Что лежит в "российском пакете"?

ЧТО ЛЕЖИТ В «РОССИЙСКОМ ПАКЕТЕ»?

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЧТО ЛЕЖИТ В «РОССИЙСКОМ ПАКЕТЕ»?

«Надо акклиматизировать автомобиль в стране... » Виктор Шкловский, «За рулем», 1928, №1.

К импортным автомобилям — и новым, и «секонд-хэнд» — на российских дорогах уже привыкли. Первые иномарки вызывали у наших неизбалованных автовладельцев восторг. Однако зарубежные машины не все и не всегда достойно выносили тяготы и лишения, уготованные нашей действительностью. Приземистые импортные красавцы, предназначенные для европейских автобанов, жестоко страдали на российских колдобинах, двигатели лихорадило от отечественного бензина. Ведущие автомобильные фирмы отреагировали быстро: в рекламных проспектах дилеров появилось новое понятие — «российский пакет». Его «содержимое» представляет Сергей КАНУННИКОВ.

Звучное словосочетание «российский пакет» подразумевает комплекс изменений, внесенных производителем для адаптации машины к нашим условиям эксплуатации. Насколько серьезны и действенны эти изменения, мы попытались выяснить на основе информации официальных московских дилеров.

Собственно, весь (или почти весь) «пакет» представлен в верхней строке публикуемой здесь таблицы. Как видите, перечень доработок никак не назовешь длинным. Идею о нашей самобытности, требующей оригинальных автомобилей, западные и восточные фирмы не поддерживают. «Специальная российская комплектация» с глобальными переделками конструкции, стоящая больших денег, — не больше чем легенда.

Тому есть несколько причин. Не касаясь пока технических вопросов, вспомним о количествах продаваемых в России новых иномарок. Чаще всего это сотни, иногда тысяча с небольшим в год — то есть ничтожные доли от общего выпуска. Ради таких объемов продаж вряд ли кто будет вносить серьезные изменения в существующую конструкцию машины.

Да и нужно ли это? Большинство подержанных зарубежных автомобилей вовсе без «пакетов» оцениваются в России много лучше «аборигенов» — «москвичей», «жигулей», «самар», демонстрируя не только техническое превосходство, но и надежность, долговечность. Хороший автомобиль остается таковым и в плохих условиях.

Тем не менее, справедливо считают фирмы-производители, кое-какие небольшие доработки машин для российского рынка необходимы. Их можно свести к трем основным позициям. Во-первых, адаптация двигателей к низкооктановому бензину. Во-вторых, приспособление подвесок для работы в тяжелых условиях. И, наконец, изменения, связанные с суровостью российского климата.

А теперь попробуем условно разделить фирмы, поставляющие в Россию свою продукцию, по степени адаптации их моделей к нашим условиям. Здесь у нас получилось тоже три группы (см. таблицу).

В первую входят марки, поставляемые в Россию в обычной европейской комплектации или с минимальными изменениями. К ним можно отнести практически все вседорожники — они, по определению, неплохо приспособлены к нашим нелегким условиям. Сюда входят американские «форды», «крайслеры», а также «ниссаны» и «СААБы». Кстати, шведская фирма официально не экспортирует в Россию модели с самыми мощными двигателями, но оснащает все автомобили охранной сигнализацией. Европейские версии американских «фордов» отличаются от тех, что продаются в США, более жесткой подвеской. Световые приборы и тонировка стекол у них соответствуют требованиям Европейского Союза.

Единственно, что зачастую отличает автомобили первой группы от «истинных европейцев», — способность работать на российском бензине с октановым числом 91. Достичь этого сегодня несложно, благо все двигатели оснащены электронным впрыском топлива. В компьютере, управляющем мотором, меняют так называемую калибровку, задавая новые условия работы (момент зажигания, длительность импульса впрыска). Выглядит это как простейшая замена «чипа». Безусловно, мощностные качества двигателя несколько ухудшаются (чего можно и не заметить, располагая тремя сотнями «лошадей» под капотом), зато заправляйся «91-м» без опаски.

Казалось бы, адаптировал машину к нашему низкооктановому топливу, так делай следующий шаг — заставь ее работать на этилированном бензине. Но дальновидные производители, как правило, не спешат снимать с «российских версий» нейтрализаторы (для которых, напомним, тетраэтилсвинец смертелен). Дилеры объясняют это тем, что в Москве, где продается львиная доля иномарок, власти уже всерьез говорят о грядущей обязательной установке каталитических нейтрализаторов. А там и вся Россия, глядишь, пойдет этим путем. Кроме того, в столице и некоторых крупных городах проблем с неэтилированным бензином сегодня практически нет.

К первой группе мы отнесли и популярные «шкоды», поступающие к нам тоже без специальной комплектации. «Фелиции», похоже, изначально ориентированы на восточноевропейский рынок. На моделях с карбюраторным мотором объемом 1,3 литра и на версии с 1,6-литровым впрысковым двигателем «Фольксваген» нет нейтрализатора. Он присутствует на новых «октавиях», однако с нового года в Россию и эта модель будет поставляться без него. Защитные поддоны двигателя и трубопроводов, проходящих под днищем, устанавливают по заказу региональные дилеры (они же иногда их сами изготавливают, не дожидаясь прибытия штатных, заводских).

Автомобили второй группы оснащены так называемым восточным пакетом (у некоторых производителей он называется «северным»). Машины рассчитаны на эксплуатацию в странах с суровыми климатическими и дорожными условиями. Скажем, СЕАТ — один из новичков отечественного рынка — относит к ним, в числе прочих, Китай, Бразилию, Россию. Как видно из таблицы, по сравнению с машинами первой группы «в пакете» появилась новая позиция — усиленная подвеска. Как правило, это «лишние» полвитка-виток пружин и более «жесткие» амортизаторы — при этом соответственно увеличивается дорожный просвет.

В зависимости от объемов продаж и количества отказов тех или иных узлов и агрегатов в будущем комплектация машин, как утверждают дилеры СЕАТа, может быть изменена. Сегодня автомобили отличаются от западноевропейских не только пружинами подвески и амортизаторами, но также и 14-дюймовыми колесами вместо 13-дюймовых. Последние, правда, можно установить по заказу, но дилеры рекомендуют делать это только в расчете на зимние шины с увеличенной высотой профиля.

Более жесткой подвеской с увеличенным дорожным просветом отличаются «восточные» БМВ (клиренс больше на 25 мм) и «мицубиси» моделей «Галант» (10 мм) и «Лансер» (15 мм). На японских машинах устанавливают аккумулятор увеличенной емкости и генератор помощнее. В стандартную северную комплектацию входят устройства подогрева сидений и зеркал.

На «мерседесах», предназначенных для продаж вне стран Европейского Союза, отсутствуют нейтрализаторы, изменены пружины и амортизаторы, увеличен дорожный просвет.

В третью группу входят автомобили, близкие по комплектации к второй. Однако «пакет» здесь более увесистый. Например, машины подвергают дополнительной антикоррозионной обработке, устанавливают «печки» большей производительности, почти у всех обязательна штатная защита двигателя. Кстати, три фирмы — «Дэу», «Тойота» и европейский «Форд» — в качестве базовой защиты мотора снизу предлагают пластмассовые «пыльники», но готовы по заказу оборудовать машину и мощным металлическим листом.

О системах питания, бензине и нейтрализаторах. На «95-й» рассчитаны «рено» (кроме " Renault 19"), «фиаты», «лянчи» и «тойоты» (кроме модели «Королла 1,4»). Остальные автомобили из третьей группы можно заправлять «91-м». Нейтрализаторов нет на «пежо», «фордах» моделей «Эскорт» и «Мондео», " Renault 19", "фольксвагенах" (кроме версий с мотором VR6), "тойотах-королла 1,4", а также на корейских "дэу" и "хёндэ". Базовые версии "Форда-Эскорт", " Peugeot 106", "Тойоты-Королла 1,4" и "ФИАТа-Уно-45" комплектуют карбюраторами, все остальные двигатели — с впрыском топлива.

В заключение кратко пройдемся по некоторым фирмам. «Дэу», будь то корейской, узбекской или ростовской сборки, комплектуют для России одинаково. Интересная особенность — на автомобилях установлены усиленные шаровые опоры (что не исключает доработки пружин и амортизаторов).

Табличные данные по «Рено» относятся к модели «19», которую выпускают сейчас только в Турции (не для западноевропейского рынка). Автомобилям, собранным во Франции, нужен неэтилированный бензин АИ-95, у них стандартная подвеска, зато дополнительно защищенный от коррозии и холодов кузов. «Тойоты» и «хонды», поставляемые в Россию, защищены от коррозии двусторонней оцинковкой кузовов. У «фольксвагенов» аккумуляторы увеличенной емкости, электрообогреваемые зеркала и форсунки омывателей стекол.

Общее правило для импортных машин, официально продаваемых в нашей стране (за редким исключением), — полноразмерное запасное колесо.

Иногда комплектация автомобилей для России, особенно новых моделей, со временем меняется. В качестве примера можно привести " Volvo S40". Первые экземпляры оснащали фарами в скандинавском исполнении, включающимися одновременно с зажиганием. Потом от них отказались.

Подведем итог: изменения, составляющие «российский пакет», не слишком серьезны. Однако, как показывает опыт, этого хватает: породистые иноземные «скакуны» чувствуют себя на отечественных просторах не хуже, а порой и лучше местных примелькавшихся «лошадок».

Так выглядит полный «российский пакет»

1,6 — адаптация двигателя под бензин с октановым числом 91; 2 — защита картера двигателя;

3 — усиленная передняя подвеска;

4 — дополнительная антикоррозионная обработка;

5 — система выпуска каталитического нейтрализатора.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии