Шестая презентация

ШЕСТАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

]

АКТУАЛЬНО!

ПЫЛЬ В ГЛАЗА

ШЕСТАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В Калининграде с помпой уже в шестой (!) раз отметили открытие автосборочного производства. Теперь здесь собирают БМВ...

Игорь МОРЖАРЕТТО

Презентация проходила, как всегда, в масштабах, для провинциального Калининграда потрясающих. Только из Москвы были приглашены более двух сотен гостей — чиновников из правительства, германских дипломатов, российских дилеров концерна БМВ и журналистов; для их доставки на берег Балтийского моря потребовалось два спецрейса. Из аэропорта кортеж автобусов направился прямо на завод. Местный губернатор и посол Германии перерезали ленточку, и... конвейер заработал. На полчаса, после чего в том же цехе начался праздник баварского пива и баварских же сосисок.

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ

Сегодня даже по официальной статистике 38% населения Калининградской области живут гораздо ниже прожиточного уровня. Но с открытием здесь особой экономической зоны на город снизошло благо в лице бывшего заместителя председателя Совета министров СССР, а ныне — главы инвестиционного фонда «Интерприватизация» Владимира Щербакова, который пообещал организовать здесь как минимум «новый Детройт».

В кратчайшие сроки, арендовав один из пустующих цехов завода «Янтарь», организовали «отверточную» сборку корейских автомобилей КИА. Что и отметили первой презентацией. Впоследствии у корейцев с российским партнером то и дело возникали проблемы, и завод останавливался, выпустив несколько десятков «авелл», «сефий» и «рокст». Потом конвейер запускали вновь, каждый раз отмечая это дело очередной роскошной презентацией. В городе этот проект уже давно перестали считать серьезным. По мнению, к примеру, депутата калининградского горсовета Игоря Рудникова, московский инвестиционный фонд «крутит» деньги где-то в столице, а здешнее «производство» — не более чем «ширма». Так это или нет, но после четырех презентаций сборки автомобилей КИА владелец предприятия — АО «Автотор» — начал «дружить» с германским концерном БМВ. Пробная презентация состоялась в конце лета, вторая — в конце октября.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ «БУММЕРЫ»

«Сборочная линия» занимает по площади малую часть огромного корпуса и от приглашенных гостей была огорожена канатами и строем крепких охранников. Вместо полноценного конвейера — «голые» кузова «пятерок» БМВ в количестве двух десятков перемещались на тележках, а пятнадцать рабочих в новеньких комбинезонах вяло изображали сборочный процесс и охотно позировали перед фотокорреспондентами. На стеллажах и монтажных столиках (тоже мобильных, на колесиках) были разложены «детали конструктора» — крылья, двери, уплотнители... Никаких достижений технического прогресса типа промышленных роботов или (!) механизма для установки двигателя в моторный отсек (пусть хотя бы простой лебедки) обнаружить не удалось. Словом, очень мобильный такой конвейер: чтобы наладить здесь же производство, скажем, водки, потребуется, видимо, не больше часа. Во дворе же завода стояли еще сорок новеньких машин... но уже на трейлерах. Готовые к отправке в Москву. Или только что прибывшие из Германии? Нехорошее подозрение родилось у многих присутствующих. Потому что только совсем уж наивный человек может поверить, что суперсовременные, высокотехнологичные автомобили БМВ-523i и 528i действительно доверят собирать в Калининграде на судоремонтном заводе. Для этого здесь нет ни квалифицированной рабочей силы, ни подъездных путей (область отрезана от остальной России Литвой и Белоруссией), ни предприятий, где можно разместить производство комплектующих, ни многого другого. В конце концов, здесь просто нет покупателей для новых БМВ!

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ ФОНД ОТКРОЕМ

Так чем же выгодна БМВ Калининградской области для России? Несмотря на высокие фразы, произнесенные на презентации, — ничем. Да, сегодня по дорогам нашей страны бегают около 120 тыс. машин производства баварского концерна, но в основном это «старушки» выпуска 80-х годов. За пять лет все официальные дилеры в России продали всего-навсего 4,5 тыс. новых автомобилей. Очень узок круг людей, которые могут себе позволить «игрушку» (пусть и самую современную!) за 30–50 тыс. долларов. Машины, собранные в Калининграде, в обход таможенных пошлин, будут стоить дешевле — 35–40 тыс., но все равно попадают далеко не в самый перспективный по продаваемости класс машин. Это, кажется, нисколько не смущает автора проекта — президента фонда «Интерприватизация» и главу АО «Автотор» В. Щербакова."Я счастлив, что выпускаю лучший в мире продукт, спроектированный немецкими инженерами, в России, — заявил он. — Это куда лучше, чем производить металлолом, который хорош только тем, что был придуман у нас!" Примечательное заявление для бывшего заместителя директора АвтоВАЗа...

Нельзя пока назвать то, что делают в Калининграде, и серьезным инвестиционным проектом. По уверениям того же В. Щербакова, уже под него собраны 150 млн. долларов, но кто их дал и во что конкретно они вложены — объяснять не стал. В любом случае, это деньги не немецкие — д-р Хайтманн, член правления БМВ, сказал, что концерн только собирается инвестировать в производство в России 50 млн. марок, да и то в 2000–2002 годах. А на закупку «отверток» для «сборочного конвейера» потрачено пока... всего 40 тыс. долларов! Не видели денег ни местные рабочие, ни городской бюджет. Рабочим пообещали платить по 600–1000 долларов в месяц. («Зарплата будет зависеть от качества работы», — объявил В. Щербаков.) Пока они получают не больше 2000 руб. — видимо, качество местной сборки совсем никуда не годится.

Так где же деньги, Зин? Ответ, похоже, знают все.

КОМУ ЭТО НАДО

В самом конце презентации, когда слова уже тонули в звоне пивных кружек, на трибуну поднялся заместитель министра экономики России Сергей Митин и вручил руководителям «Автотора» скромную бумажку — государственное свидетельство, согласно которому автомобили, собранные в Калининграде, признаются российскими и поэтому их разрешается приобретать бюджетным организациям. Так что истина была закопана неглубоко. Отныне болеть за народ чиновник может не в казенной российской «Волге», а мучиться в салоне комфортабельного российского БМВ. И выпускать их на калининградском заводе будут ровно столько, сколько заказов поступит. Сейчас «собирают» 130 машин по заказу Администрации Президента РФ. Проектная мощность — 1000 автомобилей в год. Кто следующий?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии