"люмина" светит, но не всем

«ЛЮМИНА» СВЕТИТ, НО НЕ ВСЕМ

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА

«ЛЮМИНА» СВЕТИТ, НО НЕ ВСЕМ

Привлекательная для пикников и дачных поездок заокеанская машина в эксплуатации обойдется ох как недешево.

Евгений БОРИСЕНКОВ

Нашему человеку нравятся большие машины — это в крови. Теснота дворов, улиц, проблемы с парковкой его не смущают. Все, что меньше «Волги» — молодежное, то есть несерьезное. Если цена солидной в размерах машины вписывается в семейный бюджет, не сомневайтесь, российский автомобилист поменяет свою малолитражку на почтенное транспортное средство, к примеру, однообъемный универсал повышенной вместимости. Возможный вариант — " Шевроле Люмина" (он же "Понтиак-Транс Спорт" и "Олдсмобил-Силуэт") — "Дженерал моторс" выпускала такую с 1989 по 1997 год.

Встретился я с «Люминой» случайно — у нас в мастерской. Бывалого (к коим я себя отношу) трудно удивить даже самой, самой любопытной моделью, но тут было на что посмотреть!

В относительно невысоком на вид семиместном универсале размещается свободно добрая дюжина взрослых людей, хотя жилая площадь автомобиля близка к «волговской». Чтобы попасть в салон, в него надо войти, а не влезть. Правда, слегка пригнувшись и сняв шляпу. Входа четыре: две распашные двери спереди для водителя и пассажира, одна сдвижная по правому борту и подъемная — сзади. Через каждую можно без труда попасть на любое место — так ловко скроен салон. И уютно: затененные стекла с металлизированным напылением, отражающие солнечные лучи и снижающие температуру в салоне в солнечную, естественно, погоду, кондиционер, хорошая «музыка»...

Еще об удобствах. Если нажать на специальный рычаг любого кресла (кроме передних), можно превратить его в небольшой столик или вовсе снять. Последнее я тут же проверил. Действительно, все сиденья убрал за пять минут. Освободившаяся площадка впечатлила своими размерами: не машина, а «двухкоечный нумер в отеле „Атлантик“! В таком не только жить можно, но и весьма объемные грузы возить.

Водительское место удивило безбрежностью передней панели. Дотянуться до края, за которым начинается ветровое стекло, возможно, лишь распластавшись на ней животом.

Все остальное, вопреки опасениям, оказалось в привычном масштабе. Руль со скрытой в ступице подушкой безопасности удобно лежит в руках. Колонка регулируется по высоте. Справа на ней по американской традиции рычаг селектора автоматической коробки передач — до него легко дотянуться пальцами, не отрывая руки от баранки. Жаль, нет тахометра — придется тренировать слух и чутье. К слову, этот прибор да еще указатель давления масла считаю самыми важными для контроля работы мотора. Они позволяют вовремя реагировать на неисправность, помогая избежать больших неприятностей.

Сигнализирующих ламп на панели не видно — соответствующие символы загораются на черном фоне по мере наступления неприятностей. Поначалу это даже отвлекает (необычно!), потом привыкаешь. А простенькая подсветка приборов среди прочего выглядит прямо-таки ностальгически: две лампочки в верхней части — совсем как на старом ГАЗ-51. Никаких световодов, разноцветных цифр — такой вот «шевролетовский» изыск. Сиденье настолько напоминает домашнее кресло, что, сев в него, хочется надеть тапочки. Усиливает эффект широкий откидной подлокотник.

Выйдя из салона, я одобрительно похлопал по кузову... и не услышал привычного металлического звука. Что-то было не так! Оказалось, все наружные панели сделаны из пластика и соединены со стальным несущим каркасом болтами. Для кузовного ремонта достаточно обзавестись лишь гаечным ключом.

Под капотом вместо ожидаемого «ядерного реактора», подобающего такой машине, оказалась всего лишь V-образная «шестерка» объемом 3,1 л со скромной мощью 122 л.с. Но небольшой мотор расположился поперек, позволив сделать автомобиль переднеприводным — то, что мне надо. При такой схеме справлюсь с любым заносом.

Подвески «Мак-Ферсон» спереди и «а-ля восьмерка» сзади удивили в который раз чисто американскими размерами деталей. Сюда, наверное, истратили весь сэкономленный на кузове металл. Чего стоят рычаги — танк, пожалуй, выдержат, не то что легковушку.

Колеса «нашего» размера 205/70R15, похоже, ни разу не потребовали замены или ремонта: запаску едва удалось извлечь из заржавевшего удерживающего механизма. Озадачило странное сочетание покрышек: летних с дорожным рисунком протектора на передней оси и зимних шипованных на задней. Впрочем, хозяин заверил, что и в таком виде машина идет как по рельсам. Возможно — но лучше колеса поменять. Понравилось крепление декоративных колпаков, прикрывающих черные штампованные диски, — футорками, навернутыми на шпильки колес. Потерять такие можно только с колесом.

Из инструмента прилагался лишь домкрат, который был снабжен... подробнейшей инструкцией на четырех листах. Во избежание утраты, ее отпечатали на пластике и прикрепили очень прочным шнуром. Иной документации подобного рода обнаружить не удалось.

После тщательного осмотра автомобиля я попросил прежнего владельца рассказать о судьбе «Люмины», настоящих и возможных неисправностях. Он согласился. После своего рождения в 1994 году автомобиль сразу увезли в Россию, где он верой и правдой отслужил хозяину почти пять лет. Суровые условия эксплуатации не прошли даром — на восьмидесятой тысяче дружно «запели» подшипники ступиц передних колес, а чуть позже потек гидроусилитель рулевого механизма. Резонно рассудив, что процесс не остановить, далекий от техники владелец почел за благо переложить грядущие ремонты на другие плечи. Мои показались ему крепкими и надежными.

После недолгого торга цена упала с 12 до 11 тысяч долларов, и я не устоял. Через два дня, заняв где только можно, поменял «зеленые» деньги на белый «Шевроле» и отправился его регистрировать.

Там меня ждала первая неприятность. В ОТОРе, быстро сверив VIN на кузове (единственный, ибо двигатели за океаном не маркируют), радостно сообщили, что номерные знаки выдадут после «восстановления прозрачности стекол салона». О заказе новых не могло быть и речи (проклятая бедность!). Да и делают ли такие «прозрачными»? Выход напрашивался сам собой — привести все в соответствие ГОСТу... молотком. Зато ездить буду «с ветерком». Видимо, уловив мое настроение, инспектор поставил заветный штамп и попрощался... до следующего осмотра.

Теперь стоило заняться запчастями. И в первом же магазине я с ужасом узнал, почем ныне передовые технологии. Подшипники отдельно от ступицы, оказывается, уже не делают. А узел в сборе (один) стоит 602 доллара, да еще с доставкой через десять дней. Интересоваться стоимостью неразборной «рейки» я даже не стал. До того расстроили заоблачные цены. Горевал неделю, к машине не подходил, хотя друзья даже обездвиженную хвалили — для них это был отменный дачный домик и летнее кафе с музыкой. Но беде помог случай. Знакомые моих знакомых как раз возвращались из Торонто в Москву. Они и привезли оттуда искомые запчасти. Благодаря их бескорыстному участию «рейка», две ступицы и фара (у старой была трещина на стекле) обошлись в 620 долларов. Почувствуйте разницу! Жаль, что не догадался попросить еще и тормозные колодки. Покрышки стоимостью 160 долларов каждая также решил пока не менять по вполне понятной причине.

Время шло, а приступить к ремонту все не удавалось. Следующим огорчением стал инструмент. Вернее — его отсутствие. В машине оказалось полно крепежа экзотических дюймовых размеров. Гайки передних ступиц, например, потребовали головки «на 33», которую с большим трудом удалось купить за 12 долларов. Штуцеры трубопроводов усилителя руля оказались «на 18». Надо было вновь выкладывать деньги. А тут еще сломался замок задней двери...

Впрочем, понесенные затраты — мизерная цена за удовольствие, которое доставляет автомобиль. Комфортабельный, быстроходный, маневренный, экономичный, почти бесшумный. А какой вместительный: холодильники, телевизоры и даже мотоциклы — все проглотит и увезет. А еще девушкам нравится (хотя, может, это я такой красивый?). В компании друзей, на пикнике мой «Шеви» незаменим. Как раньше обходился без него — не пониманию.

Не смертельно огорчил меня даже алчный законопроект, внесенный на рассмотрение в Думу, по которому я, как владелец роскошного авто, должен был бы платить в казну 5580 руб. ежегодно (1 руб. 80 коп. с кубика).

На радостях я уже собрался с приятелем рвануть «на юга», как грянул Великий и Могучий кризис. Забеспокоились и мои кредиторы. В общем, «Люмину» пришлось продать. Переоценил я, видно, свой уровень жизни. Теперь езжу на старенькой «99-й». Но до сих пор не могу без волнения смотреть на случайно встреченную в потоке «Люмину». Надеюсь, лихое время быстро пройдет и я окажусь-таки за рулем очаровательной «Шевроле» с таким ласковым именем.

Для уборки «подоконника» надо обзавестись шваброй с длинной ручкой.

Чтобы добраться до второго ряда свечей, придется снять воздушный фильтр.

Объемный фюзеляж позволяет загрузить легкий танк.

" Шевроле Люмина" — нелетающий самолет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии