Высоковольтные для "самары"

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ДЛЯ «САМАРЫ»

]

ЭКСПЕРТИЗА

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ДЛЯ «САМАРЫ»

Наверное, каждый автомобилист имеет собственное мнение о том, какие запчасти или комплектующие покупать для своего любимца автомобиля. Часто мнение это формируется сложным, дорогим и опасным методом проб и ошибок. Материалы рубрики «Экспертиза», появившейся в этом году в «За рулем», как мы полагаем, помогут вам избежать некоторых ошибок и их последствий. Сегодня речь пойдет о высоковольтных проводах.

Александр БУДКИН

Для проведения экспертизы были куплены шесть комплектов высоковольтных проводов «на девятку», охватывающих весь диапазон цен. Самыми дешевыми, как и следовало ожидать, оказались старые, хорошо известные автолюбителям провода синего цвета отечественного производства (фото 1) с «изящным» названием ПВППВ-40. Их мы приобрели в магазине за 30 тыс. руб. Самой дорогой покупкой, и это тоже не стало для нас неожиданностью, были высоковольтные Bosch (фото 2). За них мы отдали 140 тысяч. Все остальные провода расположились в этом интервале цен довольно близко друг к другу: нашумевшие «Цезарь» белого цвета, изготовленные специально для России — 65 тысяч (рис. 3), американские Web Wire R-200 — 69 тысяч (фото 4), Champion — 70 тысяч (фото 5) и английские Jan More — 80 тыс. руб. (фото 6). При наличии свободного времени все это можно было бы найти и подешевле. Характеристики проводов приведены в табл. 1. 

Всем комплектам предстояло пройти комплекс испытаний в лаборатории систем зажигания и сигнализаций НИИ автоэлектроники, где подобные эксперименты проводили еще во времена СССР, так что опыта в этом деле накопили достаточно.

Прежде чем обращаться к результатам испытаний, остановимся ненадолго на том, какими должны быть провода, исходя из существующих стандартов. Сравнение российского стандарта ТУ 16-К81.02-91 и международного ISO 6856–90 выявляет некоторые отличия. Например, международный стандарт предъявляет более жесткие требования к работе проводов при высокой температуре: 180°С против наших 110°С, но он не столь привередлив к работе при низких температурах. К холодной зиме, судя по отечественным стандартам, мы готовимся лучше: наши провода должны исправно работать при минус 40°С в умеренном климате и при минус 60°С в холодном. Есть и еще один повод порадоваться за нас, любимых: только наши российские провода должны быть стойки к воздействию «плесневых грибов» (именно так записано в стандарте). И все же праздновать победу еще рано, ведь стандарт оговаривает лишь нижний уровень требований, а кто из производителей дальше уйдет от него — это еще вопрос.

Требования общего стандарта оговаривают далеко не все характеристики проводов, и куда важнее, чтобы высоковольтные провода не просто были «качественными», но и оказались впору каждому конкретному автомобилю. Для этого они должны подходить по длине, иметь вполне определенное электрическое сопротивление и создавать наименьшие помехи радиоприему.

Известно, что импортные высоковольтные провода по сравнению с нашими имеют большее значение распределенного по длине провода электрического сопротивления. Зачем? Чтобы создавать меньше помех радиоприему. Но мы знаем: бесплатный сыр — только в мышеловке, и чтобы не вышло как в популярной сегодня притче — «хотели как лучше, а получилось как всегда», решили, помимо прочего, особенно тщательно проверить, как повлияет «лишнее» сопротивление в проводах на выходные характеристики электрического разряда.

Характеристики разряда измерялись в двух различных комплексах испытаний: первый из них соответствует ГОСТ 28827–90 и проводится только с одним центральным проводом. Второй соответствует отраслевому стандарту ОСТ 37.003.073–85. В этом случае проверялись цепочки «центральный провод — самый длинный провод», соединенные между собой, как и положено, через «крышку распределителя». В первом случае требовалось получить длительность разряда не менее 1,6 мс и ток разряда не менее 75 мА — именно таково требование ВАЗа к высоковольтным проводам. Во втором случае — чем больше получим, тем лучше. Результаты испытаний приведены в табл. 2. 

А теперь небольшой комментарий к полученным результатам. Все типы проводов, кроме Web Wire R-200, имеют параметры искрового разряда соответствующие требованиям ТУ (технических условий), согласованных с ВАЗом. Главный недостаток американских Web Wire R-200 — ошибка в комплектации набора проводов, иначе это не назовешь. Вместо обычной длины 270–300 мм центральный провод здесь длиной 510 мм. Такой провод обычно применяется при установке бесконтактной системы зажигания на «жигулевскую» классику, но на «Самаре» этот «шнурок» не нужен. Из-за чрезмерной длины провод имеет «рекордное» значение электрического сопротивления, а это очень сильно портит характеристики высоковольтного разряда. Однако это отнюдь не значит, что двигатель вообще не сможет работать. Просто в наиболее тяжелых случаях, например на «убитом» моторе с «переливающим» карбюратором, ухудшатся характеристики сгорания, усложнится пуск двигателя, чаще будут возникать пропуски воспламенения.

Основная проблема проводов Bosch — это опять же повышенное сопротивление (см. табл. 1). В том, что у этих проводов очень хорошая помехозащищенность, мы не сомневались, но, увы, длительность разряда оказалась довольно низкой.

Все же говорить, что Champion лучше, чем Bosch, или наоборот, в данном случае нельзя. Можно лишь констатировать, что одни из проводов лучше подходят для «Самары», чем другие, да и то с оговоркой. Если для вас важнее всего качество звучания музыки в машине, то, возможно, именно Bosch окажется предпочтительней, при этом какого-либо «ухудшения» работы двигателя вы, скорее всего, не почувствуете. Если же ваша машина давно просит капремонта, компрессия — хуже некуда, карбюратор не отрегулирован, а вам надо завести двигатель в лютый мороз, то ничего лучше отечественных проводов для этих целей придумать невозможно.

Наряду с измерениями характеристик разряда проводились климатические тесты. Наихудшие характеристики здесь показали теплолюбивые американцы Web Wire R-200 и... наши ПВППВ-40. Оба комплекта при минус 40°С «дубеют», хотя функции свои продолжают выполнять: в исследованном диапазоне температур — от минус 40 до плюс 85°С — активное сопротивление всех проводов изменялось не более чем на 13%, что практически не влияет на разрядные процессы системы зажигания. Помехозащищенность проводов экспериментально не определялась — подобные тесты крайне сложны. Однако вообще забыть об этом было бы нечестно, ведь именно в этом наши провода заметно уступают импортным. Этим объясняется, что в отечественных системах зажигания устанавливают дополнительные резисторы для подавления помех. Напряжение пробоя также не измерялось, но по другой причине: системе зажигания VAZ 2109 на пробой «не хватит сил».

Наверняка среди читателей есть люди, которые скептически относятся к отечественной продукции, и то, что наши ПВППВ-40 получили высокие оценки, они назовут предвзятостью, вспомнив, что наши провода могут в случае чего и током стукнуть, и показать, что такое «северное сияние». Видимо, стоит объяснить, отчего это происходит. Дело здесь не в плохой изоляции, а, скорее, в худшем сочленении контактов на изношенных отечественных проводах. Даже у наших новых усилие расчленения контактов 6 кгс, против 7 кгс у импортных проводов, не говоря уже о том, что наконечники последних имеют пукли (выдавленную круглую выпуклость), а отечественные могут похвастать только отогнутыми лепестками. Со временем «лепестковое» соединение перестает надежно «держать» контакты, и часть электрического разряда, особенно в сырую погоду, уходит не туда куда надо. Свою роль играет и то, что наши провода более склонны к растрескиванию изоляции. Однако, отмечая все эти минусы, мы не должны забывать, что отечественная продукция в данном случае действительно позволяет получить лучшие характеристики высоковольтного разряда и при этом оказывается в 2–5 раз дешевле.

Редакция благодарит отдел аппаратов зажигания и систем тревожной сигнализации НИИ автоэлектроники за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии