До свиданья, шкворень, до свиданья...

ДО СВИДАНЬЯ, ШКВОРЕНЬ, ДО СВИДАНЬЯ...

]

АКТУАЛЬНО!

В СЕРИЮ!

ДО СВИДАНЬЯ, ШКВОРЕНЬ, ДО СВИДАНЬЯ...

Перед главной проходной ГАЗа, как во многих других местах этого огромного завода, висят электронные табло. Они показывают не часы, а дни. Обратный отсчет запущен вовсе не в ожидании двухтысячного года. Неделей раньше, 25 декабря года нынешнего, должен быть запущен новый «легковой» конвейер и начата сборка новой «Волги» — GAZ 3111.

Игорь ТВЕРДУНОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ.

Фото Владимира Трусова

Ничто не вечно. «Волга», покрытая толстым слоем технического и стилистического грима, — старушка «двадцатьчетверка» — уходит. Символ положения и достатка, предмет мечтаний многих поколений наших граждан, техническая легенда, живой динозавр совсем скоро получит приставку «старая». На покой она уйдет не сразу — новичок будет вытеснять «десятую» и «ноль вторую» постепенно. Так что попрощаться с ветераном мы еще успеем, а пока познакомимся с наследником. Что же представляет собой GAZ 3111?

БАБУШКИНО НАСЛЕДСТВО

Совершим краткий ознакомительный «экскурс» по автомобилю и постараемся разобраться, что же скрывается под столь необычным кузовом. Впрочем, с него и начнем. Он вызвал среди продвинутой (то есть читающей, любопытствующей, следящей за новинками) автомобильной публики жаркие споры. Одни восхищаются, потому что он «весь из себя такой необычный...». Другие сочиняют полные яда анекдоты по этому же поводу. А третьи в глубокой задумчивости чешут затылок. Авторы не навязывают никому собственного мнения потому.., что сами его еще не имеют. Самое конкретное, что выдал по поводу «экстерьера» «одиннадцатой» один из коллег — «богато смотрится!». Эту оценку и примем пока «в первом чтении». Как покажется машина дальше — узнаем со временем. А теперь от высокого искусства дизайна — к промасленным железкам.

Начнем с того, что перекочевало на GAZ 3111 с предыдущих моделей. Например, шестнадцатиклапанный двигатель. Назвать его новинкой не совсем корректно, мотор уже несколько лет ставят на «волги» и легкие грузовики. Но и считать двигатель старым тоже нельзя. По своим моторным меркам он еще подросток — «предка» с конвейера по сей день не вытеснил.

Таких условно новых, уже опробованных на серийных машинах, узлов, агрегатов и систем наберется немало. Кроме упомянутого двигателя, это пятиступенчатая коробка передач, неразъемный задний мост, элементы тормозной системы.

Многое из унаследованного на новой модели выглядит, мягко говоря, архаично. Скажем, зависимая задняя подвеска, да еще на рессорах. Радетели газовской марки могут сколько угодно доказывать преимущества допотопной схемы, а хулители обвинять нижегородских инженеров в отсталости. Причина же скорее экономическая, чем техническая. В сегодняшних условиях завод вряд ли смог бы в сжатые сроки разработать и, главное, освоить независимую заднюю подвеску или передний привод. А с производством мостов, начатым не так и давно, что прикажете делать? Поэтому извольте кушать что подают, правда, под соусом модернизации.

Например, базовым двигателем для GAZ 3111 должен стать мотор ЗМЗ-4052.10. У него, по сравнению со знакомым уже «четыреста шестым», увеличен рабочий объем, выросли мощность и крутящий момент. От пресловутой задней подвески осталась разве что схема. Колея моста шире, изменены крепления рессор, по-другому (вертикально) стоят амортизаторы, появился стабилизатор поперечной устойчивости. В системе тормозов — АБС, и не какая-нибудь, а «Бош». Так что старое-то оно старое...

ШПРИЦ НА СВАЛКУ!

Мы не о наркомании. Речь идет совсем о другом шприце — том, который используют для смазки автомобилей. И борьбу со шприцем, одним из главных инструментов в арсенале владельца «Волги», ГАЗ начал, разработав принципиально новую переднюю подвеску. Нет больше шкворней и резьбовых втулок, капризных, требовавших частого обслуживания и пресловутого «шприцевания».

У новой «Волги» впереди независимая подвеска с двойными поперечными рычагами. Упругий элемент — пружина и амортизатор объединены в пружинно-амортизаторную стойку, которая опирается на кованый нижний рычаг подвески. Верхний рычаг — штампованный. Стабилизатор поперечной устойчивости связан с рычагами подвески не через привычные резиновые втулки, а с помощью сферических шарниров.

Еще одна интересная особенность: элементы передней подвески, как и двигатель, крепятся не напрямую к кузову, а через подрамник. Схема, получившая в последнее время очень широкое распространение. И главное — никаких втулок: сайлент-блоки и шаровые опоры — все как и положено в конце двадцатого века.

Другая, чисто «одиннадцатая» новация — реечный рулевой механизм с гидроусилителем. Рассказывать о его преимуществах не станем — дорога покажет.

Ну и, конечно, абсолютно новый кузов. О внешности мы уже говорили, но не менее важно и то, что теперь обитателям салона досталось больше жизненного пространства, оно более рационально используется. Кузов спроектирован в соответствии с современными нормами безопасности.

ДЛЯ ЧАСТНИКА И ЧИНОВНИКА

Нынче нижегородские автомобили стали доступны простому люду, но и у чиновного по-прежнему в чести. А потому посмотрим на машину и глазами того, кто сидит за рулем, и того, чье рабочее место на заднем диване. Итак, некто поменял «Волгу» «десятую» на «одиннадцатую»...

Во-первых, садясь за руль, больше не рискуешь приложиться головой о край низкого дверного проема, а, во-вторых, будешь приятно поражен простором рабочего места. Предыдущая машина, которую никак не назовешь особо тесной, не идет ни в какое сравнение. Рулевая колонка регулируется по длине и углу наклона. Подушка сиденья двигается не только вперед-назад, но и меняет высоту и угол наклона. Столь широкий выбор регулировок позволяет найти оптимальную посадку водителям разной комплекции. Неплохо задуман интерьер, запоминается необычная, но вместе с тем хорошо читаемая комбинация приборов. Но некоторые неудобства все же отметим. Внутренняя ручка на двери отнесена далеко вперед — за ней приходится тянуться. Педали расположены удобно, но левую ногу поставить некуда — площадка не предусмотрена. Передний пассажир вынужден искать ручку — поручень где-то над головой. Не помешала бы автомобилю такого класса регулировка верхнего крепления ремней безопасности по высоте. И это еще не все.

Багажник велик, но запаска и ныне там — на полочке, в глубине отсека, «съедает» его полезный объем. Разместить ее по-другому, к сожалению, не удалось. Обидно!

А как там сзади чувствуют себя домочадцы или, скажем, «государев человек»? Очень даже неплохо. Чешские замки «Брано» работают мягко, дверной проем удобный, места предостаточно. Даже если переднее сиденье в крайнем заднем положении, пассажир ростом за «сто девяносто» не будет упираться коленками. А еще и кондиционер обещают.

Все-таки это совсем другая «Волга». Это понимаешь, даже недолго посидев за рулем. Машина неплохо держит дорогу, не желает раскачиваться и рыскать даже на высоких скоростях. На действия рулем откликается с «неволговской» проворностью. Баранку, как раньше, от души крутить не надо — новая подвеска и реечный рулевой механизм сделали свое дело — машина стала довольно острой. Правда, гидроусилитель все сглаживает. Усилие на руле невелико, но и обратная связь тоже не ахти какая. Очень похоже на большие заокеанские седаны.

На высокой скорости появляется аэродинамический шум. Новая выпускная система несравнима со старой, издающей громкий металлический рык, но и ее на некоторых режимах все же слышно. Пока едешь по асфальту, подвеска обеспечивает приемлемый комфорт, а вот на булыжнике проявляет себя излишне жесткой — так и начальника, сидящего сзади, растрясти недолго. Жесткость подвески сказалась и на управляемости: автомобиль в поворотах практически не кренится, но проявляет излишнюю склонность к заносу задней оси.

ЛЕКАРСТВО ОТ «ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»

Нам довелось поездить на опытном образце, который используется для отработки тех или иных технических решений. Не все в нем понравилось, и мы, естественно, стали задавать разные вредные вопросы конструкторам и испытателям. Лучший их ответ — представленные нам машины с более чувствительным рулем, модернизированной системой выпуска, с другими сиденьями. Ведут работы по подбору шин и оптимизации характеристик подвески. Когда готовился этот материал, доводка GAZ 3111 еще не закончилась, автомобиль лечили от возможных в будущем «детских болезней». С машиной работают всерьез. Результат этого сложного и кропотливого труда можно будет увидеть на серийном образце.

А пока констатируем факт: ГАЗ создал принципиально новый автомобиль. С сегодняшней «Волгой» ничего общего — это машина другого поколения, созданная по другим канонам и по сравнению с сегодняшней продукцией — это революция, а не эволюция.

В следующем году новинка должна появиться в продаже. Предполагаемая цена — от 8000 долларов.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 1550 кг; полная масса — 2050 кг; максимальная скорость — 180 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 12,9 с; расход топлива: 90/120 км/ч/ГЦ — 8,2/11,2/11,9 л/100 км; топливо — АИ-92. Размеры, мм: длина — 4897; ширина — 1840; высота — 1472; база — 2820; колея спереди/сзади — 1540/1526; дорожный просвет — 160. Двигатель: ЗМЗ-4052.10, четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, 4 клапана на цилиндр; рабочий объем — 2,5 л; степень сжатия — 9,3; мощность — 110,3 кВт/155 л. с. при 5200 об/мин; максимальный крутящий момент — 216 Н.м при 4000 об/мин. Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая Подвеска: со стабилизаторами поперечной устойчивости, передняя — независимая на двойных поперечных рычагах; задняя — зависимая, рессорная. Тормоза: с усилителем и АБС; впереди — дисковые вентилируемые; сзади — барабанные. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 205/65R15 (215/60R15).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии