Погоду делают в нижнем

ПОГОДУ ДЕЛАЮТ В НИЖНЕМ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ПОГОДУ ДЕЛАЮТ В НИЖНЕМ

Как известно, «...важней всего погода в доме». Владельцам «крутых» иномарок достаточно включить «климат-контроль». А что делать остальным?

Михаил КОЛОДОЧКИН

Тюнинговая фирма РИДА из Нижнего Новгорода решила устранить несправедливость в отношении владельцев «волг». Освоенная ею автомобильная климатическая установка представляет собой удачный вариант смешения «французского с нижегородским». Импортные агрегаты, управляемые отечественной электроникой, позволяют пассажирам «Волги» забыть как про летнюю духоту, так и про зимнюю задумчивость «печки», а также избавиться от облаков тополиного пуха, вылетающих из центральных воздуховодов приточной вентиляции. Так и должно быть, все-таки — «климат-контроль»...

Климатическая установка создана по известной схеме (см. рис.). Компрессор, подключаемый через муфту к двигателю, сжимает хладагент типа R-12 и преобразует его в горячий газ под давлением. Последний поступает в конденсор, где охлаждается и переходит в состояние жидкости. Далее хладагент проходит через фильтрующий ресивер-осушитель и направляется в регулирующий вентиль. Жидкость, проходя через маленькое отверстие вентиля, быстро превращается в холодный газ низкого давления. Чем меньше сечение вентиля, тем холоднее становится хладагент. В испарителе газ отбирает тепло у внутрисалонного воздуха. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на внешней стороне испарителя и сливается вне салона, а сам воздух становится более холодным и сухим. Нагревшийся хладагент опять направляется компрессором в конденсор, после чего цикл повторяется.

Чтобы претворить описанный алгоритм в жизнь, необходимо было учесть особенности «Волги», не рассчитанной ни на какие «климат-контроли». Разработчики удалили из салона штатную «печку» — взамен появился заказанный в Стране кенгуру корпус аналогичной конфигурации. «Холодный» и «теплый» радиаторы размещены здесь друг за другом — по линии движения воздуха. Примененный на дорогих иномарках принцип разделения воздухопотоков более логичен, но, увы, требует пространства. Объем испарителя ограничен по той же причине — больше в «Волгу» не втиснуть.

Сердце установки — десятипоршневой импортный компрессор UPS 107. Преимущество многопоршневого агрегата в том, что он позволяет добиться ровного отбора мощности от двигателя, не создавая пиковых нагрузок, особенно заметных на оборотах холостого хода. Компрессор устанавливают на кронштейне, который «подгоняется» индивидуально под каждую машину.

«Теплый» радиатор, заимствованный из штатной «волговской» «печки», перекрыт двумя вакуумными кранами. Обычно применяют только один. Ручки управления заслонками наконец-то исчезли — вместо них работают сервоприводы. Внутри салона температуру отслеживают два датчика.

Применению австралийских корпусов, американских компрессоров и японских вентиляторов удивляться не стоит — так дешевле и надежнее. Куда удивительнее использование электронного блока управления местного производства — оказывается, мы все еще умеем изготавливать бортовую аппаратуру самостоятельно. Комплектующие, правда, тоже импортные — в основе блока лежит восьмиразрядный микропроцессор «Интел». В отличие от простых устройств, управляющих климатической установкой по принципу включения-выключения вблизи заданной температуры, данный блок действует более тонко. Подходя к порогу срабатывания, он автоматически уменьшает продув, чтобы не вызывать ощущения внезапного дискомфорта. По достижении порога блок включает продув, предотвращая оседание испаряющегося конденсата. Такая последовательность операций позволяет избежать запотевания стекол в межсезонные периоды и намерзания льда зимой.

Если алгоритм блока продуман основательно, то про дизайн этого, к сожалению, не скажешь. Передняя панель, честно говоря, красотой не блещет — в той же Австралии сделали бы лучше.

При включении питания блок переходит в автоматический режим работы и в течение 10 секунд выдает на дисплей значение заданной температуры, которую установка будет поддерживать в салоне. Затем высвечивается значение температуры внутри салона. Оценив ситуацию, блок включает обогреватель или кондиционер, устанавливая заслонки для поддержания заданной температуры. Режим работы вентилятора выбирается автоматически и обеспечивает максимальный комфорт. Кстати, резкое снижение температуры в салоне более чем на 5–6 градусов не рекомендуется с медицинской точки зрения.

Изменить установленную температуру можно нажатием кнопок «Больше» — «Меньше». Для сохранения значения в памяти нажимают кнопку «Авто». Если хочется максимально ускорить процесс достижения нужной температуры, то переходят в ручной режим, включая установку «на полную катушку».

Монтаж климатической установки на автомобиль обычно занимает полный рабочий день. Наша машина потребовала полтора — двигатель ЗМЗ-406 первого выпуска имел нестандартные посадочные места под кронштейн компрессора. Кроме того, пришлось изготавливать переходник для монтажа блока управления на пластмассовую панель — здесь от таких уже отвыкли. Немного мешали установленные ранее кнопки управления стеклоподъемниками, но мастера с задачей справились.

Первый пуск установки — температура в салоне +38 градусов. Да, бедняжка, тяжко тебе приходится, да и нам тоже... Честно сидим внутри — стекла закрыты. Температура падает: +35, +32, +28. Все познается в сравнении — при +26 вылезать из машины на раскаленный июньский асфальт уже не хочется. А в салон продолжает поступать воздух с температурой +12.

Выезжаем на шоссе — как-то поведет себя двигатель, обремененный новой нагрузкой? Первые впечатления такие — тянет нормально, однако стрелка указателя температуры покинула привычное место и вползла в начало красного сектора. По-видимому, ухудшился обдув штатного радиатора, частично закрытого конденсором. По той же причине чаще стал включаться электровентилятор системы охлаждения. В салоне — +25, а за бортом шпарит солнце — там далеко за +40...

Кстати, а почему бы не переключить установку в режим забора внутреннего воздуха? Вот и кнопочка соответствующая имеется. Увы, такая функция в электронном блоке действительно есть, но пользоваться ею нельзя. Виноват не блок, а... салон «Волги», который обладает чрезмерно большой «продуваемостью», обусловленной как штатными вентиляционными щелями, так и нештатными — в виде всевозможных зазоров, неплотностей и т. п. Попытки доработать кузов успехом пока что не увенчались, однако фирма рассчитывает решить эту проблему в ближайшее время.

Цена климатической установки составляет примерно $2000, включая стоимость монтажа. Дорого, зато прохладно. Полезность изделия сомнений не вызывает, особенно в жару, а вот о его надежности говорить пока рано. Обо всех нюансах поведения «Волги» с «климат-контролем» на борту мы время от времени будем информировать читателей журнала.

Основные технические характеристики климатической установки

Диапазон устанавливаемых температур — 0 — 30°С; точность устанавливаемой температуры — ±1°С; время установления заданной комфортной температуры в условиях внешней температуры от 0 до —20°С — 8 мин, от 0 до +30°С — 5 мин; диапазон внешней температуры, при которой обеспечивается автоматический режим поддержания заданной температуры — от —25 до +40°С; масса — 45 кг; максимальная потребляемая мощность — 250 Вт.

Блок-схема климатической установки РИДА.

Компрессор на боевом посту.

Климатическая установка — это очень просто...

Новые узлы выполнены «по фигуре» штатной «печки».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии