Легковушка с рюкзачком

ЛЕГКОВУШКА С РЮКЗАЧКОМ

]

ИСПЫТАНИЯ

ДЛЯ БИЗНЕСА

ЛЕГКОВУШКА С РЮКЗАЧКОМ

Спрос на небольшие грузовые машинки у нас был всегда. Долгое время его в одиночестве удовлетворял механический ослик Izh 2715, ласково именуемый в народе «каблучком» и «котомкой». Сегодня многие автозаводы пытаются улучшить эту породу. Из отечественных производителей в селекции преуспел ВАЗ.

Сергей МИШИН. Фото автора

К таким автомобилям на ВАЗе присматривались давно. Строили проекты, планы и образцы, но... не выпускали. Обычные «Жигули» и те были нарасхват. Однако время все расставило по местам и покатились по дорогам с волжских берегов настоящие труженики — грузовички «жигулевской» породы (ЗР, 1997, № 1).

Самый дешевый из них — ВИС-2345 за 44 тыс. рублей (в октябре 1998-го — $2200) предлагает АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС». Конструкция машины незатейлива — к обрезанной позади передних сидений «пятерке» приварена короткая рама. На ней — кузов с легкосъемной крышей. Задняя подвеска — рессорная. Выглядит грузовичок простовато, но, как утверждают конструкторы, в нем нет ничего лишнего, все функционально, все проверено на практике — модель далеко не первая в ряду пикапов из «пятерок».

ВАЗ-1706 «Челнок» на базе «Самары» выпускает Генеральный департамент развития ВАЗа, и выглядит он куда изящней. Разумные пропорции и плавные линии создают в общем-то приятный облик автомобиля. Но красота требует жертв — цена «Челнока» достигла 60 тыс. рублей ($3000). Хотя изменений в конструкции «восьмерки» меньше, чем в «пятерке»: если не считать кузова, в «Самаре-Челноке» иные только задние пружины. Они помощней — от универсала VAZ 2111.

Для сравнения третьим в эту компанию мы пригласили фургон «Кэдди» на базе «фольксвагеновского» «Поло». Выбрали наиболее дешевую версию с дизельным двигателем объемом 1,9 л за «каких-то» 285 тыс. руб. или 24150 немецких марок.

Что говорить, комплектация у «Кэдди» богатая: гидроусилитель руля, сигнализация, фильтры в системе вентиляции и т. п. Однако хорошая магнитола, кондиционер — приятные, но второстепенные элементы подобной машины. Грузоподъемность, объем багажника, удобство погрузки, способность мотора тянуть тяжелую ношу, а подвесок — «не гнуться» под ней, надежность автомобиля и цена — вот что важно для маленького грузовичка. С этих позиций и оценим нашу троицу.

ГРУЗИМ

Конечно, «Кэдди» удобнее, чем его оппоненты. Во-первых, двери распахиваются и на 90° с фиксацией, и на 180°. В последнем варианте они не мешают разместить коробки шириной во весь грузовой отсек. К тому же с такими дверями можно вплотную прижаться к погрузочной площадке. Во-вторых, у «Кэдди» пол без порога и низкая погрузочная высота. В-третьих, двигать поклажу в «Фольксвагене» легко: на полу выштампованы продольные направляющие. Всего грузовичок может принять на борт 475 кг груза.

ВИС-2345 берет больше — 650 кг, но несколько уступает «Кэдди» в удобстве погрузки. И хотя задний борт откидывается полностью, задняя дверь поднимается незначительно, а это рослым грузчикам будет мешать. Высота погрузки здесь выше, чем у «Кэдди», на 70 мм; согласитесь — это немного. Пол без порога, но гладкий, без направляющих ребер. Коробки по нему скользят легко — покрытие подобрано весьма удачно. Есть у ВИСа неоспоримое преимущество перед «Кэдди» и «Челноком» — пластиковую крышу можно быстро снять и превратить машину из фургона в пикап. В таком, к примеру, удобно возить сыпучие грузы. Но плохо то, что в фургоне ВИСа борта не закрываются на ключ (хотя петли для навесного замка есть). Желающих увести из машины даже безделицу, увы, в нашей стране не убавилось.

У «Челнока» дверь снаружи не открыть даже ключом — она, как на «Ниве» VAZ 21213, отпирается ручкой-крючком с водительского места. Огромная подъемная задняя дверь создает определенные неудобства при погрузке: и близко не подъедешь, и наклонять голову приходится больше, чем у ВИСа. Но в то же время такой навес хорошо защищает грузчиков и товар от дождя и снега.

У грузовой «Самары» самая низкая высота погрузки — на 10 мм ниже, чем у «Кэдди». Однако небольшой порог сводит на нет это преимущество — разгружая ящики, их приходится поднимать уже в отсеке. Еще один минус «Челнока» — сложная форма выступающих внутрь арок колес. У «Кэдди» и ВИСа они прямоугольной формы и на них можно поставить коробки. В «Челноке» так не получится. Хотя, возможно, в этом не будет нужды — грузоподъемность его всего 350 кг.

РАЗВОЗИМ

Пустой ВИС-2345 — трясучий, словно телега, но стоит его немного загрузить, как это ощущение пропадает: машина идет мягко и плавно. А полностью груженный ВИС движется, словно лимузин — приятно! Увы, при этом ему явно не хватает мощности полуторалитрового двигателя. Грузовичок вяло разгоняется, даже если «крутить» мотор по максимуму. Полагаем, с «нивовским» двигателем 1700 или вазовским дизелем ВИС стал бы порезвее.

Порожний «Челнок» движется как обычная «Самара» — легко и плавно. Только не любит сильного бокового ветра — машину сносит и ее приходится постоянно «ловить» рулем. Груженый идет уверенней, но на неровностях раскачивается больше, чем хотелось бы. Похоже, недостаточно эффективны амортизаторы от обычной «Самары». В поворотах «Челнок» излишне кренится, но за дорогу держится цепко. Мощности и момента полуторалитрового мотора «восьмерки» достаточно, чтобы быстро разгонять машину и уверенно держаться в потоке.

Плавность хода негруженого «Кэдди» удовлетворительна только на хорошей дороге. Там, где попадаются выбоины, ямы, трещины, рессорная подвеска (таковы уж ее свойства) слишком резко подкидывает кузов. Будь сиденья помягче, «организм», пожалуй, меньше реагировал бы на неприятные толчки. С грузом машина идет более плавно, но на неровностях ее все равно подбрасывает. Нагруженный «Кэдди» оказался самым жестким из тестируемых машин. Наши эксперты недоумевали — ведь иномарка же, характеристики подвески можно было бы подобрать и получше, тем более что у них там есть из чего.

ВО ДВОРЕ МАГАЗИНА

Расставив конуса, мы сымитировали заезд из неширокого переулка во двор магазина через узкую арку и попробовали протиснуться туда задним ходом на всех автомобилях. Быстрее и легче удалось проникнуть во двор на «Челноке». Медленнее и сложнее на «Кэдди» — он длиннее и у него чуть больше радиус поворота. А на ВИСе пришлось заезжать в два приема — его радиус самый большой.

Во время маневра эксперты отметили лучшую обзорность назад через стекло у «Челнока», только пока оно не завалено коробками. Тогда дело худо — наружные зеркала наполовину закрыты кузовом и в них уже мало что увидишь.

У «Кэдди» обзору через внутреннее зеркало мешает мелкая сетка между кабиной и грузовым отсеком. Впрочем, можно ориентироваться по наружным — они вынесены за кузов, а потому видимость что надо.

Крыша на кузове ВИСа полностью закрывает заднее стекло, так что смотреть назад можно только через внешние зеркала. Благо, те, как у хорошего грузовика, — большие. Вот только сферические они и здорово искажают расстояние, уменьшая размер изображения — к этому приходится привыкать.

К сожалению, усилителем руля снабжен только «Кэдди». Маневрировать на нем куда удобнее и приятнее. Самый тяжелый руль у груженого ВИСа — в сравнении с ним у «Челнока» он заметно легче. Полагаю, вазовским грузовичкам усилитель вовсе не помешал бы.

ЕСЛИ РВАНЕТ КОЛЕСО

Инструмент и запаска на грузовике должны быть всегда под рукой — машина постоянно в работе и всякое может случиться: колесо спустит, свеча забарахлит. Все надо сделать быстро, заказчик всегда торопит. ВИС здесь впереди. У него хороший комплект инструмента. Запаска близко — за спинкой правого переднего сиденья, извлечь ее секундное дело. У «Кэдди» есть только баллонный ключ. Домкрат вместе с запаской спрятан в «корзине» под полом кузова. Добраться туда непросто.

Хуже всего расположено запасное колесо у «Челнока» — как на «Самаре», в нише багажника. Чтобы его достать, придется вынуть часть поклажи.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала фирму «Премьера» и АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (Тольятти).

" Фольксваген Кэдди".

ВАЗ-1706 «Челнок».

ВИС-2345.

Обзор через внешние зеркала лучше всех у ВИСа.

У ВИСа самый объемный багажник.

Порожек «Челнока» мешает разгрузке.

Двустворчатая дверь «Кэдди» предпочтительнее подъемных.

В узком проезде труднее всего ВИСу.

Запаска пикапа всегда под рукой.

Рама, рессорная подвеска, то что надо грузовику.

РЕЗЮМЕ

«Кэдди», конечно, хорош. На нем хоть по городу, хоть в «дальнобой». Выбирай только дороги поровней да колеса не прокалывай. Но больно дорог: 24 тысячи марок — сколько же это по сегодняшнему курсу? ВИС — попытка все собрать в «одном флаконе». Высокая грузоподъемность, большой объем, три открывающихся борта, съемный верх — отлично, только... слишком большой рюкзак навьючили на пионера. Зато недорого. И если не пользоваться грузоподъемностью на всю катушку и не толкаться в тесноте — большая часть недостатков отпадает.

«Челнок», пожалуй, наиболее гармоничен. По виду, удобству, цене. Грузоподъемность, конечно, невелика, но соответствует возможностям машины. А все другие недостатки водитель устранит своими силами. Не привыкать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии