Самоубийство!

САМОУБИЙСТВО!

]

АНКЕТА «ЗА РУЛЕМ»

САМОУБИЙСТВО!

Не предоставлять преимущество, не соблюдать дистанцию...

Из года в год средства массовой информации и «За рулем» в их числе публикуют статистику аварийности — сухой официальный документ, своего рода отчет о проделанной ГАИ работе по регистрации дорожно-транспортных происшествий и их причинах. Но это взгляд на проблему с одной стороны — органов МВД. Между тем есть и другая — сами водители, которые судят о ДТП со своей колокольни — виновников и жертв того, что творится на наших дорогах. К ним-то мы и обратились с просьбой честно, как на духу, наедине с собой признаться в прегрешениях за рулем и таким образом помочь ответить на волнующее всех: почему на наших дорогах — война? Скажем сразу: ваши ответы на вопросы анкеты и полученные на основе их данные впечатляют гораздо больше привычной статистики ДТП, которая страшна уже сама по себе числом жертв, калек, поломанных жизней.

Начнем с самого шокирующего: 76% водителей из 40 тысяч ответивших на анкету (спасибо им за это) честно признались, что нарушают Правила дорожного движения. Вдумайтесь только: три из четырех автомобилей постоянно представляют угрозу для жизни окружающих! Ну, и для собственной. Трудно представить, что мы не ценим свою жизнь, которая, как известно, дается один раз. Но, похоже, садясь за руль, мы напрочь об этом забываем: «Эх, была — не была!»

Наиболее распространены три вида нарушений: превышение скорости, нарушение правил обгона и... несоблюдение дистанции. Из тех, кто ответил, что нарушает ПДД, ездят с недозволенной скоростью все 100%! Любопытны и другие цифры, а именно: сколько водителей из тысячи грешат теми или иными нарушениями. Приведем «цифирь» (рис. 1).

Превышение скорости — 761.

Нарушение правил обгона — 280.

Несоблюдение дистанции — 230.

Выезд на встречную полосу движения — 186.

Езда с неисправными световыми приборами и не соответствующими требованиям ПДД колесами — 150.

Езда на «красный» сигнал светофора — 103.

Езда с неисправными тормозами — 65.

Езда в нетрезвом состоянии — 48.

Непредоставление преимущества — 48.

Кто-то скажет, ну и что? Езжу так и ничего не случилось. Нет, просто повезло. Пока не верите? Вот реальный опыт наших читателей — ответы на вопрос «Случались ли ДТП по этой причине?» (рис. 1). (Естественно те, кто поплатился жизнью, не смогли ответить на наши вопросы.) Мы называем совершенные нарушения и их последствия — количество попавших в ДТП (на тысячу водителей, допускающих эти нарушения). Превышение скорости — 63. Нарушение правил обгона — 43. А вот несоблюдение дистанции — 303. Далее: выезд на полосу встречного движения — 43, движение с неисправным освещением и негодной «резиной» — 61, с неисправными тормозами — 140. А вот состояние алкогольного опьянения привело к аварии уже 167 водителей (напомним, по их собственному признанию). Это без малого каждый пятый, позволивший себе совершенно недозволенное — пару рюмок водки или других крепких напитков. Модный нынче проезд на «красный» не остался без последствий для 42 наших респондентов — легко отделались! Зато почти каждый второй(!) побывал в аварии из-за непредоставления преимущества другим водителям или пешеходам — 438! Вот так-то.

А теперь весьма любопытно сравнить данные нашей анкеты с официальной статистикой ГАИ (рис. 2 и 3), которая исходит из того, что всего в России зарегистрировано 30 миллионов транспортных средств, в том числе 16 миллионов легковых автомобилей (см. стр. 6). Так вот, за прошлый год, по сводкам ГАИ, одно происшествие из-за превышения скорости приходилось на 1300 транспортных средств, из-за несоблюдения дистанции — на 9000, из-за обгона и выезда на встречную полосу — на 2000. Интересно получается, даже если привести к «общему знаменателю», в расчете на 1000, как было выше. Читатели говорят о том, что фактически послужило причиной ДТП, а ГАИ — что официально зарегистрировано. Разумеется, сделаем скидку на то, что отвечавшие на анкету суммировали свои аварии за несколько лет. Однако все равно что-то не сходится.

Для справки: в 1996 году в РФ, где на 1000 жителей, как известно, приходится 120 автомобилей, зарегистрировано 160523 ДТП, а, скажем, во Франции, где далеко не самые дисциплинированные водители, — 180 000, хотя автомобилей там в четыре раза больше.

Но продолжим анализ «анкетных данных». Получается, что превышение скорости — безобидный проступок по сравнению с непредоставленным преимуществом, что «неправильный» обгон не так страшен, как элементарное несоблюдение дистанции, что неисправности в машине значительно коварнее, чем выезд на встречную полосу, не говоря о проезде на «красный». Есть над чем задуматься? Попутно вспомним и о наказании. Согласно КоАП, за несоблюдение дистанции вы заплатите максимум 41 тысячу рублей, за превышение скорости и неработающие тормоза — 250, за обгон и проезд под «красный» — 83, а выезд на встречную полосу и непредоставление преимущества обойдется в 167 тысяч. Но это уже — производное, а нас интересует суть.

Скажем, как статус (профессионал или любитель), стаж вождения и возраст водителя сказываются на отношении к законам дороги.

Результаты анкеты не оправдали мнения тех, кто предполагает, что водители-профессионалы более дисциплинированны и нарушителей среди них меньше. График «Нарушения ПДД любителями и профессионалами» (рис. 4) показывает, что соотношение почти однаково. Среди первых — 80% нарушающих ПДД, ненарушающих — 20%, а среди вторых — 78 и 22%. В наше время, судя по анкете, профессиональная принадлежность к шоферскому сообществу не лежит в основе нарушений ПДД.

Возьмем еще один аспект, затронутый в нашем опросе. В состоянии ли мы с возрастом отказаться от дурной привычки нарушать ПДД? В этом плане интересны данные, представленные на рис. 5, — изменение соотношения нарушающих и ненарушающих ПДД в зависимости от возраста. Выяснилось, что с возрастом удельный вес нарушающих ПДД становится все-таки меньше, хотя во всех возрастных группах явное преобладание нарушающих ПДД над теми, кто их выполняет, сохраняется.

В возрастной группе до 20 лет соотношение нарушающих и ненарушающих составляет 77 и 23%, в возрастной группе 21–30 лет оно достигает критических величин — 84 и 16%, а потом несколько снижается: в возрасте от 31 до 40 лет до 82 и 18%, в группе от 41 до 50 лет оно уже 74 и 26%, а среди тех, кому больше 50 лет, это соотношение равно 58 и 42%.

Кто-то скажет: привычка — вторая натура, особая черта характера. Но, с учетом опубликованных данных о характере водителя (см. ЗР, 1996, № 5), речь скорее всего идет не столько о привычке, сколько об определенных, врожденных качествах. В частности, вероятнее всего, столь необходимое качество для водителя, как смелость, решительность, обеспечивающее уверенность поведения на дороге, в своей диалектической противоположности и оборачивается фактором риска. Так что давайте помнить о том, что не сам автомобиль является средством повышенной опасности, а в первую очередь мы сами, водители, со своим характером, амбициями, невыдержанностью становимся фактором риска на дороге. Задумаемся над этим. Ведь не самоубийцы и не убийцы же мы в самом деле.

Осталась еще одна сторона проблемы: соотношение нарушающих и ненарушающих Правила в зависимости от стажа вождения. Оказывается (рис. 6), увеличение стажа вождения не играет заметной роли в нарушении ПДД. Если среди водителей со стажем до 1 года нарушающих ПДД — 68%, а ненарушающих соответственно 32%, то со стажем от 2 до 5 лет это соотношение — 81 и 19%; от 6 до 10 лет — 84 и 16%, а свыше 10 лет — 75 и 25%. Так что, повторимся, и стаж вождения не является существенным фактором в снижении удельного веса нарушающих ПДД.

Результаты обработки анкеты требуют глубокого осмысления и серьезного анализа. То ли что-то с нами не в порядке, то ли движение организовано так, что ездить без нарушений невозможно, то ли система контроля безопасности движения дает сбой. Но ситуация явно ненормальна и требует корректировки. Иначе мы все, кто ездит в автомобиле, обречены.

Редакция

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии