У послушного руля

У ПОСЛУШНОГО РУЛЯ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

У ПОСЛУШНОГО РУЛЯ

Едва ли не самые опасные поломки в автомобиле — те, из-за которых он перестает подчиняться рулю. В отличие от трамвая неуправляемый автомобиль может пойти в любом направлении...

Анатолий БОГОМОЛОВ

Вам, конечно, знакомо понятие «послушный руль». Но «послушный» и «легкий» — далеко не одно и то же. В российском легковом автомобиле, где никак не приживется усилитель руля (недаром же поется в известной песне про крепкие руки!), нежданно-негаданное его «облегчение» на ходу означает, что машина стала плохо управляема или неуправляема вовсе. Например, на покрытой сплошным льдом дороге можно ощутить очень «легкий» руль из-за того, что сопротивление повороту колес самое малое. Но и управляемость машины здесь минимальная! Если же вообразить серьезную неисправность, вследствие которой руль внезапно освободился от власти колес, то тогда он, образно говоря, может вращаться и от сквозняка в салоне. Колеса же поведут себя так, как распорядится уравнение действующих на них сил. В идеальных условиях, — к примеру, на соляном плато Бонневиль — ваша машина, если с углами установки колес у нее порядок, а ветерок слаб, скорее всего, пошла бы прямо: на то и наши любимые углы — «сход, развал, кастор»... Но вы-то едете по «российскому автобану»...

Отказ рулевого управления всегда сопровождается стрессом, парализующим многих водителей как раз в тот момент, когда от их действий зависит и своя и чья-то еще жизнь. Да и какие действия предпринять? Ведь этому не учат в автошколе, а на дороге уже некогда размышлять и пробовать. Ниже вы найдете несколько простых советов, которые, возможно, сэкономят драгоценные секунды в критической ситуации и позволят свести последствия к минимуму.

Если вдруг на сухом асфальте рулевое колесо стало непривычно «легким», а реакция автомобиля — «вялой», как бы запаздывающей, скорее всего, оборвалась рулевая тяга. В сущности, теперь управляется только одно колесо, другое же «держит дорогу» за счет кастора — продольного наклона шкворня. Об обрыве тяги могут сигнализировать удары и скрежет — если она цепляет дорожное полотно. Важно запомнить: в этой ситуации нельзя поворачивать руль на большой угол (даже для «проверки»!) — это может завершиться неожиданным «скачком» автомобиля в сторону. Лучше всего просто плавно затормозить. Не съезжайте на обочину — автомобиль может развернуть и выбросить с дороги. Избегайте торможения «импульсами» — возникающие силы способны раскачать машину и развернуть свободное колесо. Если перед вами поворот — максимально спрямляйте траекторию. Даже при очевидной угрозе столкновения с препятствием лучше погасить скорость перед ним, насколько это возможно, чем пытаться объехать его с риском потерять контроль над машиной. Здесь можно сформулировать общую рекомендацию: даже при частичном отказе системы не рассчитывайте на нее, ищите другие решения (то есть при отказе тормозов прежде всего — маневр, при отказе рулевого управления — торможение).

Полностью неуправляемым автомобиль может стать по причине блокирования рулевого вала противоугонным устройством или разрушения связи в системе «рулевое колесо — рулевой редуктор (рейка)». Наверное, трудно найти водителя, который не знает, что вынимать ключ зажигания на ходу нельзя, однако сколько водителей, лихо подруливая к тротуару (спешим!), еще не остановившись, уже глушат мотор и... Да-да, вспомнили? Как минимум, смятые диски и досада только на себя самого. Хуже, если руль блокируется на высокой скорости. Такой «сюрприз» может преподнести своему владельцу «Запорожец». Хотя он подчас сам закладывает «мину замедленного действия», возя в багажнике, например, ведро и не закрыв кожухом энергопоглощающие «лепестки» рулевой колонки. Не раз случалось, что ведро, зацепившись ручкой за эти лепестки, становилось причиной тяжелой аварии.

Что же делать при заблокированном рулевом колесе или разъединившемся кардане рулевого вала? Единственное решение, хоть как-то позволяющее снизить тяжесть последствий, — это торможение на юз до полной остановки. Почему именно на юз? Потому, что автомобиль сохраняет прямолинейное движение независимо от положения управляющих колес; в этом случае даже при ударе о препятствие максимально эффективно работают ремни безопасности, да и меньше риск «перезнакомиться» со всеми машинами на шоссе. (Разумеется, речь здесь идет об участке дороги с более или менее ровным покрытием: попади заблокированное колесо в выбоину — и траекторию движения автомобиля будет трудно предугадать. Остается надеяться на то, что вы — не участник ралли и снижаете скорость перед разбитыми участками дороги, да еще, может быть, на то, что когда-нибудь наши дороги перестанут быть «источниками повышенной опасности».) Ни в коем случае нельзя отпускать педаль тормоза или ослаблять нажим до полной остановки, иначе автомобиль рывком уйдет в ту сторону, в которую повернуты управляющие колеса. При разъединении рулевого колеса и редуктора (рейки) это направление будет вообще непредсказуемо. Сказанное, конечно, предполагает, что тормоза вашего автомобиля в полном порядке, иначе самого торможения «на юз», с полным блокированием колес — особенно на сухом, твердом дорожном покрытии — может не получиться.

И еще одно напоминание: если вы даже избежали аварии, не трогайтесь в путь, пока не устраните неисправность. Помните — движение с неисправным рулевым управлением — запрещено!

В последнее время на рынке «жигулевских» запчастей можно встретить маятниковые рычаги на подшипниках. Производитель повернулся лицом к покупателю — появилась возможность замены недолговечного (хотя в целом вполне надежного) узла на пластмассовых втулках более совершенным. Автору неизвестно, одобрены ли подобные изделия ВАЗом, однако одна из конструкций (фото 1) вызвала сомнения в ее надежности. Подшипники запрессованы «напроход» и удерживаются в силуминовом корпусе лишь стопорным кольцом. Насколько прочна посадка этого кольца в конкретном изделии, да и есть ли оно там вообще, без разборки узла выяснить невозможно (а качество деталей, выпускаемых у нас сегодня, стало уже притчей во языцех). При отсутствии же (поломке, неправильной установке) этого кольца ничто не мешает подшипникам выпрессоваться вниз вместе с осью и рычагом. Старый маятниковый рычаг и подобный ему «подшипниковый» (фото 2 и 3) лишены этих недостатков.

Конструкция, вызвавшая у нас вопросы.

«Классический» маятниковый рычаг.

Маятниковый рычаг на подшипниках, сделанный по «классической» схеме.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии