Фильтром масло не испортишь

ФИЛЬТРОМ МАСЛО НЕ ИСПОРТИШЬ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ФИЛЬТРОМ МАСЛО НЕ ИСПОРТИШЬ

...Но какой же все-таки выбрать?

Михаил КОЛОДОЧКИН

Поговорка «Свинья грязи найдет» в полной мере относится не только к симпатичному щетинистому животному, но и к моторному маслу. Успешно вбирая в себя частицы износа трущихся деталей двигателя и продукты сгорания рабочей смеси, оно дополняет их элементами собственного старения. Загрязнение масла в процессе работы двигателя происходит непрерывно, а потому производителям масляных фильтров безработица в ближайшем будущем не грозит.

Выловить из масла всю образующуюся в нем грязь современная техника не способна. Скажем, «жигулевскому» полнопоточному фильтру вменяется в обязанность задерживать не менее 25% загрязнителя стандартного размера. Вероятность фильтрации оставшейся грязи помогут определить кривые, приведенные на рис. 1 и 2. В частности, как это свидетельствует рис. 1, если полнота отсева составляет 30%, то такой фильтр сможет поглотить половину частиц размером 20 мкм. Судьбу остальных можно узнать по рис. 2 — например, из частиц размером 50 мкм через фильтр протиснутся примерно 5% от их общего числа.

Любителей высокого научного слога отсылаем к нашей справке (на следующей странице), а всех остальных приглашаем оценить возможности 17 претендентов на тепленькое место под вазовским капотом. В конкурсе принимают участие как «зарубежные гости», так и «аборигены», найденные в магазинах и на рынке.

Фотографии соискателей приведены ниже. Конструкции всех фильтров идентичны: металлический корпус, фильтрующий элемент и два клапана — перепускной и обратный. Перепускной (рис. 3) работает по принципу «лучше так, чем никак» и пропускает в двигатель грязное масло, если фильтрующий элемент вдруг начинает бастовать. Девиз обратного клапана (рис. 4) — «впускать, но не выпускать», что позволяет задерживать в фильтре масло после остановки двигателя, предотвращая последующий «сухой пуск».

Говоря о конструкции, стоит отметить, что претенденты № 10 и 11 выделяются из общей массы нетрадиционным исполнением так называемого усилителя, или, попросту говоря, тыльной стороны фильтра, обращенной к двигателю. Привычная глазу штамповка заменена литьем — возможно, изготовителям этот процесс ближе...

Отбор достойных начнем с внешнего осмотра. Вот и первые аутсайдеры — фильтр № 12, явная подделка под продукцию Ливненского завода (эмблема похожа, но не та)... У фильтра № 17 свои проблемы — до продажи он успел местами поржаветь. Довольно симпатичные изделия № 15 и 16 страдают «недержанием» уплотнительного резинового кольца — при установке такого фильтра на машину оно может незаметно выпасть. Тот же дефект у невзрачных изделий № 12, 13 и 14.

Поверим гармонию алгеброй — займемся измерениями. Результаты замеров номинальной тонкости отсева и полноты отсева сведены в таблицу. Полученные цифры свидетельствуют: невзирая ни на что, команда претендентов «службу знает» и перенесла «семнадцать мгновений в грязи» без потерь, укладываясь в требования стандарта.

Испытания на повышенное давление проводятся «с пристрастием» — гостям предлагается отведать 15 МПа, а нашим — все 20! В реальных условиях подобные цифры маловероятны, но именно таким способом косвенно оценивается качество фильтров. К «ненашенской» технологии доверия больше, отсюда и «расовая дискриминация». Соискатели выдержали очередное издевательство с честью.

Покопаемся в потрохах... Вскрытие показало, что гофрированная бумага, примененная в элитных зарубежных фильтрах, имеет равномерный шаг — отечественные этим похвастаться не могут. Кстати, если перепускной клапан в «обычных» фильтрах просто открывает шлагбаум перед грязным маслом, то элитный использует дополнительный санитарный кордон в виде сетчатого стаканчика. Пустячок, а приятно.

Изучение внутренностей фильтров в очередной раз подтвердило простую истину — в поисках качественной вещи на барахолке делать нечего. Производитель «левого» товара просто обязан на чем-то сэкономить — недра масляного фильтра для этого вполне подходят... Вместо фирменной бумаги «Альстром» или «Бинзер» можно применить простую туалетную, а пружину обратного клапана, имеющую специальную конфигурацию, легко объявить ненужной... Да и отсутствие самого клапана сразу не заметишь.

И еще о подделках. Вообще говоря, при прочих равных условиях большой фильтр должен быть лучше маленького, поскольку рабочая поверхность фильтрующей шторы у него явно выше. На практике же производители частенько халтурят, используя во всех типоразмерах один и тот же фильтрующий элемент. В данном случае нам повезло — такой подделки обнаружено не было. Кстати, из импортных фильтров наибольшей поверхностью обладает № 4. 

Так какой же фильтр купить? Ответ будет довольно неожиданным — любой! Экспертиза показала, что основные параметры всех 17 фильтров очень близки, а маститые иностранцы не имеют подавляющего превосходства над отечественными провинциалами. Поэтому основным критерием отбора для большинства покупателей явится цена — выпадающей резинкой и ржавым донышком нашего человека не испугаешь. Тем не менее настоятельно рекомендуем пойти не на рынок, а в магазин и приобрести нормально упакованное изделие с паспортом и гарантией. Если средства позволяют, то можно побаловать «жигуленка» породистым «Манном» или «Хенгстом». Должно же быть в машине что-то этакое...

Наша справка

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА — фильтр с полнотой отсева не менее 25%, определенной с использованием в качестве загрязнителя пыли с удельной поверхностью 5600 см2/г.

Полнота отсева — процентное соотношение между массовыми концентрациями загрязнения масла до и после фильтра к концентрации загрязнения до фильтра.

Гидравлическое сопротивление фильтра — перепад давления на чистом фильтре при номинальном расходе масла.

Средняя тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 50%.

Номинальная тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 95%.

Давление начала открытия перепускного клапана — давление, при котором появляется течь масла через перепускной клапан, составляющая не более 0,5% номинального расхода масла через фильтр.

Ресурс фильтрующего элемента — наработка фильтрующего элемента от начала его эксплуатации до предельного загрязнения, определяемого значением давления открытия перепускного клапана фильтра.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии