КоАП, медсправки, техосмотр — все изменения для водителей в 2021-м

Бесчисленные изменения правил и порядков напоминают ковровое бомбометание с целью погружения автомобилистов в депрессию. Оценим основные новшества, ожидаемые в новом автомобильном году.

Новые ставки акцизов на топливо и моторные масла

  • Автор: правительство РФ
  • Состояние: утверждены Госдумой РФ
  • Дата вступления в силу: 1 января 2021 года
  • Оценка: издевательство над людьми

Традиционный подарок правительства россиянам на Новый год – топливные акцизы вырастут на 4%. Или с 12 742 до 13 262 рублей за тонну. Или 40 копеек на литр бензина. На дизтопливо акциз на треть ниже (9188 рублей за тонну), подорожание тоже ниже.

В минувшем сентябре, кстати, Госдума незаметно утвердила акцизные ставки вплоть до 2023 года, в том числе на топливо и автомобили. В целом ничего страшного, поскольку вне зависимости от акцизов, инфляции, цен на нефть и розы ветров наше топливо ежегодно дорожает на 7–9%.

Не исключено, что на 20–30% повысится и утилизационный сбор, закладываемый в стоимость новых машин – такие планы тоже есть.

Новый КоАП

  • Автор: Правительство РФ
  • Состояние: застрял на рассмотрениях (ожидалось вступление в силу с 1 января)
  • Дата вступления в силу: может быть, 2021 год
  • Оценка: эффективно не количество возможных наказаний, а их неотвратимость

Затронет всех граждан страны (например, обсуждалось введение наказаний за отказ от вакцинации), но автомобилистов в особенности, поскольку переработана и дополнена «автомобильная» глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Документ вводит ряд более жестких санкций за проступки, которые раньше можно было только осудить словами «ай-яй-яй, нехорошо так делать». Например, за управление ТС без диагностической карты, за опасное вождение, суть которого по-прежнему изложена туманно, за нарушение требований к перевозке детей. Также увеличатся штрафы за превышение скорости и некоторые другие.

Все это можно было однозначно одобрить, если бы количество и размеры штрафов оказывали серьезное влияние на безопасность дорожного движения. А исследования показывают, что даже там, где много камер, никакого особого влияния нет.

Обсуждается возможность конфискации автомобилей у пьяных водителей – мы поддерживаем эту меру, особенно в тех случаях, когда совершено «пьяное» ДТП.

Новый порядок получения медсправки

  • Автор: Минздрав РФ
  • Состояние: на доработке (на декабрь 2020 года)
  • Дата вступления в силу: 1 января 2021 года
  • Оценка: вещь небесполезная, но очень похожа на циничное вымогательство

Приказ Минздрава РФ №6н выпущен давно (в форме поправок к более раннему приказу «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей»). Поправки должны были вступить в силу 1 июля 2020 года. Они предусматривали внедрение двух обязательных исследований: на наличие психоактивных веществ и определение регулярности применения алкоголя (по содержанию карбогидрат-дефицитного трансферрина CDT – маркер, признанный международным медицинским сообществом). Анализы платные, суммарная стоимость – 9 тысяч рублей.

Из-за всенародного возмущения срок вступления приказа в силу перенесли и обещали внести поправки, в том числе по допустимому порогу содержания CDT – он был слишком занижен. На момент подготовки материала текст поправок был недоступен на официальных правовых порталах. Но никто не отменял Приказ №344н – о вступлении в силу Приказа №624н с 1 января 2021 года.

При благоприятном развитии событий анализы эти будут сдавать не все поголовно, а только по назначению нарколога, если тот обнаружит признаки наркомании и алкоголизма.

Новые правила техосмотра

  • Автор: Правительство РФ
  • Состояние: утверждены в сентябре 2020 года
  • Дата вступления в силу: вступили
  • Оценка: заметных результатов не ожидаем

Касаются, главным образом, операторов проведения техосмотра (им придется заново аккредитоваться) и тех автомобилистов, которые склонны уклоняться от честного прохождения ТО.

С 1 марта 2021 года на пунктах ТО рабочий процесс должен фиксироваться камерами: перед началом осмотра – фото передней части автомобиля, после осмотра – фото задней части автомобиля (оба раза – с читаемыми номерными знаками в кадре). При выявлении нарушений ГИБДД вправе аннулировать диагностическую карту, которая будет легитимна только в электронном виде с усиленной квалифицированной ­подписью.

Прочие изменения носят косметический характер. Поблажки по интервалам между ТО (для частных легковушек первый ТО – для четырехлетнего автомобиля, далее до 10 лет с интервалом два года) работают с сентября.

Во все времена и при всех системах находились способы, как избежать ТО или пройти его без осмотра машины. Скорее всего, найдутся и теперь, поэтому мало что изменится.

Закон о такси

  • Автор: Правительство РФ, Госдума РФ
  • Состояние: на рассмотрении в Госдуме
  • Дата вступления в силу: может быть, 2021 год
  • Оценка: неэффективно без изменений подхода к профессиональной подготовке таксистов

В первом чтении законопроект приняли в конце 2018 года. После второго чтения обнаружилось, что он не учитывает самозанятых таксистов и таксистов, работающих там, где не работают агрегаторы. В ноябре 2020‑го приступили к рассмотрению пятого по счету варианта Закона.

Доля такси в статистике ДТП растет безумными темпами, участились конфликты между таксистами и клиентами, таксистами и агрегаторами, агрегаторами и клиентами. Как ожидается, Закон позволит улучшить ситуацию.

Между тем, с 1 января вступают в силу новые «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденные Правительством РФ (постановление №1586). Правила корректируют многие нормы обслуживания.

Например: маршрут движения определяется клиентом. Если клиент не знает маршрута, таксист обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку. Прискорбно, но в реальности маршруты определит навигатор, поскольку многие таксисты тоже не знают никаких маршрутов.

Пакет изменений № 3 в Регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»

  • Автор: Совет Евразийской экономической комиссии, НАМИ
  • Состояние: обсуждения завершены, ждем подписания странами-членами ЕАЭС
  • Дата вступления в силу: в лучшем случае в конце 2021 года
  • Оценка: неприятно, но необходимо для соответствия мировым нормам

Среди прочего пакет вводит множество новых ограничений на дооборудование (тюнинг) автомобилей. Многие даже мелкие «изменения конструкции транспортного средства» потребуют согласований с экспертной лабораторией и ГИБДД – само собой, на платной основе. Появится запрет на использование бэушных запчастей в жизненно важных системах – таких как тормоза и рулевое управление.

Все это продиктовано вроде бы заботой о безопасности на дорогах. Но с непривычки выглядит как очередное притеснение. Поскольку любое нештатное оборудование (пороги, спойлеры, насадки на глушители, решетки радиатора, багажники, антенны, подкрылки, дефлекторы, не говоря уж о «ксеноне») может вызвать вопросы у ДПС и на техосмотре. Не хотелось бы доказывать каждому инспектору, что эти антенна или фары действительно установлены заводом.

Новый порядок экзамена на права

  • Автор: МВД РФ
  • Состояние: проходит общественное обсуждение
  • Дата вступления в силу: 1 апреля 2021 года
  • Оценка: редкий случай разумных перемен

Радикально изменена практическая часть экзамена. Отменяется набор упражнений на «площадке». Упор сделан на проверку навыков вождения в реальной обстановке. Закреплен список того, что потребуют экзаменаторы: перестроения, обгоны и опережения, развороты в стесненных условиях с использованием заднего хода, движение в потоке с максимальной разрешенной скоростью.

Может показаться, что новшества коснутся только экзаменуемых. Это не так: чем лучше подготовлены выпускники автошкол, тем безопаснее всем.

Хорошо бы еще включить если не в экзамен, то в программу обучения движение по загородным трассам, в том числе ночью (самое опасное сочетание по тяжести последствий ДТП). Это, видимо, оставили для следующих поправок.

Дорожные знаки экологического класса

  • Автор: Правительство РФ, МВД РФ
  • Состояние: утверждено
  • Дата вступления в силу: 1 июля 2021 года
  • Оценка: имеет шансы стать издевательством над людьми

Знаки 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и аналогичный 5.36 для грузовиков (и знаки окончания зон) внесены в ПДД полгода назад согласно Постановлению Правительства РФ № 832 в составе большого пакета поправок.

А 1 июля 2021 года новые знаки станут законны на дорогах. Начнут их ставить или нет – пока интрига.

Экологический класс указан в СТС (четвертая строка снизу) и ПТС (п. 13). Если он не указан, то по умолчанию считается нулевым. Возможности по освобождению дворовых парковочных пространств открываются широчайшие, с учетом среднего возраста российского автопарка – около 14 лет. Вешаешь знак «четвертый класс» – и половина жильцов не может въехать во двор, ничего не нарушив. Или в родной город. Будем надеяться, что нововведение коснется только парковых и заповедных зон. В противном случае многие россияне захотят уехать жить в страны, где законы меняют не так часто.

Федеральный закон «О гаражах»

  • Автор: Минэкономразвития, Росреестр
  • Состояние: проходит общественное обсуждение
  • Дата вступления в силу: 2021 год (через 6 месяцев со дня опубликования утвержденной версии)
  • Оценка: добавится порядка, но расходов и хлопот тоже

В народе прозван «гаражной амнистией» – определяет права собственности на гаражи и занимаемую ими землю, упорядочивает оформление. Утверждают, что упростит бумажную волокиту – в это верится с трудом. Коснется миллионов автомобилистов (количество гаражей в стране неизвестно; на учете состоит 5,6 млн – Росреестр утверждает, что это лишь малая часть).

Вероятнее всего, главная цель – всех до единого владельцев гаражей обложить налогами. Сейчас их взыскивают только с зарегистрированных гаражей. В любом случае, хорошо, что гаражи пока не собираются сносить, как снесли в свое время «ракушки», установленные в законном порядке.

Новые водительские удостоверения, ПТС и СТС

  • Автор: МВД РФ
  • Состояние: утверждено
  • Дата вступления в силу: вступили 3 декабря
  • Оценка: обеспечит работой нескольких программистов и многих кабинетных служащих

Приказ №676 содержит поправки в ряд нормативных документов. Слегка изменится внешний вид водительского удостоверения. Надпись «Водительское удостоверение» будет дополнена надписями Permis de conduire и Driving Licence в сиреневых тонах. В ПТС и СТС незначительно откорректирован набор содержащихся в них сведений. Например, появятся данные о числе сидячих мест и технически допустимой массе.

Подпишитесь на «За рулем» в