Ваш первый автомобиль

ВАШ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВАШ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Все позади: автомобиль куплен, поставлен на учет и даже «обмыт». На следующее же утро вы собираетесь воспользоваться им по прямому назначению. Не торопитесь! Автомобиль — не холодильник, где все сводится к тому, чтобы снять упаковку и наполнить продуктами. Автомобиль — почти «живое» существо, требующее вашего внимания и заботы, утверждает Сергей УСКОВ.

Запомните с самого начала: ухоженные машины добром отвечают на заботу и почти никогда не подводят владельца. Запущенные «тачки» изощренно мстят своим нерадивым хозяевам: отказываются заводиться в самый неподходящий момент, выкидывают различные «подлянки» на техосмотре или во время продажи, доводя владельца до белого каления. Чем ругаться, проклиная этот «гроб на колесах», уделяйте лучше своей машине хоть немного драгоценного времени, и она наградит вас годами (а кого и десятилетиями) безупречной службы!

Мы рассмотрим вариант с первым в вашей жизни автомобилем — новым или подержанным, советы по их подготовке к эксплуатации будут, как вы понимаете, различны. Правда, речь в этой статье пойдет только об отечественных машинах. Иномарки — отдельная тема.

Итак, вы — обладатель новенького автомобиля, который даже смог самостоятельно добраться от магазина до ГАИ и гаража; при сегодняшнем качестве сборки на это способны не все экземпляры. Далее новоиспеченные владельцы идут, как правило, одним из двух крайних путей: одни тут же с помощью бывалых друзей и знакомых начинают «изучать и совершенствовать» конструкцию, почти полностью перебирая всю машину. Уплотняют герметиками все швы и прокладки, смазывают все заново и даже заменяют некоторые комплектующие на импортные. Затем они устраивают «антикоррозионную обработку» смесями на основе изобретений тех же знакомых, порой потратив на это целый отпуск!

Другие же, напротив, «дорвавшись до баранки», ездят, ездят, ездят... пока что-нибудь не сломается или отвалится. Мы же с вами выберем некий средний путь, который позволит и автомобиль обустроить, продлив его активную жизнь, и заводскую гарантию не нарушить, что при первом варианте почти неизбежно.

Придя в себя после покупки, отправляйтесь в магазин и приобретите аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, коврики на пол, а также «секретки» на колеса и какое-либо механическое противоугонное средство (это позволит вам первое время не ночевать в машине). Впоследствии в дополнение к механическим средствам установите электронную сигнализацию. Ее марку и стоимость выбирают, исходя из цены и престижности автомобиля, а также ваших возможностей. На взгляд автора, ее оптимальная цена с установкой — 7–10% от стоимости машины; это справедливо для всех автомобилей, в том числе и подержанных, а также иномарок.

Что же касается инструмента, а также насоса, домкрата и запасного колеса, то они должны входить в комплект автомобиля (хотя в наше время это далеко не правило). Все вышеперечисленное лучше всегда иметь на борту, даже если вы едете к теще на блины в соседний квартал! Желательно также приобрести буксирный трос, воронку для бензина, комплект плавких предохранителей, моток изоленты, металлическую канистру, набор для мойки (щетка, шланг, резиновое ведро) и цветной многокрасочный альбом. А еще рекомендую купить чехлы на сиденья, комплект свечей, «бегунок» трамблера, набор лампочек, две щетки стеклоочистителя, ремень генератора, тюбик «Литола-24», герметика-прокладки и клея «Момент-1». Сюда я бы еще добавил несколько колпачков и золотников, а также по бутылочке тормозной и охлаждающей жидкостей. Конечно, опытный владелец без труда удлинил бы этот список, но, думаю, и названного на первое время достаточно.

Радиоприемник (магнитолу) пока устанавливать не советую: во-первых, если ставить «музыку» с размахом, то это нарушит целостность сборки машины, ведь необходимо вырезать большие отверстия под динамики в обивках передних дверей и задней полке. А если (не дай Бог, конечно) перечень дефектов будет столь обширен, что автомобиль вы будете менять по гарантии, что тогда? Заводчане только и ищут повода, чтобы обвинить вас во всех смертных грехах, так зачем лишние проблемы? По этой же причине в гарантийный период не рекомендую ставить люк, спойлеры, молдинги, дополнительные фары и тому подобные аксессуары. К тому же ваш водительский опыт наверняка невелик, и на первых тысячах километров сосредоточьтесь-ка на управлении собственно автомобилем, привыкните к нему, присидитесь, а уж потом подбирайте радио, холодильник, бар, цветомузыку, бассейн... (шутка).

А как насчет сигнализации и антикоррозионной обработки с установкой подкрылков? Тоже ждать? Ни в коем случае! Иначе любимицу либо угонят, либо она потеряет товарный вид, ведь заводская защита днища и тем более полостей слаба. Очень плохо в этом смысле обстоит дело у «Москвича-2141» (21412) и ИЖ-412 (2715). Лучше — у VAZ 2104 (2105, 2106, 2107, 21213, 1111), GAZ 31029/">GAZ 31029 (31022), ZAZ 1102 (1105). И наиболее благополучно — у VAZ 2108 (2109, 21099). Однако антикоррозионную обработку желательно делать в любом случае, а при круглогодичной эксплуатации она просто необходима, причем с обновлением каждый год! Но самодеятельность здесь неуместна: обработку, по возможности, проводите на станции с современным оборудованием и с обязательным письменным документом о выполненных работах. Это не позволит заводу-изготовителю свалить всю вину на вас, если что-то случится с ходовой частью или лакокрасочным покрытием. Дело в том, что самостоятельно изготовленный (или неправильно нанесенный промышленный) состав может вступить в непредвиденную химическую реакцию с заводской мастикой днища и резиновыми чехлами различных сочленений. Тогда уж возмущенному владельцу на гарантийной станции точно укажут на дверь. И будут правы!

Чуть не забыл — перед обработкой необходима операция, именуемая на жаргоне автослесарей как «протянуть низ»: осмотр днища с проверкой затяжки всех резьбовых соединений. После этого на душе у вас будет значительно спокойнее: доверять свою жизнь машине конвейерной сборки в наше время не резон! Затем натрите кузов любым полиролем на основе воска. Затраты на восстановление лакокрасочного покрытия в сотни раз превысят стоимость флакончика полироля.

Уф! Вроде все. Можно начинать ездить, но... осторожно, свято соблюдая пункты инструкции по обкатке двигателя, не забывая менять масло (в том числе и в трансмиссии!) и прислушиваясь к малейшим недомоганиям своего «друга». Лучше до смерти надоесть гарантийной станции, чем после истечения гарантии обнаружить целый букет трудноизлечимых «болезней». Желательно не попадать в аварии (а стало быть, не лихачить!) — замена кузовных деталей в самом начале жизни авто здорово понизит его стоимость: через год-другой именно они начнут активно ржаветь, так как были окрашены отдельно от кузова, к тому же после сварочных работ.

А что посоветовать владельцам подержанных машин? О, эта тема необъятна, рамки журнальной статьи не позволяют раскрыть ее в полном объеме. Однако постараюсь тезисно сообщить вам максимум.

Во-первых, все сказанное в первой части справедливо и здесь, кроме гарантийных дел и обкатки. К тому же ваши действия будут зависеть от того, за какой процент от цены новой вы купили машину. Если более 70%, то и эксплуатируйте ее как новую, с той лишь разницей, что гарантию и обкатку за вас прошел первый владелец. От 50 до 70%? Тщательно вымыв машину, внимательно исследуйте лакокрасочное покрытие, которое, скорее всего, окажется заводским, и старайтесь его сохранить как можно дольше. В обязательном порядке замените масло в двигателе, трансмиссии, а также тормозную и охлаждающую жидкости, сделайте «антикор», установите подкрылки. Что бы до вас ни делал прежний владелец, этот комплекс обязателен — будете уверены в завтрашнем дне.

Проведите диагностику двигателя, да и всей машины на СТО или у «бывалого», устраните выявленные дефекты и — в путь! Если стоимость автомобиля от 25 до 50%, засучите рукава. Кроме того что описано выше, придется составить перечень дефектов (без них машин за такую цену не бывает, просто они могут быть глубоко «запрятаны» продавцом!), а затем решить, какие из них нужно устранить немедленно, а какие могут подождать. К тому же остаточный ресурс этих машин невелик (в лучшем случае 50–80 тыс. км), и на них нежелательно ездить зимой, так как кузов уже испорчен коррозией, а иногда и неумелой сваркой. Серьезное вложение средств в этот «транспорт» бессмысленно. Возьмите от жизни максимум удовольствия и продавайте машину... даже на запчасти.

Приобретая «автомобиль» (кавычки здесь неслучайны) от 10 до 25% стоимости, вы покупаете набор малопригодных запчастей «сделай сам». Без гаража и автослесарных навыков — это выброшенные деньги. Правда, при наличии оных машина может расцвести, обретая вторую (или третью?) молодость, иногда довольно надолго. Но для этого, повторю, нужно быть «бывалым» в квадрате и не иметь в жизни других проблем.

В заключение — несколько общих советов начинающим автомобилистам. Какую бы машину вы ни купили, не «хватайте» запчасти все подряд и без разбора, ибо многие из них осядут у вас мертвым грузом на долгие годы. Всегда заботливо относитесь к своей любимице: я знал людей, которые первые полгода уделяли автомобилю целый рабочий день, намывая и полируя его, а затем остывали настолько, что по полгода не подкачивали колес, а уж о том, чтобы замазать «Мовилем» сколы краски, долить куда-либо жидкость и что-то отрегулировать, и речь не шла. Одним словом, долголетие — от заботы!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии