Авто для камикадзе

АВТО ДЛЯ КАМИКАДЗЕ

]

ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА

АВТО ДЛЯ КАМИКАДЗЕ

«Ока» по-японски — цветок вишни. Так романтично называли и самолет для летчиков-смертников. Существовали две модели — «Ока-11» и «Ока-22». Чем не аналогия... с VAZ 1111 и VAZ 11113?! Почему именно этими словами начал свой рассказ опытный автомобилист Сергей МИГАЛИН?

...Попробуйте меня понять! Зная недостатки этого автомобильчика (а у меня уже третья по счету «Ока»), я почему-то продолжаю его любить, хотя до этого на чем только не ездил — от древних «москвичей» до «сорок первого», «Жигулей», «Нивы»... Все же при моих задачах лучшей машины для езды в городе среди российских не нахожу: легкая, шустрая (особенно последняя — с мотором 0,75 л), поворотливая, компактная...

Моя первая «Ока», купленная в 1993 году, прошла 45 тыс. км, следующая — 65 тысяч. Сейчас езжу на более мощной — VAZ 11113, которая прошла 32 тыс. км. Эта отличается от предыдущих практически только двигателем, но зато — очень ощутимо. В первую очередь, лучшей динамикой разгона. Но есть у двигателя и чисто российский минус — оригинальных запчастей для него в продаже пока нет.

Еще поездив на первой «Оке», я сделал для себя несколько выводов. Например, мне не пришло в голову сразу же, на новой, проверить и отрегулировать сход-развал. Результат не заставил себя ждать — в виде быстро и неправильно изношенных шин. Опять же, по опыту — собственному и троих знакомых с VAZ 1111, — настоятельно рекомендую каждому покупателю автомобиля: прежде чем начать ездить, сразу замените масло, «Тосол», тормозную жидкость такими, в качестве которых вы уверены.

Не стоит забывать, что, хотя в Москве владелец «Оки» имеет возможность легко купить запчасти (за исключением некоторых — см. выше!), а также обратиться при желании к специалистам сервиса, то и другое очень дорого.

Итак, считайте, что у нас шесть автомобилей. Из них четыре — VAZ 1111, собранных ВАЗом и КамАЗом, с пробегом от 30 до 65 тыс. км. Выпущены автомобили в 1992–1993 гг. Два автомобиля VAZ 11113: один выпущен в 1996 году СеАЗом (пробег 32 тыс.), другой — КамАЗом (5 тыс.). Начну с кузова. Качество окраски вазовских машин мы оценили как отличное (не хуже других автомобилей ВАЗа). Камазовских — от удовлетворительного до хорошего. Машина же, сделанная в Серпухове, окрашена плохо.

На всех машинах с пробегом более 10 тыс. км провисли двери из-за износа петель. Также на всех машинах появилась течь воды во время дождя или при мойке — через уплотнители ветрового стекла, дверей, по стойкам. При этом выяснилось, что резиновые пробки в отверстиях пола (на четырех машинах — независимо от года выпуска) имеют размеры меньше положенных! На всех машинах самопроизвольно отворачиваются гайки крепления сидений водителя и пассажира справа. Борясь с этим, пришлось установить здесь упругие шайбы (типа «гровер»).

Неудовлетворительная работа отопителя из-за традиционной для вазовских машин течи крана досаждала тоже четверым из нас!

Наконец, на автомобиле из Серпухова из-за низкого качества сварки оторвался кронштейн ручного тормоза.

Двигатель. На двух машинах — 1993 года (с пробегом 65 тыс.) и 1996 года (с пробегом 32 тыс.) прогорели выпускные клапаны — «портрет» одного из них на первом снимке. Причина дефекта, признаюсь, не вполне ясна: никаких отклонений в регулировке двигателей накануне мы не отмечали, машины работали на бензине АИ-93 или АИ-92. Любопытно было бы знать мнение вазовских специалистов (насколько я помню, такой дефект был и на «Оке», принадлежащей журналу «За рулем»).

Замечу: на этих двигателях были сильно изношены (фактически — разрушены, с появлением трещин) направляющие втулки клапанов. Но что было первично? Можно лишь строить догадки. Например: из-за повреждения втулок на тарелки клапанов попадало масло, создавая слой нагара, ухудшая здесь теплообмен и способствуя дальнейшему перегреву... Но отчего в таком случае разрушались сами втулки?

Итак, поврежденные втулки и клапаны нам пришлось заменить.

Не обошлось без отказа термостатов (два из шести). На одном моторе при пробеге 20 тыс. км разрушился подшипник помпы.

Подтекание масла через задний сальник одного из моторов VAZ 11113 обнаружили после пробега 30 тысяч.

Вскоре на этом же двигателе появился такой сильный стук, что, казалось, о его ремонте уже не может быть и речи! Виновником же этого акустического эффекта стал износ шестерен уравновешивающих валов. После их замены стук исчез — да вот надолго ли? Поговаривают, что эти шестерни, если их тщательно промерить, уже «с новья» имеют недопустимые зазоры при сборке, а дальше те только увеличиваются.

Кроме того, злополучный автомобиль (из Серпухова) «отличился» еще тем, что после пробега 20 тыс. км у него отвалилась выпускная труба (из-за непровара), еще через 5 тысяч оторвалась шпилька хомута крепления глушителя к блоку. «Мелочевку», всем известную, уже и не вспоминаем...

Трансмиссия. На двух машинах (после 25 и 40 тыс. км пробега) мы вынуждены были заменить разрушенные ШРУСы. Не случайно: ведь на четырех машинах из шести все мы «дружно» отметили непрочность и ненадежность защитных чехлов. Они быстро стареют, рвутся.

Два автомобиля «страдали» также течами через сальники ШРУСов.

Сцепление довольно недолговечное (по этому «качеству» «Ока» поспорит с «восьмеркой»). На двух машинах ведомый диск пришлось заменять уже после 19 и 21 тыс. км пробега. «Корзина» служила 21–25 тыс. (на втором снимке). Примерно столько же — выжимной подшипник.

На одной «Оке» (вазовская, 1993 года) случился такой «интересный» дефект, как сдвиг внутренней оболочки у троса выключения сцепления — вплоть до полного отказа! Это вы видите на третьем снимке.

Ходовая часть. Казалось бы, все эти дефекты давно известны, для наших автомобилей почти запрограммированы! Но... обратите внимание на пробег до их появления! Разрушение подшипника ступицы переднего колеса — 25 тысяч (на одной машине). Разрушение сепаратора внешнего подшипника заднего колеса — 30–31 тысяча (на двух машинах).

Течь сальника передней стойки — от 15 до 35 тысяч (на четырех машинах!).

Усталостные разрушения пружин задней подвески — после пробега 40 и 50 тысяч.

Отслаивание протектора нижнекамских шин В308 — на четырех машинах после пробега каких-то 10 тыс. км! Это побудило нас покупать более дорогую, но высококачественную продукцию таких фирм, как «Гудьир» (145/80R12) или «Бриджстоун» (145/80R12). Более широкие шины, размером 155/80R12 или 165/70R12, задевают за арки колес.

Наконец... серпуховская «Ока» 1996 года «отмечена» тем, что на ней (это видно даже простым глазом) смещена задняя ось! Со дня приобретения.

Тормоза. Здесь традиционный перечень неполадок — заклинивание троса ручного тормоза из-за коррозии, заклинивание заднего тормозного цилиндра, быстрый (за 25 тыс. км) износ задних колодок, «шаткая» педаль тормоза (следствие низкого качества втулок).

Рулевое управление. По этой части «впереди» серпуховская «Ока» 1996 года! На ней оказались незатянуты болты карданного шарнира, из-за чего повороты руля сопровождались стуками, да и сам рулевой механизм был закреплен кое-как... Главное же — то, что дало и заголовок этой статье: при пробеге 10 тыс. км однажды прямо на ходу я снял баранку с рулевого вала! К счастью, я не новичок за рулем — и «напялил» его на вал опять же на ходу. А после остановки смог изучить этот «дефект»: оказалось, гайки, которая должна удерживать руль на валу, вообще не было. С первого дня, с конвейера! (Если бы даже она отвернулась, то потеряться не могла.) Выходит, руль какое-то время держался на шлицах за счет трения — и только.

А теперь представьте, что на моей «Оке» ехал бы человек неопытный. Или — женщина... От камикадзе их отличало бы лишь одно: первые знали, на что шли...

Словом, «Ока» для меня — почти судьба. Поэтому рассказывать о множестве (целом списке!) дефектов электрооборудования уже и не хочется — вы ведь знакомы с отечественными автомобилями.

Не так ли?..

Один из «прогоревших» клапанов.

Полностью изношенные лепестки диафрагменной пружины.

Внутренняя оболочка троса сцепления вылезла наружу...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии