Реле под дождем и в тумане

РЕЛЕ ПОД ДОЖДЕМ И В ТУМАНЕ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

РЕЛЕ ПОД ДОЖДЕМ И В ТУМАНЕ

Михаил КОЛОДОЧКИН

Если все время работать под напряжением, да еще и в антисанитарных условиях, то можно не выдержать, даже если вместо сердца — электромагнит.

Погасли фары? Не выключается звуковой сигнал? Отказал электрический стеклоподъемник? Не паникуйте — вполне возможно, что у одного из многочисленных автомобильных реле просто залип якорь или окислились контакты.

Реле — это очень просто: переключатель, управляемый электромагнитом. Подал напряжение — замкнулись одни электрические цепи, убрал — замкнулись другие, вот и все... С помощью реле даже слабенький сигнал может командовать значительной нагрузкой — именно так температурный датчик включает мощный электровентилятор системы охлаждения.

Причины отказа реле тоже весьма просты — вода, грязь, соль... Поскольку иных условий эксплуатации автомобилей в ближайшее время ожидать не приходится, хотелось бы выяснить, какие из продаваемых «релюшек» обладают наибольшей жизнестойкостью. С этой целью на рынке был приобретен десяток однотипных изделий по цене от 10 рублей за отечественные до 5 долларов за импортные. Новобранцев ожидало нелегкое лабораторное испытание — четверо суток «влаги», затем — двое суток «соляного тумана». Результаты эксперимента сведены в таблицу.

Отстающие обнаружились сразу. Экземпляр 10 отказался работать еще до начала экзекуции. После вскрытия из недр корпуса была извлечена крупная соринка, мешавшая работе магнита. Другой аутсайдер — изделие № 9 — имел недопустимо большое падение напряжения на контактах. Что касается фаворитов, то бесспорным лидером представлялось реле № 3 с герметичным неразборным корпусом.

По окончании испытаний большинство конкурсантов выглядели плачевно. Полнейшее пренебрежение к внешним воздействиям проявили лишь № 3, а также № 5, оправдавшие свою высокую цену. № 6, напротив, разочаровал — деньги те же, а проржавел сильно. № 4 вообще еле выжил — а еще мексиканец... Из отечественных изделий достойнее других выглядит экземпляр № 2 из Пскова. Любопытно, что его родной братец под № 8 несет на себе знак качества, а также гордую надпись «Сделано в СССР» — чего только на рынке не купишь... Впрочем, испытания советское изделие выдержало достойно, хотя и приобрело довольно неприглядный вид. А вот № 1 неожиданно отказался поддержать своих псковских собратьев и позорно сошел с дистанции. Может быть, нам достался экземпляр «не первой свежести»?

Остальные результаты — в «турнирной» таблице. Напряжения срабатывания и отпускания у всех реле находятся в пределах нормы. Справедливости ради напомним — победители (каждый) дороже в 8 раз! Дробные показатели приведены для изделий, содержащих переключающие контакты. Сопротивления обмоток реле находятся в пределах от 80 до 105 Ом.

Экспертиза в очередной раз показала негативные последствия покупки товара на рынках. Электроприборы лучше в магазине покупать, там можно обменять или даже возвратить негодный товар. И второй вывод: не гоняйтесь за дешевизной — в итоге очень часто может выйти дороже.

Реле 904.3747, эмблема АО «АВАР», Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Погибло в соляном тумане «...из-за нарушения герметичности корпуса».

Реле 90.3747–20, эмблема АО «АВАР», Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Все «издевательства» честно выдержало, однако покрытие выводов «незначительно повреждено коррозией».

Реле SCB-1M-1240 SATURN. Истинный профессионал — на соль и влагу никак не отреагировал. Вот что значит неразборный герметичный корпус...

Реле VF4–11F11 Potter&Brumfield, Мексика. До испытаний отклонений от нормы не имело, а вот пытки выдержало с трудом — коррозия видна повсюду.

Реле SEM-3413-N.O. SEMCO. Образец, достойный подражания, — так и просится обратно в витрину. Что ж, настоящее качество коррозии не боится.

Реле 792-1A-C1 ONG-CHUAN. До испытаний явно претендовало на лидерство, однако вода с солью сильно подпортили некогда благородные черты... Впрочем, на работоспособности это не сказалось.

Реле 111.3747, эмблема АО «АВАР», Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Солевые ванны явно не любит, но квалификацию не утрачивает. Коррозия повредила покрытие, но "...не оголила основной металл".

Реле 112.3747 с эмблемой АО «АВАР» и знаком качества — как-никак, «Сделано в СССР». После испытаний изделие приобрело жутковатый вид, однако работоспособность сохранило. Кстати, герметичность древнего корпуса оказалась на высоте — до внутренностей коррозия не добралась.

Реле 112.3747–10Е — родом, кажется, из Армении. Единственное изделие, изначально имевшее отклонение от нормы — завышенное падение напряжения на контактах. Это, однако, не помешало ему с честью выдержать испытания — коррозии почти нет!

Реле 113.3747–10 с эмблемой владимирской фирмы «Точмаш». Работать отказалось еще до начала испытаний — беднягу пришлось вскрыть и извлечь «постороннее тело». Других сюрпризов не было — коррозия и там, и сям, но работоспособность сохранилась.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии