Забытая технология

ЗАБЫТАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

]

ИСПЫТАНИЯ

ЗАБЫТАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Установка турбонаддува на «восьмерке» требует минимальных переделок двигателя.

Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора

Для владельцев отечественных легковых автомобилей турбонаддув штука столь же неизведанная, как обратная сторона Луны. В этом нет ничего удивительного. У наших автозаводов для освоения наддува времени пока не нашлось — нерешенных проблем и без того выше крыши. Поэтому мы, конечно же, использовали первую возможность, чтобы познакомиться с VAZ 21083 «турбо», созданным специалистами фирмы «Вист-сервис».

Доработанная «восьмерка» внешне отличалась от своих стандартных сестер только легкосплавными дисками «Американ рейсинг» с покрышками размерностью 185/65R14. Однако по одежке лишь встречают...

Стоит сесть за руль и начать движение, как сразу ощущаешь — это совсем другой автомобиль. Главная особенность машины, естественно, мотор с турбонаддувом. У этого двигателя удивительно ровный характер, можно сказать, полное отсутствие свойственной многим подобным силовым агрегатам резкости. Мотор тяговит в широком диапазоне оборотов, к тому же крутящий момент передается на колеса с помощью шестиступенчатой коробки передач и главной пары с передаточным отношением 4,3:1. В результате в городском потоке такая «восьмерка» позволяет ездить хоть внатяг, но если ситуация требует использовать ее динамические качества — пожалуйста.

Имитируем обгон — надо разогнаться с 60 км/ч до максимальной скорости на высшей передаче. Нажимаем педаль газа. Двигатель вполне уверенно тянет «снизу». Когда же стрелка тахометра минует 3000 об/мин, негромким свистом напомнит о себе турбина и интенсивность разгона возрастет. При этом ярко выраженного рывка-подхвата не происходит — двигатель легко раскручивается до максимальных оборотов. Если же вы решили показать класс при старте с места — дайте обороты повыше и только успевайте нащелкивать передачи. Машина способна разогнаться до «сотни» всего за 10 с небольшим секунд! Сравнительные характеристики VAZ 2108 «турбо» и обычной «восьмерки» вы найдете в таблице.

Конечно, читателя интересует объем переделок в двигателе под установку турбокомпрессора. Исходный силовой агрегат — VAZ 21083 с системой распределенного впрыска топлива. Блок цилиндров, коленчатый вал и шатуны — стандартные. Поршни немецкой фирмы «Мале» устанавливают на заказ, но можно оставить и заводские. Рабочий объем цилиндров прежний — 1500 смз. Распределительный вал и клапаны серийные, а вот головка блока цилиндров изменена — применение турбонаддува требует уменьшить степень сжатия. Есть отличия в системе выпуска отработавших газов: переделана приемная труба глушителя, поскольку присоединена она уже не к коллектору, а к корпусу турбокомпрессора. Резонатор и глушитель прежние.

Распределенный впрыск топлива получил ресивер увеличенного размера и нестандартную программу управления. Скажем, ограничитель оборотов теперь срабатывает при 6200 об/мин. Есть еще незначительные изменения в системе смазки.

Турбокомпрессор низкого давления (0,2–0,4 кгс/см2) сделан на чешском предприятии «ЧеЗет» и адаптирован для установки на отечественный автомобиль фирмой «Комби» из Тольятти. Его монтируют над приводом правого колеса между выпускным коллектором и приемной трубой глушителя. К компрессору подведены два воздушных патрубка. Один забирает очищенный воздух от фильтра, другой подает его к ресиверу. Вот, собственно, и все. Как видим, за исключением самого турбокомпрессора, оригинальных, дефицитных, дорогих деталей не так-то много, а результат налицо. Кстати, очень важное замечание: если агрегат выйдет из строя, это ничуть не помешает двигателю работать — правда, прежней резвости ждать от него уже не придется..

Теперь коротко о других узлах. Подвеска ставшего более мощным автомобиля основательно модифицирована. Верхние опоры передних стоек взяты от VAZ 2110. Кронштейны растяжек — сварные с подушками увеличенной жесткости. Стандартные пружины заменены на шведские «Килен». Передние амортизаторы — газонаполненные «Кони-спорт» для VAZ 2108—2109, а задние — «Монро-газматик» от БМВ 7-й серии. Последние рассчитаны на автомобиль большего веса, а значит, лучше перенесут езду с полной загрузкой багажника или перегрузом. Незначительная потеря комфорта подвески с лихвой компенсирована отсутствием кренов и продольной раскачки. К тому же на высоких скоростях автомобиль держит дорогу лучше серийного.

Интересны изменения и в тормозной системе: передние и задние колодки немецкой фирмы АТЕ, тормозные диски увеличенного размера от автомобиля «Альфа-Ромео-155». Вакуумный усилитель отечественного производства доработан — в результате усилие на педали тормоза стало меньше, а информативность или, если хотите, возможность контролировать замедление повысилась.

Есть и другие новшества. Червячный дифференциал повышенного трения, шарниры равных угловых скоростей «Лебро», сцепление «ЛуК», алюминиевая защита картера двигателя и коробки передач. Желаете комфота? Пожалуйста: регулируемая рулевая колонка от VAZ 2110, передние сиденья «Кёниг», полный электропакет, шумоизоляция и т. д. 

Сколько стоит автомобиль? Тот, что был представлен на тест — $15 тысяч. Пожалуй, для большинства это слишком дорого. Но если вам нужен только турбонаддув, цена существенно ниже. За установку турбины вместе с доработкой двигателя покупатель отдаст $3 тысячи, не считая, конечно, стоимости машины.

Что ж, остается только порадоваться: легкие на подъем тюнинговые фирмы смогли предложить нашим автомобилистам турбонаддув. Что на очереди?

Двигатель VAZ 21083 «турбо». Из нестандартных деталей видны лишь увеличенный ресивер системы впрыска и два воздушных патрубка, уходящие в недра подкапотного пространства.

Турбокомпрессор притаился за приводом правого колеса. К нему присоединена приемная труба глушителя и магистраль слива масла в картер двигателя.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии