Фары, лампы, фонари

ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ

]

РЫНОК

ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ

Покупая, не ошибись

И вновь на наших страницах очередной обзор приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ.

В предыдущих были рассмотрены приборы систем электроснабжения, зажигания, пуска и коммутационная арматура. Сегодня речь — об автомобильной светотехнике.

Группы: 3711 — «Фары»; 3712 — «Подфарники и передние указатели поворотов»; 3713 — «Патроны ламп»; 3714 — «Плафоны»; 3715 — «Переносные и подкапотные лампы»; 3716 — «Задние фонари»; 3717 — «Фонари освещения номерного знака»; 3726 — «Указатели поворотов»; 3731 — «Указатели габаритов» и 3743 — «Противотуманные фары».

Приборы осветительной и светосигнальной арматуры, выпускаемые и выпускавшиеся ранее на территории бывшего СССР, могут нести эмблемы пяти заводов. Крупнейший и старейший — «Красный Октябрь» (ныне «Автосвет», Киржач, Владимирская обл.). Второй по величине — ВЗОА (ныне ОСВАР, Вязники, Владимирская обл.). Небольшой ассортимент задних фонарей и подфарников для автомобилей ВАЗа делает ДААЗ (Димитровград, Ульяновская обл.), известный своими карбюраторами. Гораздо реже попадается светотехника от АЭА (п. Сутиски, Винницкая обл.) и ОЗАТЭ (Владикавказ) — в основном их продукция идет на сельхозмашины и мотоциклы. Одно из немногих исключений — задние фонари «Таврии» с эмблемой АЭА.

Из импортной светотехники у нас наиболее известны изделия немецкой фирмы «ФЕР» (FER), с 1969 года поставлявшей фары на АЗЛК, а с 1976-го и на РАФ. Чешские блок-фары, которые бывшее объединение ПАЛ (PAL) несколько лет поставляло на комплектацию «таврий», до сих пор поступают в запчасти. Сейчас фары из Чехии ставят и на часть выпускаемых VAZ 2110. Прочие зарубежные производители светотехники чаще всего представлены на нашем рынке аксессуарами в виде дополнительных и противотуманных фар, причем не всегда должного качества (см. ЗР, 1997, № 9).

Поскольку работа световых приборов напрямую влияет на безопасность движения, производители обязаны обеспечивать их соответствие требованиям государственных и международных стандартов. Наша страна входит в Комитет по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН) и имеет право присваивать узлам и деталям транспортных средств международный знак официального утверждения. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буквой «Е». Например, 2 — Франция, 5 — Швеция, 22 — Россия и т. д. Кстати, большинство выпускаемых у нас приборов получили омологацию (официальное утверждение) в западных светотехнических лабораториях.

Взаимозаменяемость по маркам и моделям автомобилей для светотехники нетипична, поскольку новизна внешнего облика той или иной модели обычно предусматривает применение своих, оригинальных приборов. На иномарках такая взаимозаменяемость практически исключена, а некоторые случаи унификации на отечественных автомобилях приведены в табл. 1. Напротив, важнейший элемент световых приборов — лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении. Вот о них-то поговорим подробнее.

Лампы, поступающие на комплектацию световых приборов и в запчасти, выпускают специализированные предприятия — электроламповые заводы. Исключения составляют, пожалуй, только такие многопрофильные гиганты, как «Бош» и «Дженерал Электрик», производящие и приборы, и лампы к ним.

По мнению специалистов, качество ламп, поставляемых на «Автосвет», ОСВАР и в розничную торговлю, по пятибалльной шкале можно оценить так: «Филипс» (Philips, Голландия) — 5; «Осрам» (Osram, Германия) — 5; «Нарва» (Narva, Германия) — 5; «Тунгсрам» (Tungsram, Венгрия) — 5; «Дженерал Лайт» (General Light, Япония) — 5; «Тесла» (Tesla, Чехия) — 4; Уфимский завод «Свет» — 4; Саранское СПО «Светотехника» — 4; Брестский ЭЛЗ — 4; Сердобский ЭЛЗ — 3. (К сожалению, какая-то часть ламп отечественного производства изготавливается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких «теневых» партиях может быть много выше, чем в официальных.)

В отличие от бытовых электроламп (кстати, выпускаемых теми же заводами), автомобильные работают в условиях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более прочные спирали (в них использован вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой — большая редкость на лампах для подвижной техники — здесь применяются подпружиненные патроны или зажимы, исключающие выворачивание или разбалтывание крепления лампы.

На отечественных автомобилях лампы бывают четырех типов (см. фото). Фланцевые — имеют жесткий допуск на расположение спирали относительно фланца, а значит, позволяют размещать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента или на нужном расстоянии от него. Если фланцевая лампа предназначена для фары головного света или прожектора, то ее спираль дальнего света либо компактно свернута, как бы приближаясь к идеальному точечному источнику света (лампа Н4), либо растянута вдоль оптической оси отражателя (лампа Н1). Если же она предназначена для прямоугольных противотуманных фар, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).

Штифтовые лампы — самые массовые из автомобильных. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть расположены как симметрично, так и со смещением одного из них. Штифт смещают по высоте на двухнитевых лампах, чтобы обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты применяют обычно на лампах с оранжевым стеклом колбы. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обычными.

Двухцокольные (софитные) лампы применяют в плафонах внутреннего освещения салона — их форма дает возможность сделать прибор довольно плоским, утопленным в панель обивки. Кроме того, «софитки» с их длинными спиралями отлично подходят для фонарей освещения номерного знака.

И наконец, наиболее дешевые в производстве бесцокольные лампы. В последнее время они вытесняют лампы с металлическим цоколем мощностью до 5 Вт (за рубежом — и до 21 Вт). Роль цоколя выполняет пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из колбы лампы.

В России автомобильные лампы принято обозначать в соответствии с ГОСТ 2023–75: «А» — автомобильная, «АМН» — автомобильная миниатюрная, «АКГ» — автомобильная кварцевая галогенная. Затем последовательно указаны номинальные напряжение и мощность, а дальше — номер разработки. Например, А-12-21-2 — автомобильная 12-вольтовая, 21-ваттная. Неудобство этой маркировки в том, что в ней не зашифрован тип лампы, а номер разработки относится лишь к конкретной модели. Поэтому все чаще стали применять систему обозначений по европейскому стандарту ЕСЕ. Для нее характерно отсутствие маркировки напряжения (путаницы не возникает, поскольку сферы потребления ламп разного напряжения обычно не пересекаются, к тому же каждая лампа имеет еще и индивидуальный номер по каталогу производителя). Иногда не обозначена даже мощность, как, например, в лампах для фар Н1-Н7. Зато тип лампы по конструкции, присоединительным размерам и назначению обозначен четко. Например, миниатюрные цокольные лампы обозначают буквой «Т»; покрупнее, с 15-мм цоколем — буквой «R»; еще крупнее — «Р» и т. д. Если число в маркировке обозначает мощность, то после нее ставят букву «W», а если ее нет — то число обозначает номер модели. Если «W» стоит в начале маркировки, то лампа бесцокольная, «Н» указывает, что галогенная, а «Y» перед числом означает: лампа имеет оранжевый цвет колбы. Лампы, не омологированные в Европе, обозначения по ЕСЕ не имеют, а предназначенные для Америки обозначаются по стандарту ANSI.

Цоколи электроламп (и не только автомобильных), определяющие их присоединительные размеры и взаимозаменяемость, пожалуй, наиболее стандартизованные технические изделия в мире, превосходящие по степени унификации даже патроны огнестрельного оружия. Время от времени появляются новые типоразмеры цоколей, но некоторые применяются почти во всех странах уже несколько десятилетий, как, например, штифтовые 9- и 15-мм или резьбовые бытовых электроламп.

Цоколи принято обозначать по международному стандарту IEC. Например, заглавная буква «Р» в начале маркировки означает, что лампа фланцевая; «ВА» — штифтовая; «SV» — софитная; «Е» — с резьбовым цоколем; «W» — бесцокольная и т. д. Дополнительная, третья буква указывает на особое исполнение, например смещенные штифты. Цифры означают основной присоединительный размер в миллиметрах, например диаметр цоколя или его фланца, а у бесцокольных ламп — размеры сторон стеклянного прямоугольника, вставляемого в патрон. И наконец, строчная буква в конце маркировки — это число изолированных от цоколя контактов лампы: «s» (single) — один; «d» (double) — два и «t» (triple) — три контакта. Например, цоколь BAY 15d — штифтовой, со смещением одного из штифтов по высоте, диаметром 15 мм, двухконтактный.

В нашей стране к международному обозначению иногда прибавляют через дробь длину цоколя в миллиметрах, например ВА 9s/14, что в принципе необязательно — все цоколи стандартны. Прежняя отечественная маркировка цоколя по ГОСТ 2520–51 была, в общем-то, аналогична нынешней международной. Например, 2Ш-15А- 1, где «2» — число изолированных контактов цоколя; «Ш» — тип цоколя (штифтовой); «15» — диаметр цоколя; «А» — смещение одного из штифтов; «1» — исполнение, не влияющее на присоединительные размеры.

Перечень 12-вольтовых ламп, применяемых на отечественных автомобилях (кроме устаревших), приведен в табл. 2, а некоторые из них показаны на рисунках.

Несколько слов о лампах с оранжевыми колбами. Их появление вызвано тем, что на многих современных автомобилях (см. табл. 2) рассеиватели указателей поворотов стали делать бесцветными (требования дизайна!). Цокольную бесцветную лампу вместо штатной оранжевой не поставить — патрон другой, а бесцокольную W5W в бесцветный боковой повторитель технически поставить можно, но это запрещено — по ГОСТу для указателей поворотов предусмотрен оранжевый свет. А вот применение желтых ламп в фарах головного света (не путать с противотуманными), принятое в некоторых странах, нашим ГОСТом не предусмотрено, хотя импортные желтые лампы для фар в продаже есть. Остается добавить, что желтые (оранжевые) лампы бывают трех видов: с окрашенной лаком колбой (отечественные), с желтым пигментом, введенным непосредственно в стекло, и снабженные дополнительным желтым колпачком поверх колбы.

Имеющиеся в продаже галогенные лампы мощностью 100 и более ватт в Европе называют «раллийными», они предназначены для спорта, и их применение на обычных автомобилях там запрещено. Есть среди них настоящие монстры — мощностью 200/180 Вт с таким эффектом ослепления встречных водителей, что их применение на дорогах общего пользования вообще недопустимо. (Для сбыта подобных изделий, как, скажем, и запрещенных на Западе сигнализаций с сиренами, российский «свободный» рынок очень удобен.) Кстати, применение сверхмощных ламп потребует изменения схемы подключения — штатные реле и провода на такие нагрузки не рассчитаны. Следует учесть и то, что раскаленные мощными лампами рассеиватели — стекла фар легко трескаются от брызг из луж.

Заканчивая о лампах, можно упомянуть те, которые на наших автомобилях еще не применяются: это миниатюрные галогенные мощностью 5–21 Вт. И последнее слово в автомобильной светотехнике — газоразрядные лампы, уже появившиеся в фарах дорогих иномарок. Они почти не нагреваются, имеют высокую светоотдачу, но нуждаются в собственном блоке питания, поскольку работают при напряжении 85 В и зажигаются импульсами 5000 Вт. Комплект «лампа — блок питания» стоит несколько сотен долларов, поэтому об их широком применении у нас пока не может идти речи.

Стеклянные рассеиватели фар производители светотехники тоже получают от смежников (варка силикатного стекла — специализированное химическое производство, расположенное, как правило, вблизи источников минерального сырья и требующее больших затрат энергии). Ныне наш монополист в производстве стекол фар — Чернятинский стекольный завод (Брянская область), сертифицированные стекла которого поступают на «Автосвет», ОСВАР и в запчасти. Их избыток на рынке и дешевизна (12–25 тыс. руб.) делают маловероятными подделки, нецелесообразной защиту фар оргстеклом или решетками: заменить треснувшее стекло — дело простое.

Пластмассовые рассеиватели фар встречаются пока только на иномарках. Малый вес и стойкость к ударам, более простая технология изготовления — их преимущества перед силикатными. А известные недостатки пластмассы — появление микроцарапин и помутнение, ныне успешно изжиты — рассеиватели покрывают твердым кремнийорганическим лаком.

В заключение отметим, что ныне строгой специализации заводов по определенным моделям светотехники нет — то, что выпускает один из них, в любой момент может освоить другой. А для потребителя не имеет значения, где сделан данный прибор- в Киржаче или в Вязниках, — качество и цены практически одинаковы.

Оптические элементы круглых фар в соответствии с международным стандартом унифицированы по посадочному диаметру. Семидюймовые применяются на автомобилях VAZ 2101 (02, 013), «нивах», ИЖ, ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, «волгах» (до 1996 года) и многих грузовиках и автобусах; 5,5-дюймовые — на VAZ 2103 (06), экспортных М-408 и М-412; ЗАЗ-965, «чайках», иномарках и в поворотных фарах грузовиков. При выборе элемента надо учитывать, что каждая модель рассчитана на строго определенную лампу (R2, Н4, Н1, «американку»), а главное — назначение элемента (ближний и дальний свет, только дальний, прожектор без рассеивателя и т.д.). Цена любого элемента — 15–25 тыс. руб.

Прямоугольные фары и блок-фары — самые дорогие изделия светотехники, особенно импортные. Например, чешская фара для VAZ 2110 стоит 450 тыс. руб., а сделанная на «Автосвете» — 325 тысяч. Немецкая (FER) для «Москвича-2140» и РАФа стоит 90 тысяч, а такая же от ОСВАРа — 50. Не имеющую российских аналогов чешскую фару для «Таврии» приходится покупать за 380–420 тысяч. Цены на некоторые прямоугольные фары российского производства приведены в табл. 1. 

Рис. 1. Эмблемы заводов автомобильной светотехники (слева направо):

«Автосвет», ОСВАР, ДААЗ, АЭА

Рис. 2–7. Автомобильные лампы и их цоколи.

Типы ламп, применяемых на отечественных автомобилях:

а — фланцевые;

б — штифтовые;

в — софитные;

г — бесцокольные.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии