9 знаменитых грузовиков СССР: почему их массово вывозили за рубеж

Эти машины ценили не только у нас. Их активно поставляли на экспорт. А в некоторых странах наши грузовики даже выпускали по лицензии!

ГАЗ-51: его делали в четырех странах

ГАЗ-51 в финском исполнении.

ГАЗ-51 знали все и по всей стране. Он, вероятно, так и останется самым массовым грузовиком за всю отечественную историю. С 1946 по 1975 год сделали более 3,5 млн экземпляров! Чуть больше 14 тысяч собрали на Иркутском сборочном заводе, остальные — в Горьком.

  • ГАЗ-51 выпускали помимо СССР еще в трех странах. В Польше его под именем Lublin делали c 1951 по 1958 гг.
  • В 1958-м выпуск развернули в Китае. Там наши грузовики назывались Yuejin. С модернизациями производили аж до 1987 года, изготовив почти 162 000 машин.
  • «ГАЗ пятьдесят раз» (как его иногда называли у нас) под мудреным именем Syngri 58 делали и в Северной Корее.
  • ГАЗ-51 экспортировали и в Финляндию, где до середины 1960-х западных автомобилей из-за недостатка валюты было мало. У финнов существовали даже специальные версии ГАЗ-51 — в частности, с более длинным кузовом.

У нас же ГАЗ-51 с «шестеркой» всего в 75 л.с. и коробкой передач без синхронизаторов любили за неприхотливость и простоту. Для многих он был первой учебной, а значит навсегда любимой машиной.

ЗИС-150: в переводе на китайский

ЗИС-150, он же — Захар.

Были времена, когда не китайские автомобили делали у нас, а наоборот. СССР построил в Китае огромный First Automobile Works (FAW), где в 1953-м стали производить грузовики Jiefang («освобождение»). Они были упрощенной копией нашего ЗИС-150 — первого послевоенного грузовика московского завода.

ЗИС-150 выпускали и в румынском Брашове (город некоторое время назывался Орашул-Сталин) под именем Steagul Rosu («красное знамя»).

У нас ЗИС-150, который делали с 1947 по 1957 годы, и его развитие – ЗИЛ-164, выпускаемый до 1965-го, почитали за надежность и простоту. Грузовики ломались часто, но и отремонтировать их можно было буквально в поле. А сделали машин обеих моделей более 1,1 млн. Некоторые даже дожили до наших дней.

ЗИЛ-130: быстрый и надежный

ЗИЛ-130.

По количеству выпущенных автомобилей ЗИЛ-130 совсем немного отстал от рекордсмена ГАЗ-51. Изготовили почти 3,4 млн грузовиков нескольких десятков модификаций. А делали 130-й и его продолжение ЗИЛ-431410 аж 31 год – с 1964-го по 1995-й! Водители уважали автомобиль, в частности, за динамику. Кстати, поначалу 150-сильный мотор на заводе посчитали излишне мощным.

Но больше всего автомобиль любили за прочность и надежность. Только получив новую машину, ее надо было «протянуть» — в переводе на нормальный язык, подтянуть все болты и гайки. Особенно в ходовой.

ЗИЛ-130 экспортировали во многие страны. В некоторые развивающиеся иногда бесплатно. Уже с начала 1970-х для экспорта нашим грузовикам не хватало достойных дизелей. Но в Союзе расходы на топливо в государственных предприятиях не считали.

«Сто тридцатые» тоже поставляли в Финляндию (для пожарных машин там немного переделывали кабины). Сохранились грузовики даже и на Кипре. Причем с правым рулем — видимо, местная переделка.

ГАЗ-53: дизель только в Болгарии

ГАЗ-53.

ГАЗ-53 делали даже чуть дольше, чем ЗИЛ-130, — с 1961 по 1993 годы. Этих машин тоже было немало в автошколах ДОСААФ, поэтому для многих они были первыми – учебными. От ГАЗ-51 и ГАЗ-52 грузовик выгодно отличался мотором V8 объемом 4,25 л, мощностью 115, а позднее и 120 л.с., и усилителем тормозов. Изготовили 3,37 млн 53-х, в том числе как шасси самосвалов, спецавтомобилей, автобусов.

ГАЗ-53 тоже делали за рубежом, в Болгарии на заводе Мадара. Причем и с болгарским 80-сильным дизелем по лицензии Perkins. А на родине этот автомобиль серийного дизеля так и не дождался.

ЗИЛ-157: любимый «колун»

ЗИЛ-157 по прозвищу «колун».

Даже когда в армию и в народное хозяйство пошли более современные полноприводные машины, водители по-прежнему особенно любили трехосный ЗИЛ-157.

Феноменальная проходимость сочеталась с простотой конструкции, а заодно и относительной экономичностью пусть и не самого мощного (104 л.с., а потом 110 л.с.) шестицилиндрового двигателя. Автомобиль получил грубоватое, но дружеское прозвище «колун».

ЗИЛ-157 делали в Москве с 1958 по 1982 годы, на УАМЗ в Новоуральске — с 1977 по 1991 годы. На этих заводах изготовили около 950 тыс. машин. Сюда можно добавить почти 200 тыс. предшественников ЗИЛ-157 — ЗИС-151 с двускатными колесами задних мостов.

ЗИЛ-157 тоже стал китайцем. На заводе FAW полноприводник с немного упрощенным кузовом делали под именем Jiefang-CA30.

Продолжение - на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в