"копейку" смекалка бережет

«КОПЕЙКУ» СМЕКАЛКА БЕРЕЖЕТ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЗАЩИТА

«КОПЕЙКУ» СМЕКАЛКА БЕРЕЖЕТ

Может ли электронная система спасти от угона старенький автомобиль? Может, если ее установит мастер, любящий свое дело.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Проблемы у всех разные — у кого щи пустые, у кого жемчуг мелкий. Сосед справа недоволен звучанием аудиосистемы на «Мерседесе», а сосед слева пытается чем-нибудь залатать дырявый глушитель на «жигуленке», помнящем матч Спасский-Фишер...

Удивляться тут нечему — купленная на последние гроши «копейка» подчас представляет для небогатого хозяина куда большую ценность, чем «Ягуар» для нувориша. Забавно другое — уберечь от угона «412-й» «Москвич» на практике гораздо сложнее, чем современную «Тойоту». Стандартные электронные «охранки» здесь бессильны — схемы «старушек» настолько примитивны, что любая из них может быть восстановлена за считанные секунды. Тем интереснее было познакомиться с некоторыми приемами работы специалистов одного из столичных сервисов, не считающих для себя зазорным провозиться лишнюю пару часов с непрестижной машиной.

Итак, как же защитить автомобиль, не имеющий ни контроллеров, ни форсунок? Начнем со стартера. В стандартную схему вносят небольшое изменение — разрывают связь между втягивающей обмоткой и электродвигателем, а соответствующие контакты выводят наружу и подключают к дополнительному реле (рис. 1). Внешний вид доработанного агрегата представлен на фото 1. 

Очевидно, что при отключенном реле стартерный пуск двигателя из салона невозможен. Опытные угонщики обычно не тратят время на поиски разорванного провода и сразу лезут под капот, чтобы «коротнуть» нужную цепь отверткой или другим подсобным инструментом. Однако в данном случае такой номер не пройдет — при подаче напряжения на клемму «50» втягивающая обмотка все равно останется обесточенной, а удерживающая втягивать не обучена... Если же упрямый угонщик попытается оживить стартер, соединив между собой контакты тягового реле, то и в этом случае его ждет неудача — стартер закрутится, но... вхолостую, поскольку шестерня привода не войдет в зацепление с венцом маховика!

В общем, воспользоваться стартером жулику будет нелегко. Дополнительные провода снаружи незаметны, да и разобраться в их назначении методом «тыка» совсем непросто. Поэтому логично предположить, что на этой стадии вор-одиночка прекратит свои попытки. Если же машиной заинтересовался «коллектив», то возможны попытки завести ее «с толчка». На этот случай мастера дорабатывают трамблер.

На автомобилях типа «восьмерки» изменяют распайку датчика Холла (фото 2). Три провода (рис. 2) можно распаять шестью различными способами, одновременно изменив ответную часть жгута. Работоспособность штатной схемы при этом не изменится, а традиционный метод подключения между трамблером и аккумулятором «паука», то есть коммутатора с катушкой зажигания в сборе, не сработает. Естественно, что хотя бы одну из цепей при этом нужно заблокировать из салона.

А что же делать владельцам «копеек» и «412-х», у которых никаких датчиков Холла нет и никогда не было? А вот что — вместо штатного проводка от прерывателя устанавливают почти такой же, но с резистором внутри (фото 3). Затем машину оснащают системой электронного зажигания — например, от той же «восьмерки». Наконец, между трамблером и коммутатором подключают так называемый инвертор — устройство, сдвигающее фазу сигнала на 180 градусов (рис. 3). Задача решена — если, конечно, не забыть заблокировать какую-либо цепь из салона машины.

Работает новое «зажигание» очень просто. Изюминка состоит в том, что прерыватель с незаметным резистором внутри прекрасно сотрудничает с электронным коммутатором, но категорически откажется работать непосредственно с катушкой зажигания, если угонщик попробует подключиться к ней «напрямую». Резистор уменьшит ток первичной обмотки на несколько порядков, поэтому искровой разряд возникнуть не сможет. А если вор попробует подключиться на вход знакомого коммутатора, оторвав «лишние» провода, то и в этом случае машина не запустится, хотя искра появится! Дело в том, что «восьмерочный» коммутатор, не обученный работать с механическим прерывателем, начнет формировать искровые разряды не по размыканию, а по замыканию контактов. В результате момент искрообразования «уползет» на несколько десятков градусов и пустить двигатель не удастся.

Последний шаг — установка охранной системы сигнализации — комментариев не требует. После этого даже «Москвич-412» будет обладать более высокой «угоностойкостью», нежели современный «Форд» с халтурно заблокированным зажиганием. Впрочем, подобную доработку стартера мастера успешно применяют и на иномарках...

В дополнение к «противоугонке» владельцы усовершенствованных «старушек» получат ряд дополнительных преимуществ. На «копейках» перестанут обгорать контакты «50» замка зажигания, ток через которые достигал 30 А; то же относится к механическому прерывателю трамблера. Да и электронное зажигание древнему двигателю не помешает...

Перечисленные методы не являются новым словом техники, а просто иллюстрируют профессиональный подход к делу, не предусмотренный инструкциями — опыт мастеров можно и нужно перенимать. Кстати, уже опробованы стартеры, блокировка которых осуществляется вообще без дополнительных проводов. Но это уже другая история...

Редакция благодарит московскую фирму

«Реал-Авто Сервис»

за помощь в подготовке статьи.

Рис. 1. Так можно доработать стартер. К1 — реле типа

SCB-1-М-1240, подключаемое к системе охранной сигнализации, К1.1 — его замыкающие контакты.

Рис. 2. Так можно доработать систему зажигания «Самары».

Рис. 3. Так можно доработать классическую систему зажигания. R — дополнительный резистор, подключаемый к подвижному контакту прерывателя.

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

У меня уже далеко не первый автомобиль. Это VAZ 21053. И беспокоят все те же проблемы. Нельзя ли, например, дополнительно защитить крестовины карданного вала, чтобы они меньше страдали от воды и грязи?

Теоретически — можно. Но это по силам разве что самому заводу-изготовителю, но не автолюбителю: с его ограниченными возможностями решить такую задачу трудно. И вот почему. Карданный вал можно смело отнести к «высокооборотной» части автомобиля — он вращается на больших скоростях с тем же числом оборотов, что и коленчатый вал двигателя (на четвертой передаче), а то и более высоких (на пятой). По этой причине любое самодельное защитное устройство — какая-то втулка, муфта и т. п., охватывающая карданный шарнир, — должно удовлетворять ряду сложных требований.

Все знают, как защищены от грязи ШРУСы переднеприводных или полноприводных автомобилей, но соответствующие резиновые «гофры„-чехлы на них работают в сравнительно легких условиях, так как валы приводов вращаются вместе с колесами, то есть примерно в четыре раза медленнее, чем коленвал двигателя. Между тем любой дисбаланс такого чехла вызывает появление вращающейся неуравновешенной силы, стремящейся „стянуть“ чехол в сторону и разорвать (см. рисунок). И эта сила увеличивается в четыре раза при каждом удвоении оборотов, то есть по закону квадрата. Значит, если бы вы натянули чехол от привода VAZ 2108 на карданный вал „пятерки“, действующая на него при вращении неуравновешенная сила увеличилась бы в 16 раз! Значит, чехол, который был бы пригоден для карданного вала, требуется изготовить с гораздо более высокой точностью и к тому же очень прочным. А это непросто даже для завода и, очевидно, экономически невыгодно: не случайно на подобных автомобилях специальной защиты карданного вала, как правило, не делают.

Попытки частных лиц «легко и просто» решить эту задачу обычно кончаются неудачей. Так, в прошлом кое-кто пытался после разборки карданного вала, при замене крестовины, натянуть поверх шарнира кусок мотоциклетной камеры. Решение, на первый взгляд, неплохое... но все, кто это сделал, убеждались: такой чехол «терпит» нагрузки лишь до скоростей 80–90 км/ч — попытка ехать быстрее приводит к разрыву. Более того, даже закрепленный хомутами, такой примитивный чехол у любителя высоких скоростей все равно «сползает» в сторону, вызывая сильную вибрацию карданного вала.

По достижении некоторого числа оборотов (n1) «тяжелое место» чехла смещает его в сторону. Дальнейшее повышение оборотов (n2) приводит к разрыву.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии