Пропасть или взлет?

ПРОПАСТЬ ИЛИ ВЗЛЕТ?

]

АКТУАЛЬНО!

ПРОГНОЗИРУЕМ

ПРОПАСТЬ ИЛИ ВЗЛЕТ?

Может ли возродиться российское автомобилестроение после нынешнего кризиса?

Елена ВАРШАВСКАЯ

Кризис заставил наших граждан иначе посмотреть на положение вещей. Постепенно пришло общее понимание того, о чем говорили все последние годы: без производства, без созидания не может быть существования (кроме, пожалуй, первобытного). Чтобы покупать что-то, нужно сначала что-то произвести и продать, и купить можно никак не больше, чем продано.

НОВЫЙ ШАНС

В среде экономистов, управленцев считается, что кризис (спады случаются и в самых процветающих странах) — если не благо, то средство обновления. Нынешнюю ситуацию в России можно рассматривать так же. Наша экономика отреагировала на неправильную хозяйственную и финансовую политику предыдущих лет, как организм человека реагирует на болезнь. Дальше, как минимум, три выхода: правильное «лечение» и выздоровление, устранение лишь симптомов и «уход» болезни внутрь с последующим осложнением или же — летальный исход. По большому счету, только от нас, граждан России, зависит, станет нынешний кризис поворотом к лучшему или закончится катастрофой...

От падения рубля наш автопром только выиграл. При сегодняшнем курсе рубля приобретение иномарки для очень, очень многих становится несбыточной мечтой. Большинство тех, кто подумывал о ее покупке, обращается к продукции отечественных заводов. Она тоже подорожала, но в рублях — в долларах же стала даже дешевле. Кстати, глядя на цены, сразу можно определить, какие из заводов выбрали в свое время правильную стратегию, а кто просчитался.

АвтоВАЗ, в основном, делал ставку на отечественных поставщиков комплектующих или, как и раньше, рассчитывал на собственные силы (не считая моделей, которые «осовремениваются» за счет импортных компонентов, например систем впрыска).

АО «ГАЗ» избрало еще более дальновидную политику: опираясь на российских производителей, в Нижнем еще задолго до кризиса начали создавать СП с иностранными фирмами, чтобы более качественные и современные комплектующие производить здесь. Не все проекты осуществились, но, скорее всего, газовская стратегия принесет свои плоды.

В отличие от политики «Москвича». Этот завод объективно проигрывал другим, не имея надежного поставщика двигателей для своих моделей. Но путь, по которому пошло это предприятие, оказался сегодня, мягко говоря, не самым верным. Чтобы сделать свои модели более привлекательными для покупателей, завод начал оснащать их импортными компонентами. Пока курс рубля был высок, казалось, что двигатель «Рено» стоит почти столько же, сколько уфимский. Сегодня его цена утроилась, так же, как и стоимость других иностранных комплектующих. Вскоре может оказаться, что «святогоры» станут намного дороже «волг» и «самар». Тогда вряд ли что-то поможет «Москвичу» выкарабкаться.

Кризис, обесценивание рубля открыли и другие перспективы. Можно более реально подумать, например, об экспорте. В западных странах, конечно, вряд ли станут покупать российские машины даже за нынешние 3000–5000 долларов, но в развивающихся, где основная часть жителей небогата, не исключено, что наши автомобили кого-то заинтересуют. Покупают же, например, в Турции ижевские мотоциклы!..

Цены, упавшие в долларовом выражении, поднялись в рублевом. Скорее всего, их подняли больше, чем необходимо, с «запасом» на возможную инфляцию, чтобы увеличить рентабельность производства (раньше цену повышать было невозможно — наши автомобили стоили и так не намного дешевле гораздо более совершенных иностранных). Значит, появляются средства, так необходимые автопрому для развития. Главное, чтобы этому благоприятствовала налоговая политика государства и — чтобы у предприятий автопрома было желание и умение использовать нынешний кризис для собственного возрождения.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «СОВМЕСТНЫХ»

Не приходится ожидать, что завтра мы получим совершенно новые, мирового уровня российские автомобили. Но, если вдуматься, разве отечественные марки недостойны нас? Почему тот, кто делает российский, скажем, телевизор (или делал раньше, но перестал из-за неконкурентоспособности), шьет российские дубовые ботинки, пальто с кривыми строчками, строит с недоделками дома или без всякой пользы (кроме собственной) «крутит деньги» в банке, достоин чего-то другого? Нет, надо, наверное, учиться жить по средствам. Кризис вернул нас к действительности: мы — страна «третьего мира». И в этом нет ничего сверхстрашного. У нас довольно отсталая промышленность и огромные дешевые ресурсы, в том числе трудовые. Однако, в отличие от иных слаборазвитых стран, Россия еще помнит времена, когда ее производство было на достаточно высоком уровне, у нас вполне квалифицированная рабочая сила. Еще три месяца назад из-за искусственно поддерживаемого курса рубля она стоила довольно дорого. Сейчас (в твердой валюте) — подешевела. Так же, как и транспорт, и энергоносители, и сырье.

В результате наша страна стала гораздо более привлекательной для работы здесь иностранного капитала. Если совсем недавно «российская сборка» воспринималась лишь как обход таможни, то теперь она наполнилась экономическим смыслом. Так называемая постовая сборка — готовых по сути автомобилей на стапелях — уже невыгодна. Но нормальное сборочное производство теперь (а оно — это 5–10% от стоимости автомобиля!) значительно удешевляет продукцию, которую из-за падения спроса у нас можно продавать и на внешнем рынке. Значит, не потеряли значимости «Нижегород моторс», «Донинвест», «Автофрамос» — заводы, где автомобили должны собирать не на стапелях, а на полноценном конвейере.

То же и с комплектующими, которые до сих пор ввозили из-за границы. Их теперь гораздо выгоднее производить на территории России, причем не только для внутренних поставок, но и для вывоза. Поэтому, если правительство сумеет заинтересовать инвесторов, предоставив им гарантии, совместные предприятия обретут на просторах нашей страны новое дыхание.

ВЫХОД ОДИН — ВЫБИРАТЬСЯ ИЗО ВСЕХ СИЛ

Это все — о темах, пусть и касающихся нас, но все-таки не непосредственно, отвлеченно. Между тем все автомобилисты сегодня страдают от того, что их машины разом обесценились! Летом трехлетнюю вазовскую «девятку» вполне можно было продать за пять тысяч долларов — сегодня столько не стоит новая! Хотя, может быть, именно в этом утешение? По крайней мере, для владельцев отечественных машин. Просто раньше рубль был намертво привязан к доллару, а теперь он становится, хоть и более легковесным, но самостоятельным. Рублевые цены на отечественные товары поднялись не столь катастрофически — выходит, тем, кто продает свои старые «Жигули» и покупает новую «Самару», придется доплатить примерно столько же, сколько и раньше. Запчасти для отечественных автомобилей тоже не очень сильно выросли в цене. Другое дело, что сузился их выбор (меньше стало импортных). Опасность того, что в отсутствие конкуренции наши производители станут диктовать свои, неоправданно высокие цены, не следует преувеличивать. Как-никак за последние годы наша экономика все-таки приобрела черты рыночной, а потому диктата монополистов в данном случае можно не страшиться.

Что делать в условиях более или менее быстрого обесценивания рубля? Многие еще не забыли, как вести себя во время инфляции: не откладывать надолго покупки, приобретая необходимое с опережением падения рубля, не делать накоплений в национальной валюте.

Ажиотажный спрос на отечественные автомобили в начале кризиса, вероятно, аукнется весной, когда поднимется вал продаж. Сейчас трудно прогнозировать, как это повлияет на цены, поскольку неизвестно, какой будет финансовая политика государства, но все-таки можно легко представить, что подержанные российские автомобили подешевеют (не только в твердой валюте, но и в рублях).

В любом случае, не должно быть места унынию. Единственный способ выйти из кризиса — работать. Каждому из нас — создавая что-то, российским автозаводам — перестраиваясь и развиваясь по-новому.

Уместно здесь вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в крынку с молоком. Одна сдалась сразу и утонула. А другая выкарабкивалась изо всех сил. И — сбила из молока комок масла, оттолкнувшись от которого выпрыгнула на волю. Наверное, сегодня все мы, как эти лягушки, — жизнь в очередной раз проверяет нас на стойкость. Надо выбираться!

...Остается лишь надеяться, что в нашей с вами крынке — жирное молоко, а не болотная вода.

* За 1998 год указан планируемый выпуск автомобилей.

Содержание импортных комплектующих в себестоимости автомобилей

Изменение цены на новые автомобили

в рублях во время кризиса

Изменение цены на новые автомобили

в долларах

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии