Компрессия в железных объятиях

КОМПРЕССИЯ В ЖЕЛЕЗНЫХ ОБЪЯТИЯХ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

КОМПРЕССИЯ В ЖЕЛЕЗНЫХ ОБЪЯТИЯХ

Поршневые кольца вполне можно отнести

к культовым деталям современного автомобильного двигателя. Именно о них да, пожалуй, о свечах зажигания слагают автомобилисты легенды и небылицы, приписывают им чудодейственные свойства, способные вдохнуть в мотор небывалую мощь и долголетие.

Андрей СИДОРОВ

Отчасти это верно. Даже самый хороший двигатель изойдет сизым дымом, установи на него кольца кустарного производства. А такие на рынке не редкость. Причем на их упаковке часто сияет название какой-нибудь известнейшей фирмы. Иногда с грамматическими ошибками и в упаковке из крафт-бумаги, иногда в очень похожей на фирменную коробочке. Всех их объединяет одно — имитация, а проще говоря — подделка. Моделируют, как правило, только заслуженные марки — с ними сальдо погуще и сбыт гарантирован. Не миновала эта напасть и «Гётце», и на то есть свои причины. Главная — репутация фирмы. Под такой маркой легко сбывать любую контрабанду. А плющить проволоку и навивать на подходящей трубе «поршневые» кольца — дело нехитрое. Сегодня, если только кольца куплены не у официального дилера фирмы, можно с 80%-ной вероятностью сказать, что это подделка. Однажды такой суррогат достался и нам. Через 20 тыс. км двигатель редакционного «Москвича» перестал тянуть и закашлял масляным дымом. Как выяснилось при разборке, кольца к этому времени истерлись на нет и частично отошли с отработавшими газами, а псевдо-"Гётце" колпачки клапанов заскорузли и растрескались. С тех пор ответственные запчасти на лотках не покупаем.

Кстати, на самой фирме достаточно хорошо осведомлены о ситуации с подделками на российском рынке. Мне показали огромную витрину, где за стеклом стоят образцы всевозможных имитаций. Некоторые отличишь от оригиналов с первого взгляда, другие же как близнецы-братья, и распознает их только родитель. «Дети лейтенанта Шмидта» не знают границ, и профсоюз их по-прежнему процветает.

Чем же соблазняет пиратов от автозапчастей известная марка? Сначала немного истории.

Летом 1887 года Фридрих Гётце открыл в пригороде Кёльна, Буршайде мастерскую по выпуску медных прокладок для паровых машин — тогда главных двигателей прогресса. Это обеспечило Гётце постоянно растущий спрос на его продукцию и процветание фирмы. В 1904 году изделия «Гётце» появились на крупнейшей международной выставке в Америке, в Сент-Луисе. Потребность в уникальных уплотнениях оказалась столь высокой, что уже в 1911 году их производство началось и в США.

Несмотря на разразившийся после первой мировой войны экономический кризис, автомобильная промышленность набирала обороты. Двигатели внутреннего сгорания повсюду теснили паросиловые установки. Автомобилестроение, в первую очередь США, а затем и Европы, требовало все больше разнообразных комплектующих. В то время «Гётце» обратил значительную часть своего потенциала на разработку поршневых колец и в 20-х годах, благодаря перенятой из США технологии, прочно занял ведущее место на европейском рынке.

Вторая мировая война превратила предприятие в руины. Однако старик Гётце не пожалел цемента в фундамент своего детища. На нем строилась послевоенная история фирмы. Стремительными темпами развивалась в Германии автомобильная промышленность, а «Гётце» тут как тут со своей новинкой — хромированными кольцами. С ними возрастали быстроходность и надежность двигателей, а портфель заказов приятно округлялся.

Но почивать на лаврах значило отстать в конкурентной гонке. И потянулись щупальца компании за море. Уже в 1953 году производство с иностранным участием открылось в Аргентине. За ней «покорились» Бразилия и Индия. Застолбили местечко и во Франции.

В 1973 году фирма основала свой научно-исследовательский центр, занявшийся новыми разработками. 250 специалистов времени даром не теряли. Один из первых плодов — метод плазменного нанесения металлокерамического покрытия колец. (И поныне хромокерамика — ноу-хау «Гётце».)

В 1984-м в серию пошли безасбестовые прокладки головок блоков. Сегодня центр — кладезь технической премудрости фирмы. В нем проектируют и разрабатывают цилиндрокомплекты (гильза, поршень с кольцами и пальцем), прокладки, колпачки, сальники для многих ведущих моторостроительных компаний. Ведь покупать систему (в данном случае «Гётце») всегда дешевле и надежнее, чем иметь дело с несколькими поставщиками комплектующих или тратить силы и средства на самостоятельную разработку. Формула «каждый занимается своим делом» свято соблюдается в деловом мире. «Гётце», в свою очередь, отливки для чугунных колец делает сама, а профилированную проволоку для стальных покупает в Японии. От такого разделения в выигрыше все, в том числе и потребитель.

Со времен Маркса известно, что в погоне за чистоганом капиталист готов продать собственную душу, не то что фирму. Так случилось и с «Гётце». В 1993 году руководство признало экономически целесообразным «продаться» английской корпорации T&N. Это отнюдь не означало бедственного положения фирмы, просто патриотические чувства и прочая сентиментальность при определении прибыли в расчет не берутся.

Чтобы сохранить клиентов, чье доверие завоевывалось все эти годы, логотип упаковки сохранили прежним. АО разъединили на функциональные единицы, каждая из которых могла быстро и независимо от холдинга реагировать на запросы рынка.

А в 1998 году еще более крупная акула — американский концерн «Федерал Могул» (Federal Mogul) благополучно «съела» T&N. Разумеется, вместе с «Гётце». Теперь «Гётце» не что иное, как фабричная марка «Федерал Могул».

Современное производство колец — дело сложное и дорогостоящее. Большую часть работы делают автоматизированные линии. Выпуск этих «умных» машин — тоже важная статья доходов «Гётце». С 1969 года оборудование для производства колец поставлялось в СССР. Костромской, клинцовский, одесский заводы поршневых колец, КамАЗ, ЯМЗ, Ярцево и другие давно используют станки и технологию «Гётце». Фирма для защиты своих 500 миллионов колец в год от самозваных тезок придумывает очередное техническое новшество — маленькую наклейку на коробочку. На ней эмблема фирмы — человечек, взваливший на спину литейную форму (несун, по-нашему) и надпись «Goetze Motorenteile», то есть запчасти для двигателей. В лучах специального фонарика-детектора на наклейке появляется буква G в круге, а белое поле вокруг покрывается блестками. В сумерках складов такие светлячки на коробках сразу выдадут «шпиона».

К сожалению, у российского покупателя вряд ли есть под рукой такой фонарик, поэтому, отправляясь за покупкой, надежнее захватить с собой этот номер журнала и, как в детской игре, искать отличия по фотографиям.

«Гётце»: вверху — оригинал, внизу — один из вариантов подделки.

В цехе гальваники круглосуточно и в одиночку работает универсальный манипулятор.

Слева — оригинал, спрва — подделка. Написание логотипа, эмблема и упаковка похожи, но не одинаковы.

Наклейка на клапане коробки — необходимый атрибут подлинника.

Из такой чугунной отливки получается три кольца.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии