдет из нее.

«Корвет» пока остается единственным автомобилем, на который штатно ставят покрышки «Гудьир ЕМТ» (Eagle GS-C). На снимке — правое переднее колесо спущено.

В крутом повороте на новеньком «Фольксвагене» удалось «разобрать» спущенную покрышку ЕМТ. Но даже с такой можно продолжать двигаться.

На ЕМТ можно выбраться даже с таким повреждением покрышки.

Строение ЕМТ-шины: 1 — протектор; 2 — боковина; 3 — спирально-навитая лента для защиты от пробоев; 4 — брекер; 5 — клинообразная вставка;

6 — каркас; 7 — вставки ЕМТ; 8 — бортовая часть.

Сечение спущенной шины: а — традиционной, б — ЕМТ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии