По тайге с комфортом

ПО ТАЙГЕ С КОМФОРТОМ

]

ТЕХНИКА

БЕЗ ДОРОГ

ПО ТАЙГЕ С КОМФОРТОМ

Пошел в серию новый «Урал».

Аркадий КОЗЛОВ. Фото Владимира Черенка

ПРОБА РУЛЯ

Что ж, посмотрим, каков он, долгожданный «Урал-6361». В кабине мягкий приятный потолок, добротный пластик, удобные подрулевые переключатели, легкочитаемые приборы. Впрочем, для водителя, избалованного ДАФами и МАНами, — так, средненький салон по европейским меркам. А те, кто привык к МАЗам и КамАЗам, придут в полный восторг: чисто, красиво, тихо. Удобные «перчаточники», прикуриватель с пепельницей, магнитола, ящичек для документов и множество других приятных мелочей.

Подстраиваю сиденье. Оно двигается вперед-назад и вверх-вниз, а еще можно настроить его на свой вес. Руль регулируется «лишь» по двум параметрам — высоте и углу наклона. Поворот ключа — ровно и почти неслышно заработал двигатель. Включаем с места IV передачу (всего их девять). «Урал» быстро набирает скорость, несмотря на то, что дорога в подъем, а в кузове — 12 тонн балласта. Машина движется на удивление плавно, чуть покачиваясь на неровностях асфальта. На разбитой «гравийке» с буграми и ямами, конечно же, трясет, но вполне терпимо.

На настоящем бездорожье (именно бездорожье — местности, сплошь покрытой камнями, иные размером с ванну) картина меняется: комфорт оборачивается против вас. Ведь водитель грузовика защищен от тряски подвеской колес, кабины и сиденья. На дороге, даже плохой, это выручает, а вот на бездорожье, скорее, вредит. Я предпочел бы в такой ситуации жестко закрепленное сиденье. Фиксатор для бездорожья здесь очень пригодится.

Автомобиль забирается на невероятные кручи, по паспорту — до 31 градуса. Самый захватывающий момент — преодоление гребня. Земля исчезает из поля зрения, в огромном стекле видно только небо. Когда машина переваливает через гребень, душа уходит в пятки. Но ничего не происходит — грузовик просто, как-то по-будничному сползает с холма. Так же буднично он форсирует реку. Переехали — что ж тут такого? Глубины-то и полутора метров нет...

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Разберемся подробнее, что за автомобиль «Урал-6361». Несущая рама — из высоколегированной стали. Профиль ее лонжерона такой же, как у известного «Урала-4320». Конструкция мостов также перекочевала со старой машины. Конечно, узлы усилены, модернизированы, но отлично зарекомендовавшая себя схема сохранена. Все остальное в автомобиле — абсолютно новое: кабина, раздаточная коробка, двигатель, коробка передач.

Кабину взяли готовую: ее с 1994 года выпускает СП «ИВЕКО-УралАЗ» по чертежам (и с использованием готовых штампов) ИВЕКО. Но на первых же испытаниях выяснилось, что ивековская подвеска кабины не годится — слишком часты «пробои». Пришлось менять пружины, амортизаторы, а заодно их крепеж. Обивка — из современных, теплоизолирующих материалов: водителю не придется обклеивать ее изнутри войлоком, как на старых машинах. Мощный штатный отопитель, обогреваемые стекла. Все уплотнители — отечественные, из морозоустойчивой резины. По заказу кабину укомплектуют автономным обогревателем «Вебасто» или «Эберспехер».

Двигатель? «Дойц» есть «Дойц». Серия 1015 — одна из последних разработок фирмы. Мощный, легкий и очень надежный агрегат отвечает жестким нормам Евро II. Собирают его в том же Миассе, на СП «Дойц-Урал-Дизель». Пока из немецких комплектующих, за исключением стартера и маховика. Однако в самое ближайшее время, после пуска здесь швейцарской литейной линии «Фишер», начнут отливать блоки цилиндров, головки блоков, коллекторы, кронштейны и т. п. В перспективе должно быть освоено до 95% деталей двигателя, кроме ТНВД, форсунок, поршней, колец и гильз. Впрочем, ЯМЗ готов освоить ТНВД по немецкой технологии. А кольца и поршни «Дойц» и сам покупает. У «Гётце».

С освоением деталей на месте цена двигателя должна уменьшиться в полтора раза, при этом он может быть как шести-, так и восьмицилиндровый, с турбонаддувом. Мощность — от 200 до 360 кВт с «шагом» 10 кВт, на выбор.

КОРОЛЬ БЕЗДОРОЖЬЯ, КНЯЗЬ АВТОСТРАД

Получился не просто утилитарный вездеход, способный преодолеть непролазную грязь — скорее, комфортабельный скоростной грузовик, который в случае надобности может пройти по бездорожью. Но вездеходом-то он остался! И конструкторские решения, присущие только автомобилям повышенной проходимости, не изменились. На «Урале» все карданы проходят внутри рамы, зацепиться ими за пень или камень невозможно. Надежно спрятанный радиатор, герметичный стартер, бродовый клапан в выпускной системе, гидромуфта вентилятора. Герметичный двигатель не потрескается от резкого охлаждения (например, на глубоком броде), система впуска воздуха с высокой приемной трубой, заслонка инжекции и, конечно же, блокировка, раздатка, система подкачки шин. Таких особенностей много.

Новый вездеход из Миасса «6361» можно комплектовать и другими двигателями: ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-238 с наддувом, КамАЗ-740.11. Высокая проходимость позволит ему уверенно двигаться по горной местности, по глубокому снегу. Система АБС (она предусмотрена конструкцией и устанавливается за отдельную плату) придаст водителю уверенность на скользкой дороге.

Новых «уралов» выпущено еще совсем немного — счет пока идет на десятки. Однако это, пожалуй, первый российский грузовик постперестроечных времен, за которым уже выстроилась очередь.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Легко представить себе «Урал» где-нибудь в бассейне Колымы и Омолона, в охотской тундре, на Камчатке: там половина дорог — по руслам рек и ручьев. Осенью и весной метровой глубины колеи залиты кашей из глины, камней и воды со льдом. Бездорожье он одолеет, но будет остановлен более серьезным препятствием — инспектором ГАИ (вернее, ГИБДД) после выезда на дорогу. Почему? Да потому, что низко расположенные фары, скорее всего, будут повреждены. А еще более низко стоящие (и ничем не защищенные) задние фонари — попросту оборваны. Ясно, что на вездеходе световые приборы должны быть установлены повыше. Однако конструкторы следуют нормативам, системе сертификации ТС. Нетрудно догадаться: первое, что сделает покупатель «Урала» — перенесет фонари. Заводу же этого права не дано.

Срежет покупатель и предусмотренный нормативами противоподкатный брус (с таким якорем и «Урал» можно посадить в два счета) — но прибережет, чтобы раз в год, приварив обратно, пройти техосмотр и... срезать вновь. Да, видно, отечественные нормативы опередели жизнь...

Стоит автомобиль почти вдвое дороже, чем «4320». Однако ресурс машины (за исключением некоторых агрегатов) выше вчетверо. Выбирать будет покупатель.

Косогоры, валуны — родная стихия.

Зеркал хватит на все случаи жизни.

На руле крупные буквы: ИВЕКО...

Вот он — красавец «Дойц» уральской сборки.

Техническая характеристика автомобиля «Урал-6361»

Общие данные: полная масса автомобиля — 19 045 кг; масса перевозимого на шасси груза — 12 000 кг; полная масса буксируемого прицепа — 12 000 кг; максимальная скорость — 90 км/ч; максимальный угол подъема — 31°. Двигатель: «Дойц» KHD-BF6M1015 дизельный, V-образный, шестицилиндровый, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом. Соответствует нормативам Евро II; рабочий объем — 11 906 смз; максимальная мощность — 200 кВт/272 л. с. при 2300 об/мин; максимальный крутящий момент — 950 Н.м при 1300 об/мин; ресурс до капремонта — 1 000 000 км. Трансмиссия: коробка передач — девятиступенчатая, раздаточная коробка — двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом; мосты — проходные двухступенчатые. Шины: 425/85R21, с регулируемым давлением.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии