Управление транспортным капиталом

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ КАПИТАЛОМ

]

РЫНОК

УМЕЙТЕ СЧИТАТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ КАПИТАЛОМ

Покупка автомобиля может стать своеобразным банковским вкладом.

Андрей АВРУТОВ

Деньги, которые я трачу на приобретение автомобилей, не только остаются в сохранности, но и приумножаются. Это возможно и для вас, если будете соблюдать три правила.

Первое. Приобретаете автомобиль с прицелом на последующую продажу. То есть заранее исключаете покупку рухляди, которая после вашей недолгой эксплуатации будет годна только на выброс.

Второе. Покупаете машину осенью, когда цены падают, а продаете весной, когда они, как правило, начинают расти. Реальный пример из моей практики. В сентябре 1997 года я приобретаю «восьмерку» 1988 года выпуска с пробегом 67 000 км за $3000. На аптечку, аварийный сигнал, огнетушитель трачу $26. Еще $120 — оформление в ГАИ и все налоги. Всего — $3146. Я успешно езжу на ней всю зиму и в начале мая продаю за $3600. Оформление за счет покупателя.

Третье. Рассматриваете все усовершенствования, которые хотите внести в купленный автомобиль, как способ повысить его привлекательность для последующей продажи и, следовательно, увеличить вашу будущую прибыль. В этом случае ход рассуждений примерно таков: «Хорошо бы покрасить кузов, но это обойдется в $1000, а в цене моя старушка от этого больше чем на $500 не подрастет. Так зачем красить? Как говорится, цвет на скорость не влияет. Лучше дождусь весны, продам ее, добавлю эту тысячу и возьму что-нибудь „покруче“.»

Один мой знакомый путем таких последовательных приобретений за четыре года прошел путь от десятилетней «копейки» до новой «Шкоды». Вложив изначально $1500 и добавив в процессе последующих покупок еще $3,5 тысячи, он в конце концов стал обладателем капитала в $12000. Почти 150 процентов прибыли в валюте!

Получается, что вложение денег в автомобиль может стать увлекательной и азартной игрой по управлению собственным капиталом. Однако, чтобы побеждать в этой игре, нужно владеть базовой информацией, к которой я отношу данные о поведении цены автомобиля в зависимости от его возраста и стоимость ежемесячной эксплуатации машины.

Начнем с цены. Наиболее интенсивное падение происходит в первые годы эксплуатации автомобиля. По данным страховых компаний, новая иномарка в первый год теряет 25% своей цены, а в последующие девять лет — по 5% в год. Хотя отдельные модели и за три года могут потерять до половины своей стоимости.

Российские автомобили до недавнего времени половину стоимости сбрасывали в течение девяти лет (!), но не так равномерно, как иномарки. Самый интенсивный период снижения цены на них приходился на первые три года, когда она падала по $1000 за год. С четвертой тысячей ВАЗ неохотно расставался в течение последующих шести лет. Это легко можно проследить по графику (1), который я составил, пользуясь таблицей цен журнала «За рулем».

Теперь о стоимости содержания и обслуживания. Золотое правило — автомобиль должен соответствовать доходам владельца. Посмотрите, сколько по Москве ездит иномарок с заклеенными стеклами, с разбитыми фарами, мятыми кузовами. Не думайте, что у их хозяев нет времени на ремонт. Чаще — нет денег! Ведь средняя стоимость нормо-часа по обслуживанию иномарок в Москве — $50–60. А во что обходятся запчасти!

Отечественные автомобили тоже могут быть непомерно дорогими в обслуживании. Речь идет о старых, битых либо неудачных (изначально плохо собранных на заводе) машинах. К примеру, на одну неудачную «Оку» мой приятель тратил около 1 тыс. руб. в месяц: на ГСМ (они превышали нормативные), замену резины, ремонт ходовой, сход-развал и тому подобные неприятности. К чему это я? Да к тому, что покупку можно считать приемлемой только в том случае, если вы заранее рассчитали стоимость ее эксплуатации и убедились, что эта сумма вам по карману. Иначе вложения в автомобиль могут не окупиться. И приобретение станет не прибыльной, а убыточной операцией. Представляю таблицу, которую составил, опираясь на собственный опыт.

На основе данных этой таблицы я вывел график (2) зависимости стоимости эксплуатации автомобиля от его возраста, где можно проследить, как возрастают затраты с течением времени. Разумеется, затраты на эксплуатацию — вещь сугубо индивидуальная, зависящая от многих причин, в том числе и от конкретного автомобиля. Поэтому график может служить лишь ориентиром для оценки степени возрастания затрат.

Подведем черту. Верный подход к выбору автомобиля с позиции сохранения и приумножения вложенного капитала приблизительно такой: каждого кандидата на покупку оцените по двум графикам. В какой точке ваше предполагаемое приобретение находится сейчас и в какой окажется в момент перепродажи. Прикиньте, сколько вы сможете выиграть на перепродаже, и уже тогда решайте. Мой опыт показал, что наилучшим «вкладом» являлись отечественные автомобили в возрасте от трех до четырех лет. То есть когда уже произошла основная потеря цены, а затраты на эксплуатацию еще сравнительно невелики. Оптимальный срок «вклада» — полгода-год.

От отдела автомобильной жизни. События последних месяцев многое изменили на рынке новых и подержанных машин, поэтому приведенные автором цены и некоторые другие данные уже не соответствуют нынешним. Тем не менее, ход его рассуждений, тенденции не потеряли актуальности и, надеемся, будут интересны читателям.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии