"фольксваген" обновляет азбуку

«ФОЛЬКСВАГЕН» ОБНОВЛЯЕТ АЗБУКУ

]

АКТУАЛЬНО!

ВДОХНОВЕНИЕ

«ФОЛЬКСВАГЕН» ОБНОВЛЯЕТ АЗБУКУ

Впервые в мире на автомобиле появился восемнадцатицилиндровый трехрядный мотор.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Карло МЭССИНА

САЛФЕТКА ПРОГРЕССА

Немало любопытных и замечательных историй начиналось с обычной бумажной салфетки. Эта — тоже.

На салфетках записывают имена и телефоны, поэты фиксируют «на будущее» удачные рифмы, физики — формулы, художники, случается, делают эскизы. Озарение может прийти в любой миг, и тем более в эти приятные томительные минуты, знакомые каждому гурману. Только представьте: дорогой ресторан, аперитив уже на столе, а над блюдами повар еще колдует... Так что все-таки было на ней, той самой салфетке, с которой начинается эта история?

Для начала — дело было в Токио. Именно там, где «Фольксваген» впервые дал понять, что стремится в «высшую лигу» строителей суперкаров. А посетитель ресторана — Фердинанд Пиех, глава этого концерна, в недавнем прошлом — шеф «Ауди». «Ясно, — скажут самые догадливые, — там, должно быть, нарисован двигатель!» Все верно, двигатель. Но какой!

Что ни говорите, а главой крупного концерна быть неплохо. Нет, не в смысле «купаться в роскоши». Для творческого человека это положение открывает невиданные перспективы. Скажем, рядовому изобретателю предстоит немало побегать по кабинетам, доказывая всякого рода ответственным лицам прогрессивность и осуществимость своей идеи. Здесь — совсем другой коленкор. В общем, так или иначе, но уже через полгода Пиех получил патент на необычную конструкцию «с салфетки». А в мае на Венском симпозиуме двигателистов он буквально поверг слушателей в шок, объявив о разработке мотора с числом цилиндров «немногим меньше двадцати».

В то же самое время на фирме «Италдизайн» ломали голову над концепт-каром, в который предстояло поместить новый мотор. Причем заказ был сформулирован весьма определенно: концепту предстояло нести имя «Бугатти» — права на него «Фольксваген» приобрел незадолго до этих событий.

А потом — потом был блеск Парижского салона, непрерывная круговерть журналистов, фотографов, телевизионщиков. И инженеров, заинтригованных умопомрачительными цифрами: восемнадцать цилиндров! 555 лошадиных сил! 650 ньютон-метров! Естественно, обложки автомобильных — и не очень — журналов, восторженные статьи специалистов были обеспечены. Предлагаем и вам, уважаемый читатель, познакомиться с уникальным автомобилем поближе.

ЧИСЛА И БУКВЫ

Что же это за двигатель, который еще до появления на свет наделал так много шума? Он назван W18, однако буква лишь маскирует его истинную конфигурацию. Ведь всего пару лет назад «Фольксваген» показал мотор W12, собранный из двух VR6. Но тут, заметим, классический латинский алфавит для инженеров оказался беден: в этих двигателях, несмотря на схожее обозначение, нет ничего общего (кроме, понятно, изготовителя)! У W12 цилиндры собраны в два блока по шесть и располагаются при этом в четыре ряда — здесь подошла бы «буква». А у W18 — три ряда цилиндров по шесть в каждом, то есть. Как видите, азбука двигателестроения пополняется все новыми знаками.

Компетентный читатель непременно заметит, что «трехрядники» уже встречались на автомобилях — 77 лет назад мотор W6 разработал и ставил на свои машины гениальный Румплер. Почему же Пиеху в таком случае выдали патент? Да потому, что основной его идеей была не конфигурация двигателя и число цилиндров, а отбор мощности этого уникального агрегата: момент передается на трансмиссию с середины коленчатого вала! Это позволило укоротить коробку передач: ее первичный вал перестал быть соосен коленчатому, развязав руки проектировщикам силовой передачи. Но и этого мало. Как известно, суперкар в наши дни просто обязан быть полноприводным. W18 рассчитан как раз на такую машину: картер редуктора переднего моста составляет одно целое с поддоном картера двигателя. При этом момент передается сюда валиком, расположенным внутри того вала, что связывает двигатель с коробкой передач!

Как обычно, один нетрадиционный шаг повлек за собой другие. Так, привод всех шести распредвалов осуществляется зубчатой передачей от той же шестерни в середине коленчатого вала, что и трансмиссия. Естественно — ведь иначе пришлось бы сделать двигатель длиннее. А вообще-то он по этому параметру весьма скромен — всего на 10 см больше, чем W12, и уж, наверняка, короче многих серийных рядных «шестерок». Собственно, сделать агрегат как можно компактней и было основной целью создателей.

Из других неординарных решений назовем бесщеточный генератор, вмонтированный в блок цилиндров и охлаждаемый водой. Естественно, как у любого перспективного мотора, здесь — непосредственный впрыск, четыре клапана на цилиндр (то есть всего их — 72) и по катушке зажигания на свечу. Каждый из трех микропроцессоров управляет своим рядом цилиндров, четвертый — синхронизирует их работу и осуществляет «общий надзор».

Ни для кого не секрет, что шестицилиндровые рядные двигатели прекрасно уравновешены. W18, в котором «упрятано» три «шестерки», — тоже, но этого конструкторам показалось мало: они смогли уравновесить каждую поперечную трехцилиндровую секцию. Нетрудно сделать вывод, что семейство «трехрядных» двигателей предполагается расширить. Куда сложнее понять, какие же из чисел пока не войдут в оборот арифметики «Фольксвагена». Ведь теперь стали возможны и такие экзотические варианты, как W9 и W15. А если учесть опробованную концерном технологию «отъема» одного цилиндра у привычных моторов (свежий пример — серийный V5), то в промежутке от 3 до 18 цилиндров «Фольксваген» без труда заполнит любую ячейку, причем многие — не единственным способом. Скажем, к известным VR6 и V6 может добавиться W6. Глядишь, когда-нибудь, просматривая пресс-релиз очередного суперкара, вдруг крепко задумаешься: что это за новейший четырнадцатицилиндровый движок стоит под его капотом?..

КЛАССИКА В НОВОЙ АРАНЖИРОВКЕ

Пользуясь случаем, мы задали несколько вопросов создателю образа «Бугатти-ЕВ118», шефу студии «Италдизайн» Джорджетто Джуджаро.

— Первый вопрос — почти философский: что появилось раньше — двигатель или прототип?

— Двигатель был уже готов, мы лишь адаптировали его к модели-прототипу. Естественно, размеры мотора обусловили пропорции автомобиля, в особенности размеры внушительного капота. К слову, для своего объема и мощности W18 удивительно компактен. Если говорить об экстерьере машины, то заказчик — концерн «Фольксваген» предъявил к нему ряд серьезных требований.

Непосредственным предшественником этого концепт-кара стал спроектированный нами в 1993 году «Бугатти-ЕВ112». Он, очевидно, понравился доктору Фердинанду Пиеху и руководству «Фольксвагена». Но в то же время нас попросили сделать стилистическую «ссылку» и на классические модели «Бугатти». Мы воспользовались идеями моделей «Ройаль» и, в какой-то мере, «57 Купе Атлантик».

— Мотивы прошлого звучат и в отделке салона ЕВ118?

— Шеф «Фольксвагена» предложил нам оформить салон в так называемом стиле «либерти»; эту точку зрения в полной мере разделили и я, и мой сын Фабрицио. В нашей фирме он в основном занимается отделкой салона, и ему я предоставил свободу действий. Мы переосмыслили в современном ключе мотивы прежних «бугатти», открыв для себя заново и материалы, типичные для этих автомобилей, и способы их обработки.

Глядя на приборную панель, водитель постоянно видит лишь три овальных прибора, кстати, типичных для «Бугатти», и два рычажка климатической установки. В то же время оснащение не назовешь бедным — просто остальное оборудование скрывают две подвижные шторы в центре панели. Под ними — пульт радиоприемника с CD-проигрывателем, телефон и система навигации с дистанционным управлением.

Сиденья выполнены из кожи, однако не из той, что обычно используют для салонов автомобилей, а из материалов, применяемых в мебельной промышленности для обтягивания диванов, кресел и т. д. 

— Появится ли когда-нибудь «Бугатти-ЕВ118» на дорогах?

— Окончательное решение, конечно, примет «Фольксваген». Пока речь шла о создании образца с законченным салоном и действующим двигателем, а не автомобиля, полностью подготовленного для серийного производства. Из этого мы исходили. К тому же временные рамки заказчика — он требовал успеть к Парижскому салону — были слишком жесткими. Пока трудно заглядывать в будущее. Возможно, некоторые решения, найденные для ЕВ118, будут использованы в производстве — так часто случается с моделями, которые мы разрабатываем.

«Бугатти-ЕВ118».

Разрез двигателя W18: 1 — генератор водяного охлаждения; 2 — три шатуна на одной шейке коленчатого вала; 3 — шестерни привода распределительных валов; 4 — вал привода трансмиссии; 5 — валик передачи момента к передним колесам.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Размеры, мм: длина — 5050; ширина — 1990; высота — 1420. Двигатель: восемнадцатицилиндровый, трехрядный (W), 2х60°, 4 клапана на цилиндр; рабочий объем — 6255 смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 76,5х75,6 мм; степень сжатия — 11,5; мощность — 408 кВт/555 л. с. при 6800 об/мин; максимальный крутящий момент — 650 Н.м при 4000 об/мин. Трансмиссия: постоянный полный привод. Размер шин: 285/50/ZR18.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии