Ты только что-нибудь скажи

ТЫ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ СКАЖИ

]

РЫНОК

ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ

ТЫ ТОЛЬКО ЧТО-НИБУДЬ СКАЖИ

Говорящие системы на борту автомобиля.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Появление на российских автомобилях говорящих бортовых компьютеров вызовет у многих чувство раздражения — зачем учить говорить то, что не умеет нормально ездить?

Может быть, и незачем — говорящий отечественный автомобиль будет ломаться так же часто, как и раньше. А хорошо поставленный дикторский голос, извещающий об исчезновении «тормозухи» или перегреве мотора, лишь спровоцирует замученного водителя на диалог с применением ненормативной лексики.

Что же представляет собой современная «говорилка» — полезный прибор или очередную внутрисалонную побрякушку?

На фото слева представлено устройство КОМБАТ-7 (КОМпьютер Бортовой АвТомобильный семифункциональный). Симпатичный пластмассовый корпус содержит 12-проводный разъем, облегчающий подключение изделия к бортовой сети автомобиля. Наклейка на донышке указывает на предназначение изделия — VAZ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109.

Из описания следует, что КОМБАТ умеет произносить следующие фразы — неисправность тормозов, перегрев двигателя, давление масла, ручной тормоз, бензин, задний ход и подсос. Для этого его нужно подсоединить к соответствующим датчикам автомобиля.

Знакомство со схемой и многократное изучение описания вызвали разочарование — неточности и неряшливость здесь на каждом шагу. Датчик указателя уровня и резерва топлива изображен с одним выводом, что может спровоцировать ошибочное подключение КОМБАТа к стрелочному указателю вместо контрольной лампы резерва. Датчик ручного тормоза изображен без промежуточного реле-прерывателя, установленного на части автомобилей. Грамотнее было бы рекомендовать монтаж не к контрольной лампе, а непосредственно к датчику.

Включаем питание — ток потребления в режиме молчания составляет 89 мА. Поочередно дотрагиваемся оставшимися проводами до клемм нужной полярности — из динамика доносится женский голос, и мы слышим упомянутые выше фразы. Ток потребления при этом возрастает до 160 мА.

Качество звучания можно оценить как среднее — некоторые слова не столько слышишь, сколько угадываешь. Во всем чувствуется какая-то неаккуратность — совершенно ненужное «задний ход» произносится с британским акцентом, а обрывистые «бензин» и «подсос» вообще неудобно причислять к словам — так, набор звуков.

В принципе КОМБАТ можно установить практически на любые автомобили с питанием +12 В, однако на некоторых из них часть его способностей останется нераскрытой. Например, на VAZ 2101 исчезнут упоминания про подсос, неисправность тормозов и задний ход, поскольку соответствующими датчиками «копейки» не оснащены. Кроме того, на таких машинах, как VAZ 21013 или АЗЛК-2141, датчики ручного тормоза и низкого уровня тормозной жидкости включены параллельно, поэтому установка на них КОМБАТа потребует введения двух дополнительных диодов. В документации про подобные тонкости ничего не сказано, зато в рекламном проспекте изделия зачем-то упомянуты иномарки — «Запорожец» и «Кадиллак».

Датчик температуры — единственный аналоговый датчик автомобиля, подключаемый к КОМБАТу. Отследить на нем уровень напряжения, соответствующий критической температуре, не так-то просто, учитывая разброс параметров датчика и колебания напряжения бортовой сети. КОМБАТ таким премудростям не обучен, поэтому его сообщения о перегреве двигателя будут столь же точными, как прогнозы синоптиков...

В общем, КОМБАТ представляет собой типичную радиолюбительскую разработку, поставленную «на поток». С установкой она обойдется потребителю примерно в $100. Жаль, что создателям изделия не хватило терпения довести его до ума.

На фото справа представлено изделие более «высокого полета» — бортовая аппаратура речевого оповещения «АРО-авто-10», выпускаемая нижегородской фирмой «НПП Связь-Комплекс». Понятно, что в основном она ориентирована на «Волгу» GAZ 3110.

По сравнению с КОМБАТом возможности «АРО-авто-10» гораздо шире. Число проговариваемых фраз достигает нескольких сотен — помимо стандартных аварийных сообщений, устройство умеет выдавать контрольные сведения о запасе топлива, температуре «Тосола», сообщать номер оборванного провода, адрес неисправного датчика и др. Кроме того, по желанию заказчика могут воспроизводиться различные экзотические сообщения — от температуры заднего моста до угрозы обращения в ГАИ. Примерный перечень сообщений приведен на предыдущей странице.

Интересный нюанс — поскольку разброс показаний стандартных датчиков уровня топлива довольно велик, фирма осуществляет персональную настройку блока под автомобиль клиента. Именно такие мелочи говорят об отношении производителя к качеству своей продукции.

Кстати, о качестве. Выше уже отмечалось, что напряжение на датчиках температуры и давления зависит не только от величины измеряемого параметра, но и от напряжения в бортовой сети. Поэтому алгоритм, заложенный в «АРО-авто», предусматривает обработку показаний датчиков с учетом поправки на колебания напряжения питания. Сложно, но правильно.

Проверка изделия в лабораторных условиях сложности не вызвала. Ток потребления составил 9,8 мА при «выключенном зажигании», 165 мА в режиме молчания и 1,1 А в режиме проговаривания фразы. Качество звучания можно оценить как хорошее.

Поскольку изделие разрабатывалось с прицелом на GAZ 3110, то подключение к бортовой сети продумано на уровне разъемов. Кстати, последняя модификация устройства — «АРО-авто-11» имеет вдвое меньшие габариты. Цена изделия — примерно $300.

Безусловно, такая «говорилка» — вещь нужная и многофункциональная. Во-первых, она дарит вам радость общения с вашей любимицей, а это Антуан де Сент-Экзюпери считал главной роскошью. Во-вторых, в самом деле сообщает вам нужную информацию. В-третьих, тешит ваше тщеславие: приятно иметь игрушку, которой нет в соседней песочнице.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии