"стеклянные" вопросы

«СТЕКЛЯННЫЕ» ВОПРОСЫ

]

РЫНОК

У ПРИЛАВКА

«СТЕКЛЯННЫЕ» ВОПРОСЫ

Представьте себе продавца-консультанта в идеале: вежливого, образованного, всегда готового помочь...

«Добро пожаловать, слушаю Вас...»

Максим САЧКОВ

Что такое сталинит и что такое триплекс?

Об этом знают, пожалуй, все. Сталинит — принятое в России название закаленного стекла, которое в пять-шесть раз прочнее обычного, обладает упругостью, а при сильном ударе разбивается на мелкие осколки с тупыми гранями, что уменьшает «шанс» получить травму. Из сталинита делают боковые, задние, внутрисалонные, реже ветровые стекла, а также люки.

Триплекс — два (или более) листа стекла, склеенных по всей площади специальной прозрачной пленкой. Появление триплекса связано с именем французского химика Эдуарда Бенедиктуса, который в 1903 году по неосторожности смахнул на пол тонкую стеклянную колбу. Упав с высоты 3,5 метра, она не рассыпалась, только стенки ее покрылись сетью трещин. Осколки стекла держались на тонкой пленке, бывшей когда-то раствором нитроцеллюлозы. Ученый вспомнил об этом курьезе через несколько лет, прочитав об одной автокатастрофе. Два года напряженной работы увенчались успехом — появился триплекс (буквально — трехслойный). Его преимущество перед сталинитом в том, что осколки при ударе вообще не разлетаются; но, само собой, он дороже. Применяют триплекс в основном для остекления передних проемов грузовых и легковых автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов и даже железнодорожных локомотивов.

Где в России производят автомобильные стекла?

Самый крупный завод — борский, вблизи Нижнего Новгорода. Он основной поставщик стекла практически для всех автозаводов. На части машин можно увидеть продукцию саратовской фабрики. Качество изделий этих предприятий подтверждено российскими и европейскими сертификатами. Третий, менее крупный «стекольщик» с полным технологическим циклом — владимирский «Макромер», но его продукция сертифицирована только в России.

Как отличить стекла разных производителей?

Взгляните на маркировку, где указаны завод-изготовитель, дата выпуска и прочее. Происхождение ветровых стекол с солнцезащитной полосой можно определить издали, даже не видя товарного знака. Зеленая полоса отличает продукцию саратовского предприятия, синяя — владимирского и борского.

Ветровое от «Макромера» толще, чем аналогичные стекла из Бора и Саратова. Это вовсе не значит, что оно более прочное — причина в устаревшей технологии. При монтаже такого стекла возможны определенные неудобства, что, впрочем, компенсирует его сравнительно низкая цена. Кстати, и борские стекла бывают по качеству разные...

Имеется в виду «вторая свежесть»?

Совершенно верно. На заводе есть выходной контроль, где фиксируют дефекты триплекса: отслоения склеивающей пленки (пузыри), механические повреждения. По технологии ветровые стекла после отсеивания брака маркируют: две «зарубки» сверху — второй сорт, одна — первый, ни одной — высший. Только не пытайтесь узнать, какое стекло поставили на ваш «жигуль», — метки закрыты уплотнителем.

В магазине и на рынке можно встретить стекла с темной полосой по всему периметру...

Они предназначены для вклеивания в оконные проемы (например, VAZ 2110 или «Газели») и кант — не что иное, как рисунок для нанесения и «маскировки» клея. Но иногда можно увидеть стекла с «бордюром», предназначенные для традиционной технологии монтажа («жигули», «самары», «москвичи» и т.д.). Кто согласен приплатить за «украшения» — покупает. Такие стекла выпускает кстовский завод, который расположен также недалеко от Нижнего. Он не варит стекло сам, а берет у борской фабрики заготовки (листовое стекло) и из них потом делает «красоту»...

А кстати, бывают ли «левые», сомнительного происхождения стекла?

Как не быть... Ведь изготовить триплекс даже в гаражных условиях особого труда не составляет (вспомним историю его изобретения). Заводской товар прельщает качеством, «самопальный» — низкой ценой (это, вообще, главный признак подделки). Не стоит гоняться за дешевизной. Ведь кустарю плевать на точность, соблюдение технологии и иные «мелочи» (примеры дефектов: несоответствие габаритов стекла и оконного проема, неоднородность, искажение изображения и т.д.). И самое главное — только сертифицированный, то есть заводской товар, можно считать безопасным...

Можно ли устанавливать на автомобиль тонированные стекла?

Да, но только с определенной степенью затемнения, которая определяется коэффициентом светопропускания. Чем темнее стекло, тем меньше этот параметр. ГОСТом оговорено, что для ветрового он должен быть не менее 85%, для других стекол — не менее 70%.

Как тонируют стекла?

Либо специальной пленкой, наклеивая ее поверх готового прозрачного стекла, либо в самом процессе изготовления, делая триплекс с цветной пленкой-"сердцевиной" (либо добавляя в расплав краситель). Последнее, понятно, возможно только в заводских условиях.

И что же лучше?

Первый вариант дешевый, к тому же можно подобрать по вкусу цвет и затемнение пленки. Но даже выполненная на совесть «пленочная тонировка» не сравнится с фабричной по качеству и долговечности. Кроме того, заводские стекла гарантированно имеют разрешенный коэффициент светопропускания, что сэкономит деньги при встрече с дорожным инспектором. Такие стекла выпускает саратовский завод (коричневая тонировка), встречается и импортная продукция (голубого цвета).

Еще вопросы будут? Ну что ж, удачной вам покупки и — заходите почаще.

Маркировка борского стекла.

БОР — борский стекольный завод

WL — стекло ветровое ламинированное

8 — последняя цифра года изготовления

К — месяц изготовления (от А до Н, кроме Ё и З), зд.: сентябрь

AS1 M461 DOT 183 — соответствие американскому стандарту AS1 

E2 43R 000887 — свидетельство прохождения испытаний на безопасность во Франции по международному стандарту и соответствия всем требованиям

Проверяя качество закалки, сталинит испытывают на фрагментацию. При аварии стекло рассыплется на такие мелкие осколки.

Так устроен триплекс... (1 — лист полированного стекла; 2 — поливинилбутиральная пленка или фотоотверждаемая композиция).

...А так он бьется — без осколков.

«Вдребезги» — это не про него.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии