Пассажироперевозки: Лицензия на жизнь

В июле начальник ОБДД ГИБДД Виктор Кирьянов выезжал на место страшной аварии в Ростовской области, где автобус столкнулся с масловозом. По его словам, при осмотре места ДТП причина трагедии оставалась абсолютно неясной – оба водителя трезвы, машины исправны, дорога и разметка в отличном состоянии … Так в чем же дело?

Фактор риска

Все чаще виновниками крупных ДТП становятся профессиональные водители, для которых вождение – не право, не обязанность, а способ добычи хлеба насущного. Казалось бы, такой водитель должен быть едва ли не самым сознательными участником дорожного движения, однако на практике так получается не всегда. Человеческий фактор был и остается одной из основных причин ДТП, особенно с большегрузным и пассажирским транспортом. Не стала исключением и авария в районе села Самарского Ростовской области, символично объединившая в происшествии грузовой автомобиль и рейсовый автобус.

Самооборона без оружия

По оценке генерального директора Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков Станислава Швагеруса, львиная доля перевозок пассажиров и грузов, около 80%, находится в тени. Грузовые перевозки на территории страны не лицензируются вообще, а в случае с транспортировкой пассажиров автопредприятия научились обходить Федеральный закон, заявляя свою деятельность как обеспечение собственных нужд юридического лица или частного предпринимателя. В таких случаях практически полностью отсутствуют механизм допуска машин на маршрут, места для отдыха, контроль режима труда и даже медицинское освидетельствование на допуск к управлению. Вот и получается, что водители работают по 20 часов в сутки, выходят на маршрут несколько раз подряд без отдыха – чего уж тут удивляться авариям, виновниками которых становятся уснувшие за рулем. А ведь восьмичасовой рабочий день никто не отменял. Установка тахографов, предназначенных для регистрации скорости движения ТС, пройденного пути и режима занятости водителя, вкупе со спутниковой системой навигации могла бы в корне изменить ситуацию с перевозками. Но ожидать этого стоит только на международных перевозках и только в следующем году, когда по европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), осуществлять такую деятельность можно будет только при наличии в машине цифровых устройств слежения. Так как многим транспортным предприятиям придется раскошелиться на установку нового оборудования, в качестве «побочного эффекта» заодно произойдет и оздоровление рынка, жаль только, что в таком узком сегменте.

Человеческий фактор был и остается основной причиной ДТП

Слагаемые успеха

С того момента, как по России прокатилась череда крупных ДТП с человеческими жертвами, масса ведомств устраивали экстренные совещания в поисках решения острой проблемы смертности на дорогах. К необходимости повсеместного введения тахографов склоняются начальник ОБДД ГИБДД Виктор Кирьянов, Мосгортранс, прокуратура и даже движение «Свобода выбора», а также многие другие члены Общественной палаты. В начале августа по проблеме аварийности, переходящей в масштаб национальной катастрофы, собрал совещание и президент РФ Дмитрий Медведев. Итогом беседы стал целый ряд выводов и поручений. Некоторые из них со временем, возможно, станут законопроектами. В ходе обсуждения методов снижения количества и тяжести ДТП часто упоминалось и о необходимости возвращения к лицензированию. По словам помощника генпрокурора Ольги Шамшиной, решение о внесении ряда поправок в Закон о лицензировании уже принято Генпрокуратурой, Минтрансом и МВД. И все было бы ничего, если б Минэкономразвития не тормозило процесс в части внесения изменений. Видимо, пока министерства и ведомства не придут к общему знаменателю, так и будут на наших дорогах сталкиваться пассажирские автобусы с масловозами и маршрутки с отбойниками…

Подпишитесь на «За рулем» в