Вероятные приключения "японцев" в россии

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ЯПОНЦЕВ» В РОССИИ

]

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ЯПОНЦЕВ» В РОССИИ

Таит ли опасность автомобиль с правым рулем на дорогах с правосторонним движением? Уж столько копий по этому поводу сломано, а споры все продолжаются.

Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото автора

У нас в России, как известно, принято правостороннее движение, из чего следует, что водителю положено сидеть слева. Но уж так случилось, что недалече от восточных рубежей нашей необъятной Родины расположена страна Япония. Там, за морем, во-первых, умеют делать хорошие автомобили, а во-вторых, продают их подержанными в весьма хорошем состоянии и по сказочно низким ценам. Не воспользоваться таким случаем просто глупо, поэтому и в Москве чистокровные «японки» не редкость. Что уж говорить о Владивостоке или Хабаровске. И все бы хорошо, только вот руль у этих машин «не с той стороны».

Отношение к автомобилям с правым рулем полярное. Большинство их владельцев видит в нестандартно расположенных органах управления сплошные достоинства. Те же, кто на таких авто никогда не ездил, заочно их недолюбливают. Где же истина? В этом мы и решили разобраться.

В роли подопытного выступил настоящий «японец» (по происхождению и расположению руля) — вседорожник " Ниссан Террано". Четыре водителя составили экспертную группу. Все с различным стажем вождения автомобиля вообще и с правым рулем в частности. Условно назовем их так. Профессионал (№ 1) — испытатель с большим стажем, привыкший ездить на всем, что движется, независимо от расположения органов управления. Водитель со стажем (№ 2), который последние несколько недель упорно привыкал к правому рулю. Очень опытный любитель (№ 3), но без опыта общения с "японцами". И наконец, просто водитель (№ 4) со скромным стажем управления только отечественным автомобилем.

Этой четверке предстояло выполнить несколько упражнений. Для начала — тест на чувство габаритов машины. Тот, кто привык к нормальному рулю, знает, что левой стороной можно «притереться», а справа от него — целый метр автомобиля. В нашем случае участникам теста вначале было предложено припарковаться задним ходом — пусть даже не спеша, глядя в зеркала, выглядывая в окно. Затем — быстрое перестроение. И наконец, «змейка» на время.

Следующий этап испытаний — имитация обгона. Сначала определили дистанцию видимости. На каком расстоянии до попутного грузовика исчезали из поля зрения «правого» и «левого» водителей встречные автомобили. Потом выходили на обгон того же грузовика с малой дистанции и отмечали, когда сидящий справа и слева увидит встречный автомобиль.

Результаты заездов и комментарии к ним найдете под рисунками. Общие же выводы таковы: «смещение габаритов» автомобиля с правым рулем весьма ощутимо, особенно сильно оно досаждает водителям без практики езды с рулем «наоборот». Причем большой «леворульный» опыт здесь скорее зло, чем благо, — успевает выработаться стереотип и водитель так и норовит зацепить что-нибудь левым бортом.

Обгон на автомобиле с правым рулем также весьма не прост. Сидящий справа теряет из виду встречные машины на вдвое большей дистанции до обгоняемого, чем «левый» водитель. А обгон с малой дистанции при правом руле — занятие вообще крайне неприятное и даже рискованное.

И все-таки можно ездить по России на «японцах» или нет? В общем — можно, но, как говорится, только осторожно. Первое время надо постоянно контролировать себя и не забывать о габаритах, особенно при объезде препятствий, расположенных слева. Но здесь привычка со временем придет. А вот с обгонами сложнее. Высовываться из-под «хвоста» «фуры» просто опасно, особенно на узкой дороге. Так что, если попал в колонну грузовиков — мучайся до тех пор, пока они не растянутся и не удастся «выскочить» на встречную с солидной дистанции. Время при обгоне издалека, конечно, увеличится, и здесь очень кстати окажутся хорошие динамические качества автомобиля — а большинство «японцев» в этом плане молодцы.

Как выход из положения предлагается обращенное вперед зеркало, закрепленное на левой стойке. Но, скажите честно, встречалось ли вам такое устройство на автомобиле?

Итак. Правый руль требует изрядной осторожности, и забывать об этом никогда не стоит, особенно в первое время.

ПАРКОВКА ЗАДНИМ ХОДОМ

Заехать задним ходом в семиметровые «ворота» — казалось бы, не самая сложная задача. Здесь даже есть свои плюсы. Прижимаясь к бордюру «своей», правой стороной, можно поглядеть в окно и выдержать дистанцию достаточно точно. А вот парковка левым боком куда сложнее. Либо сбиваешь ограничительные конусы, либо, решив подстраховаться, оставляешь огромный запас. Большие наружные зеркала заднего вида дают прекрасный обзор, но их «панорамность» сильно искажает расстояние. Условный капот условно стоящего сзади автомобиля не раз был условно сокрушен могучей запаской «Ниссана».

БЫСТРОЕ ПЕРЕСТРОЕНИЕ

Задача несколько усложнилась. Необходимо на коротком промежутке перестроиться в соседний ряд, сбросить скорость и прижаться как можно ближе к импровизированному препятствию. Четыре водителя сделали по пять попыток с двух сторон. В таблице приведены только лучшие результаты, но и они показывают, что никто не смог «своей» стороной прижаться к ограничительным конусам ближе, чем «чужой». Все шесть незачтенных попыток — при подъезде к бордюру левым бортом. Когда действовать приходится быстро, с чувством габаритов возникают проблемы. Причем самая большая разница «левых» и «правых» результатов и наибольшее число раздавленных конусов у третьего водителя — с очень большим стажем, но без опыта езды на автомобилях с правым рулем.

«ЗМЕЙКА»

При скоростной рулежке (табл. 2) особо размышлять некогда — делай то, что умеешь. Здесь опять сказывается опыт езды на машинах с правым рулем. Первые два водителя, имеющие такой опыт, набрали одно штрафное очко на двоих. Третий и четвертый сбивали фишки куда чаще. Худший результат опять у водителя № 3 — сказывается сложившийся за многие годы стереотип. Примечательно: лишь одну фишку зацепили правым колесом, все остальные попали под левые. У водителя с устойчивыми навыками езды с нормальным рулем траектория получается смещенной влево (см. рис.).

ДИСТАНЦИЯ ОБГОНА

Обгонять, резко вырулив из-под «хвоста» грузовика — дурной тон. Куда лучше отпустить «фуру» подальше и увидеть, что там творится на встречной полосе. Только вот «правому» водителю придется держать дистанцию значительно большую, чем «левому» (см. табл. 3).

ОБГОН С МАЛОЙ ДИСТАНЦИИ

Рассмотрим частный случай — обгон с малой дистанции — 12 м. Как будет расположен автомобиль, когда «левый» и «правый» водители увидят встречные машины на расстоянии 100 и 200 метров, видно из таблицы. С правым рулем приходится прижиматься ближе к грузовику и дальше выезжать на встречную полосу. Чем это чревато? В случае отказа от обгона (водитель увидел встречное авто в опасной близости) запас на торможение у автомобиля с правым рулем куда меньше, и его может не хватить. Ведь торможение придется совмещать с резким маневром — надо возвращаться на свою полосу. Повторим, что это лишь частный случай, имитирующий заведомо «безголовый» обгон. Полученные цифры показывают: правый руль требует от водителя рассудительности на дороге. Лихие маневры чреваты самыми неприятными последствиями.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии