Луи деляж. в погоне за совершенством

ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ

]

БЫЛОЕ

ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ

История автомобиля навсегда сохранила имена таких прославленных французских фирм, как «Испано-Сюиза», «Бугатти», «Тальбо»... В том же ряду стоит менее известная в России марка «Деляж». Автомобили фирмы и имя ее основателя Луи Деляжа (Louis Delage) навсегда остались в ряду немеркнущих символов автомобильной Франции. Череда блестящих спортивных побед, авангардные технические решения, необычайная тщательность изготовления — вот что отличало эту марку. С ее историей нас знакомит Сергей КАНУННИКОВ.

Луи Деляж родился в 1874 году в знаменитом местечке Коньяк в семье начальника железнодорожной станции. С рождения Луи был слеп на один глаз, но это не помешало развитию его способностей. Уже в 15 лет он поступил учиться в Школу искусств и ремесел в Анжи и успешно закончил ее с дипломом инженера. Талантливого и активного выпускника школы приняли на работу в фирму «Пежо», которая в ту пору находилась на подъеме. Очень быстро он стал шефом отделения развития.

В 1905 году Деляж и его друг, тоже инженер «Пежо», Огюст Легро (Augustin Legros) решили открыть собственное дело. Они сняли небольшую мастерскую на улице Анатоля Франса в предместье Парижа — Левалло-Перре. Начального капитала, по сути, не было, поэтому пришлось обходиться минимальным количеством инструмента и оборудования, а детали и комплектующие молодые компаньоны покупали в складчину. Однако трудности вполне компенсировались воодушевлением — работы велись днем и ночью. Вся организация производства легла на плечи Легро, остальным занимался Деляж. И уже в том же 1905 году на Парижском автосалоне были представлены два шасси «Деляж Вуатюретт» с одноцилиндровыми двигателями «Де Дион». Кстати, эти удачные моторы тогда использовало немало фирм, и не только французских.

Гонки в начале века привлекали очень многих производителей автомобилей — не без основания их рассматривали как лучшую рекламу, и молодая фирма здесь сразу же заявила о себе. В 1906 году «Деляж» занял второе место в популярных соревнованиях — «Куп де Вуатюретт». Это был колоссальный успех. Именно тогда Деляж заболел «гоночной лихорадкой», от которой уже никогда не избавился.

Предприятие переместилось в новое помещение на улице Боди. Луи привлек талантливого конструктора Козана (Causan), и тот спроектировал новый автомобиль, на котором в 1908 году выступал известный гонщик Гуйо (Guyot). Завод предлагал на продажу две модели — одноцилиндровую с мотором собственной конструкции и четырехцилиндровую с эксклюзивным двигателем «Балло».

В 1911 году был подготовлен гоночный автомобиль с четырехцилиндровым трехлитровым мотором мощностью 70 л. с. И вскоре пришел новый успех — на гонках в Болонье машины «Деляж» заняли первое, второе и четвертое места. После этой победы Деляж устроил шумное торжество для всех сотрудников фирмы, а затем и вовсе пошел на невероятный для своего времени шаг — объявил о предоставлении всем своим работникам ежегодного оплачиваемого шестидневного отпуска. Фирма вновь переехала в новое помещение, где можно было строить уже семьдесят пять шасси в месяц.

Луи Деляжа увлекало создание все новых и новых гоночных машин. В сезоне 1913 года появился автомобиль с «четверкой» рабочим объемом 6,25 л, мощностью 118 л. с. при 1800 об/мин, через год — 4,5-литровый двигатель с двумя распредвалами — он развивал максимальную скорость 165 км/ч. Эта машина была впервые представлена в гонках на приз Автоклуба Франции. В том же году Рене Тома на ней выиграл престижнейшие гонки «500 миль Индианаполиса» и, таким образом, навсегда внес свое имя в анналы американского автоспорта.

Тем временем серийным производством занимался Легро. Перед самой войной он решил довести выпуск до 150 шасси в месяц, нашел кредиторов, составил длинный список оборудования, а Деляж на эти деньги купил... замок Ле Пек в пригороде Парижа. Невольно напрашиваются параллели, связанные с французским менталитетом: Деляж, как и Бугатти, жил в замке. Бугатти разводил скаковых лошадей, а Деляж устраивал бесконечные банкеты и званые обеды в честь спортивных побед. Покупка замка, впрочем, на делах сказалась не сразу.

Во время первой мировой войны фирма, как и другие заводы, работала для нужд армии, но уже в 1918-м военную структуру производства полностью перестроили, и через год был представлен «Деляж-СО» — первый серийный автомобиль с тормозами на всех колесах. Солидную модель оснащали шестицилиндровым (4524 см3) 75-сильным (при 2100 об/мин) двигателем с двумя карбюраторами «Зенит». Чтобы доказать прочность и надежность новой модели, сам Деляж в 1920 году шесть дней возил по Франции на «СО» британских журналистов, покрыв за это время расстояние в 4200 км. Вслед за этой моделью последовали четырехцилиндровый «DO» (позднее «DE») и «СО2». Мощность двигателя поднялась до 88 л. с., на нем появились съемная головка блока и двойное зажигание.

Продолжались и громкие спортивные успехи. Гоночные машины «Деляж» с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 6 л заняли первое и второе места на известных в то время состязаниях в Бруклине. Средств на гонки Деляж по-прежнему не жалел, и Легро, который не мог противиться этому, не мог доказать компаньону, что деньги надо вкладывать в создание более дешевых, массовых моделей, в конце концов покинул фирму. Теперь Деляж начал управлять заводом авторитарно, не слушая ничьих советов.

В 1922 году была введена новая международная гоночная двухлитровая формула и меньше чем за полгода был подготовлен соответствующий ей гоночный «Деляж». Двигатель V12 оснащался четырьмя верхними распредвалами (по два на головку) и развивал более 200 л. с. В гонках на приз Автоклуба Франции эти машины заняли второе и третье места. Но этого Деляжу было мало. Годом позже был построен гоночный суперавтомобиль с мотором V12 рабочим объемом 10,6 л. Двигатель монстра развивал 280 л. с., позволяя достичь огромной по тем временам скорости — 230,5 км/ч. Такой автомобиль с полированным алюминиевым кузовом сохранился и поныне, он находится в одной из коллекций в Великобритании, до сих пор поражая воображение ценителей.

Идею постройки недорогих автомобилей Деляж отвергал — он решил конкурировать на рынке лучших машин того времени. Все в том же 1923-м на автосалоне в Париже был представлен величественный «Деляж-GL» (гран-люкс). Шестицилиндровый двигатель с верхним распредвалом имел рабочий объем 5953 см3, система смазки включала два насоса. Однако Деляж не все рассчитал: во Франции в этом классе господствовала «Испано-Сюиза» — ее позиции потеснить не удалось.

Между тем в спорте дела у фирмы шли своим чередом. В 1925 году мощность гоночного двухлитрового двигателя довели до 175 л. с. при 6800 об/мин, чему способствовали компрессор и четыре клапана на цилиндр. Машины с таким мотором завоевали первое и второе места в Гран-при Автоклуба Франции. Но Деляжу и этого было мало, он был нацелен на создание еще более совершенной модели. Эту работу он поручил талантливому конструктору Альберту Лори (Albert Lory), который спроектировал рядную двухлитровую «восьмерку» с двумя компрессорами и двумя распредвалами. Мотор развивал 170 л. с. при 8000 об/мин. Правда, сезон 1926 года прошел без успехов, но уже в следующем розыгрыше Гран-при «Деляж» завоевал три первых места! Спортивные успехи фирмы впечатляли. За относительно короткий период, примерно в десять лет, только в гонках Гран-при было завоевано восемь первых, пять вторых и семь третьих мест.

Не стояло на месте и серийное производство. Самую дешевую модель фирмы «DE» сменила «DI», а в 1927 году уже предлагались ее версии «DIS» и «DISS» («спорт специаль»). В системе охлаждения появился насос. Управление устанавливали слева или справа, в зависимости от заказа. Приборная доска включала спидометр с одометром, тахометр, указатель уровня бензина, часы с заводом на восемь часов. В том же году фирма представила модели «DM» и «DMS» (спорт) той же концепции, но с шестицилиндровым двигателем (3181 см3, 70 л. с.).

Новые модели, все более совершенные, следовали одна за другой. В 1929 году на автосалоне в Париже был впервые показан знаменитый «D8» работы Лори. Он тоже неоднократно побеждал, но не на спортивных трассах, а на конкурсах элегантности. Восьмицилиндровый рядный мотор этой машины развивал в базовой комплектации 100 л. с. На «D8» ездили многие знаменитости тех лет, особенно из мира кино.

Богатых покупателей, однако, было немного, и когда разразился кризис 30-х годов, финансовые дела фирмы пошли все хуже и хуже. Но Деляж по-прежнему не хотел слушать ничьих советов и выпускал все новые и новые восьми- и шестицилиндровые модели. Знаменитый «D8S» на низком шасси с двигателем 125 л. с. показал на дистанции 1000 км среднюю скорость 176 км/ч. На этой машине было установлено десять рекордов, в том числе в 24-часовых заездах. Вскоре появилась версия «D8SS» на укороченном шасси с мотором 140 л. с. Только в 1933 году фирма выпустила, наконец, более дешевую модель «D4» с полуторалитровым двигателем, которая, впрочем, не смогла уже сделать погоды в ее производственной программе.

В конце концов, как и предрекали многие, разразилась катастрофа: Деляж оказался банкротом, фирма пошла с молотка, и ее купила не менее известная тогда «Делайе». Новые хозяева предложили бывшему шефу пенсию в обмен на полный уход от дел. Можно представить себе состояние человека, привыкшего к славе, к единовластию и потерявшему все. Луи Деляж скончался в 1947 году. Он похоронен на кладбище Ле Пек, недалеко от некогда принадлежавшего ему замка.

Новое руководство объединенных фирм попыталось соединить их производственные программы, появлялись разнообразные комбинации из шасси, кузовов и двигателей двух марок. Однако относительно недорогих автомобилей с четырехцилиндровыми двигателями выпускалось очень мало. Чехарду с модельным рядом прекратила война.

Послевоенные трудности с комплектующими, материалами, квалифицированной рабочей силой, а главное — с отсутствием богатых заказчиков особенно сильно затронули фирмы, производящие дорогие автомобили. С 1947 года выпускался только «Деляж D6» (3 Litres) с трехлитровым двигателем мощностью 82 л. с. (с 1951 года — 90 л.с.). В 1949–1954 годах делали также версию с тремя карбюраторами (100 л.с.). На автомобили устанавливали электромеханическую коробку передач «Коталь». Производство велось в очень скромных масштабах: за весь 1948 год построили только 92 автомобиля и шасси. Последним спортивным успехом фирмы стали второе и четвертое места в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1949 году. А первым пришел «Феррари» — наступала эпоха новых имен. В 1954 году финансовые трудности привели «Делайе» в группу «Хочкисс», которая и сама прекратила уже выпуск легковых автомобилей. Вместе с тем закончилась и история знаменитой французской марки «Деляж».

«Деляж D8–120» 1939 года.

Кабриолет «Деляж DI» 1925 года.

Конкурент «Роллс-Ройса» и «Испано-Сюизы„- „Деляж GL купе де вилль“, 1928 год.

«Деляж D8» 1929 года с редким кузовом работы ателье «Ванден Плас» дожил до наших дней.

«Деляж D6–65 купе» 1935 года.

Величественность и изящество — «Деляж D8–15» 1934 года.

Заказной кабриолет 1939 года работы «Фигони и Фалаши» на шасси модели «D8–120».

Последний представитель славной марки — «Деляж D6».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии