Рейд в поисках зимней солярки — проверили 20 АЗС

Если чуткое к морозам дизельное топливо замерзнет, проблемы с пуском двигателя обеспечены. А то и дорогостоящий ремонт предстоит.

Эти испытания мы проводим ежегодно. На сей раз проехали по АЗС южной части Московской области – и на каждой приобрели по пять литров дизтоплива. Цель практически святая: определить, продают ли нам зимой именно зимнюю солярку.

Как ни странно, современные законы разрешают спокойно торговать зимой летним топливом. Да-да! Продавцам лишь нельзя выдавать летнее дизтопливо за зимнее, но в открытую этого никто и не делает: на колонках пишут просто «ДТ». А какое именно это ДТ? Кто из нас проверяет и как? Приезжаем, заправляемся «на веру» – а потом дизель не заводится.

На улице снегопад: не хочется думать, что где-то вам нальют летнее топливо вместо зимнего.

Есть простой способ: заморозить солярку. Поэтому все пробы мы подвергли заморозке до –30˚ С. Конечно, полученные результаты нельзя распространять на всю торговую сеть и на всю продукцию той или иной компании: где-то емкости под топливо не совсем герметичные, а потому в них может поступать вода, у кого-то накануне автоцистерна оказалась не в надлежащем состоянии. Но факт есть факт: что получили, о том и рассказываем. А в нашей таблице мы расположили пробы в соответствии с хронологией (временем) их приобретения 1 декабря 2020 года.

Самое дорогое дизтопливо нам продали на АЗС ВР: 48 рублей 29 копеек за литр. А небывало низкая цена – 37,90 рублей – встретилась нам в Чеховском районе на автодороге «Крым»: на АЗС № 124 дизтопливом торгует ООО «Авангард». Таким образом, разброс декабрьских цен достиг 27%.

Сейчас уложим канистры поаккуратнее – нам предстоит посетить два десятка областных АЗС.

К вопросу о канистрах

Проблемы с заправкой в пластиковую тару в который раз возникли на АЗС, принадлежащих «Роснефти». Год назад мы отправили редакционный запрос руководству компании с просьбой разъяснить, почему свои внутренние распоряжения она ставит выше ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». Этот документ разрешает заправку в пластик (п. 8.2.5.) при наличии канистры должного качества. К сожалению, ответа нам так и не дали. Впрочем, потребителю не запрещено заниматься «физкультурой» прямо на территории АЗС: сначала заправить ДТ в металлическую канистру, потом тут же перелить топливо в пластиковую, качество которой при этом уже никого не интересует. По секрету скажем, что один из заправщиков на подобной АЗС предложил нам «заправить в пластик «по-тихому»! Мы его, конечно, не выдадим.

Итоги проверки

В целом кажется, что картина благостная: из 20 образцов дизтоплива капитально замерз только один. Еще один превратился в подобие сметаны, также заработав «неуд.». В шести образцах стал выпадать осадок, однако текучесть они сохранили. Но мы считаем выпадение осадка серьезным недостатком: парафины легко забьют топливный фильтр, после чего мотор задергается и заглохнет. И только к оставшимся двенадцати никаких претензий нет. При этом лучше других выглядели пробы, взятые на АЗС «Роснефти»: это топливо почти не помутнело.

И все же жизнь меняется к лучшему: год назад из 16 проб наглухо замерзли четыре. Интересно, в каком году 100% проверяемого топлива окажется зимним?

Наш комментарий

Ответ на вопрос «что делать?» прежний: избегать лакомых ценников, предпочитая фирменные АЗС. А если альтернативы нет – заправляйтесь понемногу, чтобы в случае чего проще было оттаивать топливную систему и разбавлять солярку на хорошей заправке. Не помешает подстраховаться заливкой антигеля.

Если сильных морозов нет, то дизельная машина пустится и поедет на любом топливе – хоть на летнем. Однако страна у нас большая: заправив машину в том же Серпухове, я могу поехать в Саратов или Самару. А по прогнозам синоптиков на момент взятия проб морозы до минус 25 ожидались как раз там. Поэтому ранее действовавшие стандарты четко расписывали сезонность продажи топлив с привязкой к регионам и календарю.

Сегодня добавилась и другая проблема, связанная с коронавирусом и самоизоляцией. Наметив далекую поездку и заправив машину, вы неожиданно можете оказаться на карантине, вследствие чего по прибытии «зависните» на несколько недель. За это время погода может поменяться так, что казавшееся нормальным топливо замерзнет. Вот почему мы считаем, что продажа зимой иного дизельного топлива, кроме зимнего, недопустима! Даже если за окном сегодня стучит капель.

Подпишитесь на «За рулем» в