Чужая полоса

ЧУЖАЯ ПОЛОСА

]

ПДД В СИТУАЦИЯХ

ЧУЖАЯ ПОЛОСА

ПДД в ряде случаев предоставляют общественному транспорту приоритет. В Правилах есть посвященный этому раздел 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств», состоящий из трех пунктов. Первый — о приоритете трамвая вне перекрестков. Второй — о том, что в населенных пунктах водители должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, которые начали движение от остановки (когда не уступаем — нам об этом напоминают сами водители общественного транспорта, угрожая нашей любимой машине своими клепаными бортами). Но есть еще и третий пункт. Он о дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств. Сегодня мы остановимся как раз на нем и рассмотрим наиболее типичные ситуации. В этом, как всегда, нам помогут специалисты НИЦ ГАИ МВД РФ.

Ситуация 1. На улице с односторонним движением одна полоса отведена для общественного транспорта. Автомобиль поворачивает налево (фото 1), чтобы развернуться. По какой полосе он должен выполнить маневр? Какие знаки должны быть предусмотрены для данной ситуации?

НИЦ ГАИ. Начнем с того, что если улица обозначена знаком 5.10.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (общественный транспорт движется навстречу основному потоку), то эта полоса должна быть отделена от основной проезжей части сплошной линией разметки (1.1) либо двойной сплошной (1.3). Разумеется, водителям запрещается (фото 2) выезжать, двигаться и останавливаться на этих полосах (пункт 18.2 ПДД). Поэтому разворот нужно выполнять за линией разметки, не выезжая на специальную полосу. При этом общественный транспорт, конечно, имеет приоритет (фото 3)!

Теперь конкретный перекресток. Как он должен быть обозначен. В начале дороги с полосой для движения общественного транспорта устанавливается знак 5.10.1, а в конце — 5.10.4 («Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств»). Все въезды на эту дорогу обозначаются знаками 5.10.2 и 5.10.3 («Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»). На каждом перекрестке над этой полосой должен висеть знак 3.1 («Въезд запрещен») с табличкой 7.14 («Полоса движения»).

Столь детально мы говорим об этом неслучайно. Проезд перекрестков с «общественной встречной полосой» требует от водителей повышенного внимания. Выезжая на него (или покидая его), нужно рассчитать траекторию движения автомобиля таким образом, чтобы не попасть на эту полосу (фото 4 — три случая). При этом нельзя забывать о требовании пункта 13.2 ПДД: «Запрещается выезжать на перекресток.., если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении».

Ситуация 2. Как действовать водителю на перекрестке, если полоса для движения общественного транспорта обозначена не сплошной разделительной линией, а прерывистой? В каких случаях водитель должен пропустить пешеходов?

НИЦ ГАИ. Прерывистая линия разметки может применяться только при движении маршрутных транспортных средств в попутном направлении. При такой организации движения, выезжая на дорогу, имеющую полосу для маршрутных транспортных средств (или съезжая с нее), разрешается совершать поворот с перестроением на эту полосу. Разумеется, не создавая помех общественному транспорту. Также разрешено заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части. Опять-таки не создавая помех автобусам и троллейбусам.

При отсутствии на перекрестке пешеходных светофоров разрешающим сигналом для пешеходов является зеленый сигнал транспортного светофора, по которому начинают движение и автомобили. Так вот: если машины поворачивают направо или налево, то, согласно пункту 13.1 ПДД, водители обязаны уступить дорогу пешеходам, которые переходят пересекаемую проезжую часть.

Таковы в общих чертах наиболее распространенные ситуации, встречающиеся на дорогах с полосой для общественного транспорта. А теперь еще и о другом.

Завершая рубрику «ПДД в ситуациях», мы хотим обратить внимание читателей на два пункта Правил, которые, казалось бы, настолько просты, что никаких комментариев не требуют. Тем не менее невыполнение их элементарных требований, особенно в условиях все увеличивающихся потоков транспорта, приводит к многочисленным авариям, порой тяжелым.

Итак, пункт 6.2. Обычный регулируемый перекресток и «обычная» картина: загорается «желтый», нетерпеливые тут же жмут на газ (фото 5), а в это время.., согласно пункту 6.14, с пересекаемого направления мчатся те, кому «...не прибегая к экстренному торможению.., разрешается дальнейшее движение». Результат? Столкновения, которые можно видеть каждый день, и не раз. Попробуйте-ка теперь доказать, что вы не виноваты в ДТП. Пусть это и азбучная истина, но раз и навсегда запомните: желтый сигнал ЗАПРЕЩАЕТ движение, как бы вас ни торопили сзади стоящие. В данном случае вам на них наплевать — жизнь и машина дороже.

На наших глазах многое (увы, к худшему) меняется в поведении водителей, в отношении их друг к другу на дороге. Поэтому сегодня и при проезде регулируемых перекрестков нужно быть крайне внимательным и осторожным. При всей очевидности вашего права ехать на «зеленый» авария может легко обернуться против вас. В этом уже убедились многие. Светофор не будет ждать, когда приедет ГАИ. Только свидетели могут подтвердить вашу правоту. Однако и у виновника аварии могут оказаться «свои» свидетели. Суды по таким делам длятся годами.

Теперь о пункте 12.2 ПДД. Вы видите, как стоят автомобили у тротуара? Да, как поставили (фото 6). А как надо было? Так, чтобы не мешать остальным, в один ряд, параллельно краю проезжей части. Соблюдая Правила. Кстати, стоянка на краю тротуара разрешается только легковым автомобилям и мотоциклам при условии, что они НЕ МЕШАЮТ пешеходам. Понятно, это не касается мест, специально отведенных для парковки автомобилей и обозначенных знаком 5.15 («Место стоянки») с табличками 7.6.1–7.6.9 («Способ постановки транспортного средства на стоянку»).

Мы же бросаем свои машины с одной только мыслью в голове: лишь бы она стояла здесь и дождалась моего возвращения. А параллельно или перпендикулярно, на тротуаре или на газоне, на пешеходном переходе или на разделительной разметке, перегораживая полосу движения или выезд с прилегающей территории — это меня не касается. Пусть беспокоятся другие. Однако, когда сами становимся жертвами такой «парковки», сколько посылаем проклятий обидчикам. Плохо, что и ГАИ часто на все это закрывает глаза. Между прочим, за нарушение правил парковки Административный кодекс предусматривает вполне осязаемое наказание — половину минимальной зарплаты. Может, мало?

Хочется завершить нашу серию «ПДД в ситуациях» знакомыми каждому словами:

«Граждане автомобилисты!

Будьте взаимовежливы!

Уважайте Правила дорожного движения! Вам же самим будет лучше".

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии