"особое положение"

«ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

]

АКТУАЛЬНО!

В РУЖЬЕ!

«ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

В МВД подведены итоги первого этапа операции «Вихрь-Антитеррор», начавшейся 13 сентября. Сколько этапов впереди? На этот вопрос сейчас не ответит никто.

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Владимира Князева, Владимира Трусова

Горьковское шоссе, 14 сентября, 16.05. Случилось так, что на второй день после страшного взрыва на Каширке мы возвращались в столицу из неблизкой командировки. Завидев длинный хвост машин на въезде в столицу, один из нас произнес: «Ну, слава Богу! Моя милиция меня бережет!» Действительно, на посту ГИБДД досматривали все машины крупнее «Волги». Так было и через месяц, и через два...

Мы уже привыкли с подозрением смотреть на незнакомых в подъезде, с тревогой прислушиваемся к сводкам новостей, не удивляемся заграждениям и усиленным нарядам милиции на въезде в крупные города — «Особое положение».

Попробуем посмотреть на это явление с двух сторон... ветрового стекла. Для этого проделаем 400-километровый путь по столице и окрестностям на взятой напрокат «Газели», а еще отдежурим смену на одном из постов ГИБДД на границе Москвы.

С 13 по 30 сентября в рамках операции «Вихрь-Антитеррор» досмотрено 1 442 000 транспортных средств (по Москве — 402 660).

Проверяют? Да, проверяют. Нас на безобидной, в общем-то, «Газели» с подмосковными номерами остановили и на выезде из столицы, и на въезде. «Что у вас там?» Да так, всякий дачный хлам. Инспектор явно хватил через край, потребовав паспорта не только у водителей и пассажиров, но и... у старого телевизора. По мнению бравого капитана, все дорогие вещи (интересно, во сколько он оценил полуразобранный «Терфон» 1994 года выпуска?) обязаны иметь документы. «Иначе как доказать, что вы их не украли?» Ничего себе, борьба с террором! Намек на презумпцию невиновности милиционер отмел с ходу, предложив ехать разбираться в отделение. Наша готовность привела его в замешательство. Грозный тон сменился задумчивостью: «А вон в ту коробку можно положить „Калашникова...“ Мы не могли не согласиться. „Вам еще повезло, что ОМОНа сейчас нет...“ Еще раз перечитав документы, страж выпустил нас за МКАД. Избави Бог попасть на такого служаку, управляя груженым КамАЗом.

В Москве в операции задействовано 2125 сотрудников ГИБДД. Количество постов и маршрутов патрулирования — 579.

С 13 сентября милиционеры работают без выходных по 12 часов в сутки. На пикетах ГИБДД дежурят не только гаишники. 5 инспекторов ДПС, 2 сотрудника ОМОН, 1 кинолог, 1 собака, 2 журналиста, 1 фотокорреспондент — такой получилась бы перекличка «нашей» смены на посту у МКАД. При необходимости к досмотрам подключают сотрудников управления по борьбе с экономическими преступлениями. В часы пик дела хватает на всех.

В столице досмотрено 15 919 транспортных средств с регистрационными знаками Северо-Кавказского региона; проверено 24 710 лиц, прибывших с Кавказа.

На «Газели» с нами как раз ехало похожее лицо — хороший приятель одного из авторов, родившийся 30 лет назад в Москве и с тех пор практически безотлучно в ней проживающий. Его паспорт милиционеры исследовали с особым интересом: «Как у вас с регистрацией? Ах, прописка...» Кстати, официальное «гражданин, документы!» Рубен слышит раза три-четыре в день. «Не надоело?» — «Привык...»

За пределами первопрестольной обстановка более спокойная. Мы отмахали 350 километров по Московской и Тульской областям, проехали 12 стационарных постов и передвижных пикетов — и не на одном наша пропыленная «Газель» не вызвала интереса! Не то местные номера сигнализировали, что, мол, свои, не то теплое осеннее солнце настроило блюстителей дорог на благодушный лад, а может быть, больших грузовиков им хватало...

Изъято 2786 единиц огнестрельного оружия (в Москве — 15 единиц), взрывчатых веществ — 676 кг, наркотических веществ — 929 кг (5,1 кг), поддельных документов — 2003 (31). В столице обнаружено 13 взрывных устройств.

Среди людей в сером (и желтом — симпатичные накидочки?) стоим у моста через МКАД. «Клиентура» идет потоком — российские фуры, белорусские дальнобои, местные «бычки» с «газелями». Иные водители «сдаются» — не дожидаясь жеста инспектора, сами сворачивают к обочине. Проверяют практически все иногородние грузовики и большую часть московских. Данные каждой досмотренной машины и ее пассажиров записывают в регистрационный журнал.

Конечно, облазить все закутки кузовов и фургонов невозможно. Досмотр сводится к проверке документов и открыванию двух-трех лежащих с краю коробок. Иные водители жалуются: особо рьяные блюстители закона загоняли их в фуру и заставляли разгружать бесчисленные ящики. По идее, на каждом посту должен быть кинолог с подопечным. На псах — особая ответственность. С нами работал внушительных размеров и грозной черной окраски Жорж. Он деловито отправлялся в путешествие по расчищенному в фуре коридору, обнюхивал, что считал нужным, и возвращался, сообщая, что все в порядке.

Некоторые подозрительные грузовики милиционеры сопровождают к месту разгрузки, опечатанные контейнеры вскрывают в присутствии представителя грузополучателя или отправителя — кто ближе.

Задержано за совершение преступлений и находящихся в розыске — 11 587 человек (в Москве — 93). Обнаружено ранее угнанных автомобилей — 2246 (262).

Всех не проверить. Основное внимание уделяют южным направлениям. Свернув, например, с Каширского шоссе на МКАД, въехать в город через Строгино можно относительно свободно. Но, как сказал опытный дорожный страж, закон больших чисел сработал — усиленные наряды пресекли куда больше нарушений и выловили угнанных автомобилей, чем обычно.

Водители ругались на изнуряющие пробки. Сотрудники МВД ворчали на службу без выходных. Семьи, дети, домашние дела — все отставлено. Никто не в восторге от «особого положения». Какой-нибудь рьяный законник камня на камне не оставит от реальной процедуры досмотра... Но конфликтов между водителями и блюстителями закона пока практически не бывает — все думают о безопасности своего дома.

Цифры, обнародованные МВД, выглядят, конечно, убедительно. Самый главный результат «Вихря...», наверное, даже не в килограммах конфискованных взрывчатых веществ и количестве задержанных «гастролеров», а... в отсутствии страшных новостей. К сожалению, есть и другие результаты — многокилометровые пробки, тысячи потерянных водителями и пассажирами часов, помятые в нервной сутолоке машины. Один вез скоропортящийся груз, другой торопился на деловую встречу, третий опаздывал на работу, четвертый спешил к врачу, пятый... А потом? Вырвавшийся «на волю» из пробки с дрожащими руками и расширенными зрачками водитель столь же опасен на дороге, как измотанный службой без выходных страж порядка.

Надеемся, те, кто должны нас защищать, наберутся опыта, и этапы всех следующих возможных операций пройдут без революционной «чрезвычайщины». Забота о безопасности и спокойствии граждан не должна лишать нас... безопасности и спокойствия.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии