Я видел этого человека!

Я ВИДЕЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА!

]

ТЕХНИКА

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

Я ВИДЕЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА!

Новое слово в мире грузовиков.

Михаил ТЕПЛОВ

Все автомобильные салоны похожи один на другой. Презентации новых моделей, собирающие то здесь, то там толпы любопытных. Озабоченные лица инженеров, увидевших вдруг на стенде конкурентов нечто неожиданное...

Разумеется, все это в полной мере можно было наблюдать в павильонах выставочного центра Ганновера, где минувшей осенью прошел Международный салон грузовых автотранспортных средств (ИАА). Несколько сотен фирм представили грузовики и автобусы, прицепы и полуприцепы, двигатели и различные агрегаты, комплектующие изделия и оборудование.

Традиционно — а специализированный салон грузовиков в Ганновере проходил в четвертый раз (раньше он был объединен с Франкфуртским) — самый большой зал отводят здесь машинам с трехлучевой звездой. Удивляться нечему. Компания — мировой лидер в производстве средних и тяжелых грузовиков, у нее широчайшая производственная программа.

В Ганновере «Даймлер-Бенц» впервые показал свои американские новинки 1998 года — «Фрейтлайнер-Аргоси» (ЗР, 1998, №11) и «Стерлинг-Сильвер Стар» серии А. Последняя выпускается компанией «Стерлинг Трак Корпорейшн», которая появилась после того, как «Фрейтлайнер» приобрел «фордовский» завод по производству грузовиков среднего и тяжелого класса в городе Луисвилл. Теперь бывшие «форды» под новым именем «Стерлинг» помогают «Фрейтлайнеру» (читай «Даймлер-Бенцу) в завоевании североамериканского рынка.

Сам же «Даймлер-Бенц», кроме хорошо известных «Вито», «Спринтера», «Варио», «Атего» и «Актроса», показал семейство тяжелых «атего», а также новую серию моделей «Эконик» и перспективную разработку «Альтра».

Грузные «атего», стоя бок о бок со столь же огромными «актросами», вызывали некоторое недоумение — зачем понадобилось еще одно семейство тяжелых грузовиков? Всего-навсего, чтобы удовлетворить спрос на автомобили для местных перевозок больших партий грузов или эпизодических поездок на дальние расстояния с легковесными грузами (мебель, бытовая техника). Именно для такой работы и созданы тяжелые грузовики «Атего» полной массой 18–26 т. Шасси и ряд комплектующих у них аналогичны применяемым в «актросах» той же полной массы, а вот кабины и силовые агрегаты — от семейства средних «атего» полной массой до 15 т. В числе их — кабины в четырех вариантах (дневная короткая, дневная удлиненная и две со спальными местами в обычном исполнении и с высокой крышей). Шасси — с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х2/4 и 6х4.

Таким образом, общее число базовых моделей «Атего», различающихся полной массой, мощностью двигателей и типом шасси, превысило теперь три десятка. Двигатели тяжелой серии — два рядных шестицилиндровых 18-клапанных дизеля типа ОМ 906LA с довольно скромным рабочим объемом 6,37 л (231 и 279 л.с.). Тормозные системы — пневматические повышенного давления с дисковыми тормозами у всех колес и АБС. Полные массы автопоездов — от 35 до 40 т.

Другая новинка — серия «Эконик» с низкорасположенной кабиной впереди передней оси — для городских мусоровозов, пожарных автомобилей и других специальных машин. Полные массы «экоников» — 18 т для двухосного и 26 т для трехосного шасси. Двигатели — те же, что и на тяжелых «атего», но комплектуются автоматическими гидромеханическими пятиступенчатыми коробками передач.

Лобастый, поражающий обилием стекла «Эконик» даже на фоне самых современных «мерседес-бенцев» смотрится как пришелец из будущего. Он едва не затмил самый настоящий «концепт» — развозной грузовик «Альтра» полной массой 7,5 т с несущим кузовом из алюминиевых сплавов, созданный в сотрудничестве с компаниями «Тиссен» и «Альсюисс». В свое время безрамный грузовик пытались построить и в Англии, и в Швейцарии, однако и нынешняя конструкция пока не получила распространения — уж очень она дорогая. Хотя сама идея остается весьма привлекательной: алюминиевый грузовик на полтонны легче стального «Варио» такой же полной массы — фургон с объемом грузового отсека 19 м3 весит 3,2 т. Для повышения плавности хода передняя подвеска выполнена независимой. Силовой агрегат включает четырехцилиндровый дизель мощностью 136 л.с. и автоматическую коробку передач.

А что же главные конкуренты «Мерседес-Бенца» на немецком рынке? Поначалу могло показаться, что они вообще смирились с ведущей ролью трехлучевой звезды. К примеру, панъевропейский гигант ИВЕКО, заводы которого расположены в Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, в Ганновере вообще не обозначился. Как и японские «Тойота» и «Ниссан». Их отсутствие, впрочем, несколько компенсировал дебют «Исудзу», поначалу обосновавшейся в Великобритании и лишь в этом году решившей вступить на рынок континентальной Европы.

Японцы представили четыре шасси серий NKR, NRP и NQR полной массой 3,5–7,5 т. Все они предназначены в основном для развозной работы и оснащены четырехцилиндровыми дизелями рабочим объемом 3,1–4,7 л мощностью 82, 120 и 146 л. с. 

Но, конечно, гораздо больший интерес вызвало новое семейство «Вольво-FM. Оно призвано заменить выпускаемую с 1985 года серию FL. Назначение осталось прежним — местные перевозки любой интенсивности, строительная, коммунальная техника и прочее. Конечно, повышены комфорт и безопасность водителей, снижен шум, уменьшены расходы на техническое обслуживание, улучшены топливная экономичность и тяговые качества. Новые кабины с более низким полом, чем у моделей FL, подготовлены в трех вариантах: короткая дневная, удлиненная с одним спальным местом и высокая типа „Глоубтроттер“ („Путешественник“) с двумя спальными местами.

В серии FM предлагаются рядные шестицилиндровые дизели рабочим объемом 7,3–12,1 л в семи вариантах мощности — от 250 до 420 л.с., причем пять из них (двигатели типа D7C и D12С) — новинки 1998 года. Полные массы двух-, трех- и четырехосных шасси — от 18 до 42 т, а полные массы автопоездов — от 40 до 100 т. Базовых моделей, различающихся только колесной формулой и мощностью моторов, — больше четырех десятков.

Не меньшим вниманием пользовался стенд «Опеля», который явно активизируется на рынке легких грузовиков. В дополнение к «Корса Вэн» и «Комбо» (легковые фургоны), «Кампо» (пикапы), «Арена» (развозные фургоны полной массой 2,5–2,7 т) впервые показаны более тяжелые развозные «мовано» полной массой 2,8–3,5 т. Как и «Арена», новое семейство создано в сотрудничестве с «Рено» и мало чем отличается от своего «близнеца» — «Рено-Мастер». Покупателям предлагают грузовые и грузопассажирские фургоны, а также шасси с обычными и удлиненными кабинами с дизельными моторами рабочим объемом 2,5 и 2,8 л (80 и 115 л. с.). Общее же количество моделей и модификаций достигает четырех десятков. Максимальная скорость грузопассажирских моделей с крышей нормальной высоты — 125 и 143 км/ч.

На фоне обширной, но сугубо прагматичной экспозиции «Опеля» стенд «Форда» выглядел едва ли не шокирующим. Ибо европейское отделение американского концерна продемонстрировало лишь перспективные разработки — концептуальный фургон «Транзит», вполне, впрочем, готовый для серийного производства, и легкий пикап «F1 Курьер». Более интересным оказался «Транзит» с заметно увеличенным остеклением кабины, улучшенным боковым обзором. В машине используется автоматизированная механическая коробка передач, а высота пола грузового отсека понижена на 95 мм — применен задний мост специальной конфигурации с колесными передачами.

Публика Ганноверского салона весьма своеобразна. Здесь почти нет любителей, пришедших полюбоваться автомобильной модой, как это принято в Париже, Франкфурте, Женеве. Полноправные хозяева в павильонах — серьезные мужчины среднего возраста, владельцы и работники фирм-перевозчиков, водители-профессионалы, придирчиво выбирающие самое эффективное средство транспорта. Нужно видеть, с каким требовательным видом они проверяют регулировки водительского кресла или вентиляцию салона автобуса. Им работать в этих автомобилях и одной лишь внешней экспрессивностью не тронуть сердца этих людей. Поэтому одно из самых посещаемых мест выставки — испытательная площадка. Здесь каждый желающий может воочию убедиться в преимуществах тех или иных новинок.

Не так уж давно в ходу у нас был лозунг «Все во имя человека». В залах Ганноверского салона я видел этого человека! Именно для него созданы городские автобусы с удивительно низким и ровным полом и широкими дверями, обладающие к тому же невероятной по нашим меркам динамикой. Для них инженеры спроектировали колеса и шины малого диаметра — ниже подножки и пол, легче войти и выйти! Для них в кабинах грузовиков создается комфорт нисколько не меньший (а порою и больший!), нежели в салонах легковых автомобилей. Наконец, в интересах самого обычного человека новые двигатели делают все менее шумными, с минимальным содержанием вредных выбросов.

Так что официальный девиз салона «Грузовые автомобили — объединяют» вполне можно было заменить на гораздо более понятный и точный: «Современный грузовик — все во имя человека!».

«Мерседес-Бенц-Атего-1828» полной массой 18 т — городской развозной грузовик, вобравший в себя черты «Актроса» и «Атего».

Перспективный развозной фургон «Альтра» полной массой 7,5 т поражает не столько внешним видом, сколько технологией — его несущий кузов выполнен из алюминиевых сплавов.

Четырехосный самосвал «Стерлинг-Сильвер Стар» редкой в Европе, но весьма распространенной в США колесной формулы с двумя поддерживающими осями.

«Фрейтлайнер-Аргоси» — типичный «американец» с европейской эргономикой и уровнем комфорта. Обратите внимание на диаметр шин: у задних колес он заметно меньше.

Самосвал на шасси «Вольво» серии FM12 полной массой 26–33 т.

«Исудзу-NQR70L» полной массой 7,5 т — типичный городской труженик.

«Опель-Мовано» выпускается с тремя вариантами базы — 3080, 3580 и 4080 мм — и кузовами высотой 2250, 2490 и 2720 мм. Таким образом, можно заказать фургон объемом от 8 до 13,9 м3.

Изюминка «концептуального» «Форда-Транзит» — пониженный на 95 мм уровень пола.

20 крупнейших* компаний (включая дочерние предприятия по всему миру) по производству грузовиков полной массой свыше 6 тонн в 1997 году (тыс. шт.)

1. «Даймлер-Бенц» (Германия) — 197,9 

2. «Исудзу» (Япония) — 105,7 

3. «Мицубиси» (Япония) — 101,9 

4. «Первый автозавод» (Китай) — 92,5 

5. «Второй автозавод» (Китай) — 92,0 

6. «Нэвистар» (США) — 90,65 

7. «Форд Мотор» (США) — 86,9 

8. «Тойота», включая «Хино» (Япония) — 72,3 

9. «Вольво» (Швеция) — 69,06 

10. «Паккар» (США) — 68,2 

11. «Телко» (Индия) — 64,0 

12. «Рено» (Франция) — 60,7 

13. ИВЕКО (Италия) — 50,94 

14. «Ниссан» (Япония) — 48,07 

15. «Скания» (Швеция) — 43,0 

16. МАН (Германия) — 42,17 

17. «Дженерал моторс» (США) — 41,4 

18. «Хёндэ» (Корея) — 22,5 

19. АМО «ЗИЛ» (Россия) — 21,52 

20. «Атос-Лейланд» (Индия) — 20,26 

*Производят 89,4% от общего количества в 1556,75 тыс. машин.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии