Успехи гибридизации

УСПЕХИ ГИБРИДИЗАЦИИ

]

АКТУАЛЬНО!

УСПЕХИ ГИБРИДИЗАЦИИ

TOKYO'99 

Сегодня автопроизводители способны объединить в силовой агрегат двигатель

с непосредственным впрыском,

пару электрических машин, вариатор, задействовать топливные элементы... Впрочем, в самых причудливых сочетаниях срастаются и сами фирмы, что было особенно заметно на Токийском моторшоу-99.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ

А все-таки старина Маркс в чем-то прав: экономика, как ни крути, первична. Она диктует условия даже тем, кто, казалось бы, способен легко игнорировать ее обветшавшие требования. Лишнее подтверждение тому — самые неожиданные альянсы известных автомобильных фирм в последние два года. На Токийском салоне тема получила мощное развитие — стало очевидно, что буквально каждый ищет с кем-то союза.

На пресс-конференции «Тойоты» в объективы репортеров улыбается представитель «Дженерал моторс»: «Полгода назад мы подписали договор о совместных исследованиях в области перспективных источников энергии...» Руководство «Субару» признало, что ведет переговоры с «Фордом» и «Мицубиси».

Разработка современной машины стоит огромных денег, и возможный риск «не попасть в цель» приходится делить со вчерашними конкурентами, а сегодня — партнерами. Впрочем, прервемся и заглянем на стенды выставочного комплекса Макухари. Только сперва еще два крохотных замечания. Во-первых, «Макухари Мессе» находится... отнюдь не в Токио, как можно предположить по названию салона, а в соседней префектуре. И второе. Вряд ли возможно перечислить в одном материале абсолютно все новинки (скажем, им посвящен специальный 152-страничный номер одного из японских автомобильных журналов). Остановимся на тех, что получат несомненный мировой резонанс. И начнем мы с машин, обещающих вскоре стать на конвейер.

СЕРИЙНЫЕ

Назвать автомобиль — премьеру Токийского салона, который первым появится в России, не составит труда. Это, без сомнения, новый " Мицубиси Паджеро". Причем уже сейчас можно уверенно предсказать успех этой машины. Удачный дизайн подчеркивает и преемственность, и нацеленность в будущее. Напряженные, уверенные линии капота, стильная подштамповочка под задним стеклом. Зверь, готовый к прыжку, но в то же время и гладкий, почти домашний, не пугающий излишней кровожадностью. Полностью переработан не только кузов машины — кстати, теперь неразъемный с рамой, а потому на 300% более жесткий на кручение и предсказуемо деформируемый при аварии, то есть многократно более безопасный. Обе подвески теперь независимые, многорычажная задняя концептуально схожа с применявшейся на прежнем "Паджеро Эволюшн". Двигателей предусмотрено два — дизельный и бензиновый, оба с непосредственным впрыском. Официальные продажи в Европе начнутся в феврале-марте, в России — где-то в середине апреля.

Абсолютный лидер японского рынка — «Тойота» основную новинку выставила совсем не в своем коронном классе. Родстер «Лексус-Спорт купе», как утверждается, пойдет в серию примерно через год. Европейский дизайн машины буквально бросается в глаза (жаль только, что в нем отчетливо звучат «мерседесовские» нотки, впрочем, «мерс» сегодня лидер в классе «больших» купе и родстеров). Как и положено солидной машине, предусмотрен двигатель V8 — 4 л — его агрегатируют с пятиступенчатой автоматической трансмиссией.

Альянс с «Рено» весьма благотворно сказался на «Ниссане». В сущности, крупные денежные вливания еще никому не вредили. Подготовлен к выпуску седан-люкс XVL с трехлитровым (V6) двигателем в 260 л. с. (мы вернемся к нему чуть позже), пошел в серию «смарт по-японски» — двухместный электромобильчик «Гипер мини», на прошлом Токийском салоне считавшийся концептом. Европейских покупателей заинтересует появление компактного универсала «Марч Бокс» (March Box), то есть, по-нашему, грузопассажирской модификации модели «Микра». Добавим, что основным лозунгом экспозиции «Ниссана» служило всего одно слово — «РеНиссанс».

На стенде «Хонды» очень убедительно смотрелся мини-вэн «Одиссей». Хотя на табличке скромно значилось «прототип», автомобиль практически готов к серийному производству. С трехлитровым 205-сильным двигателем аппарат будет более чем достойным. В серию пошел и гибридный «Инсайт» — «Тойоте-Приус» уже не придется скучать одной в этой рыночной нише.

Из неяпонских производителей упомянем лишь двух: американский «Кадиллак» с его новым седаном «Де Виль» и корейскую «Хёндэ», представившую мини-вэн «Траже» (Trajet, по-французски — путь, поездка). Перейдем теперь к автомобилям, судьба которых еще окончательно не определена.

ПРОТОТИПЫ

К таковым можно отнести по пять-шесть машин с каждого из «японских» стендов. Остановимся лишь на некоторых.

Концепция платформ в автомобилестроении уже хорошо известна. Фирма «Дайхатсу» пошла дальше, построив четыре совершенно различные машины на сходной технической базе: микровэн EZ-U, крохотный вседорожничек SP-4, очередную версию машины «Нейкт» (Naked) и совсем прелестный крохотный родстер «Копен» (Kopen). Все они приводятся моторчиками 0,66 л, только «Копен» — четырехцилиндровым наддувным, а остальные — трехцилиндровыми, также в некоторых случаях с наддувом, мощностью 52–64 л. с. Предусмотрены и полноприводные варианты, а чтобы никто не относился к малышам свысока, оснащение их вполне на уровне — четырехступенчатые «автоматы» или клиноременный вариатор, АБС, «тракшн-контроль». Еще одна машина от «Дайхатсу» — двухместный «Микрос-3l», как явствует из названия, с менее чем трехлитровым «аппетитом».

Хозяйка «Дайхатсу» — «Тойота» тоже расстаралась: в ее портфеле на будущее заготовлены однообъемное спорткупе NCSV, суперуниверсальный «вагончик» «Оупен Дек» (Open Deck) и, более похожий на серийный, универсал повышенной вместимости «Опа» (как раз в том, российском смысле — «ну вот и готово») с двухлитровым, непосредственного впрыска бензиновым двигателем.

В царстве вседорожников новинок-прототипов оказалось немного. Собственно, так и должно быть: на японском рынке эти машины отнюдь не идут нарасхват. Но все же отметим «Мазду-Активейкл» (Aktivehicle), которую в следующем году начнут собирать в США под двумя марками — собственно «Мазды» и «Форда». В целом, конечно, эта машина без неожиданностей и внешне выдающегося в ней нет. Куда интересней спортивный «RX-Эволв» с распашными дверями и роторно-поршневым двигателем нового поколения (280 л. с. при 9000 об/мин).

Приближается срок замены «Легаси», и «Субару», не мудрствуя лукаво, выставила на всеобщее обозрение несколько вариантов. Наиболее симпатичен из них «Флит-Х» (Fleet-X), кузов которого подвергся — по сравнению с предшественником — наибольшим изменениям: он стал легче на 30%. Этого добились широким применением алюминиевых сплавов и, похоже, пригласили неплохую команду дизайнеров — машина выразительна, как никакая другая «Субару». В серию, впрочем, скорее пойдет вариант «Супер RFRB», технологически более близкий к нынешним моделям.

Среди экспонатов салона было множество автомобилей, которые трудно представить на дорогах не только завтра, но и вообще когда бы то ни было.

КОНЦЕПТЫ

Похоже, дизайнеры фирмы «Хонда» дружно взяли отпуск, в то время как инженеры работали не покладая рук. И сделали такое, что трудно вообще отнести к машинам. Ну, допустим, «Ньюком» (Neukom) еще похож на однообъемничек с огромными стеклами, но даже и в нем странностей — хоть отбавляй. Взять хотя бы посадку: водитель располагается впереди, по центру, а за ним по схеме 2+2 могут вместиться 4 пассажира. А вот еще один экспонат — «Хонда-Бессонный Город» (Fuya-JO). Увидишь такое — точно не заснешь: пассажиры сидят на стульчиках из бара, а в двери встроены убойной мощности колонки... Впрочем, была у «Хонды» и более «человеческая» машина «Спокет» (Spocket). Это шикарного вида спорткупе — на самом деле трансформер: крыша сдвигается и может быть убрана, а багажник нетрудно превратить в кузовок пикапа.

Страшненьким седанчиком для молодежи О21С — намек на ХХI век — пугал посетителей «Форд». Куда более актуальным выглядел однообъемный «Шевроле YGM-1», первый «Джи-Эм», разработанный специально для Японии.

То, что электромобиль способен быть спортивным, известно уже лет сто. И, тем не менее, предназначенных к серийному производству, извините, электрородстеров что-то не припоминается. Теперь такой заготовлен — «Сузуки» совместно с «Дженерал моторс» разработали систему, которая позволит добраться до спасительной розетки, даже если водитель увлечется педалированием и посадит аккумуляторы. А поскольку сегодня актуален «смарт-стиль», на такой же технической базе построен и Pu-3, симпатичный двухместный автомобильчик длиной всего 2765 мм.

Упомянем еще очередную — четвертую версию концепта «Бугатти-ЕВ18 Вейрон» (Veyron) и пару «тойот»: рассчитанную на молодежь странноватую «Вилл Ви» (Will Vi) и, напротив, почти представительский «Ориджин» (Origin), реплику модели «Кроун» (Crown) середины пятидесятых.

Теперь настало время хотя бы кратко сказать о том, что же нового «внутри».

АГРЕГАТЫ

В целом, конечно, новинок под капотами немало. «Тойота», первой пустившая в серию гибридный «Приус», сделала еще один шаг — появился HV-M4, полноприводный мини-вэн, и опять-таки гибридный. А чтобы уж полностью использовать современные достижения, в трансмиссию включен клиноременный вариатор CVT. Подобным образом устроен «Субару-Элтен Кастом» (Elten Custom) — только без полного привода.

Сразу несколько фирм — «Мазда», «Ниссан» показали вариаторы совсем другого типа — тороидальные. Здесь мощность передается через четыре ролика, угол наклона которых и меняет передаточное отношение. Такая схема известна давно, чуть не с начала века, только ранее считалось, что бороться с быстрым износом роликов практически невозможно. Видимо, сейчас удалось подобрать подходящие материалы, так что на «Ниссане-XVL» такая трансмиссия работает с 3-литровым V6 мощностью 260 л. с.!

Постепенно пополняется семейство автомобилей с топливными элементами. Назовем здесь «хондовский» FCX, крупный седан довольно футуристической внешности, и компактный универсал " Mazda Demio FCEV". Из общего ряда двигателей выделялся двухтактный (!) литровый дизель (61 л.с. при 3500 об/мин) от "Дайхатсу", сочетающий впрыск "коммон рейл", управляемые фазы клапанов, объемный нагнетатель и турбонаддув...

За рамками нашего обзора, конечно, осталось еще немало интересных новинок, мы расскажем о них в одном из следующих номеров.

Благодарим фирму «Тойота» за помощь в организации материала.

«Лексус-Спорт купе»

Sport Coupe

" Мицубиси Паджеро"

Pajero

" Хонда Одиссей"

Odyssey

«Ниссан XVL»

XVL

«Хёндэ-Траже»

Trajet

" Тойота Опа"

Opa

«Дайхатсу EZ-U»

EZ-U

«Дайхатсу SP-4»

SP-4 

«Дайхатсу-Микрос 3l»

Micros 3l 

«Шевроле YGM-1»

YGM-1 

«Дайхатсу-Копен»

Kopen

«Тойота-Оупен Дек»

Open Deck

«Тойота-Ориджин»

Origin

«Тойота-Вилл Ви»

Will Vi 

«Тойота HV-M4»

HV-M4 

«Мазда-RX Эволв»

RX Evolv

«Мазда-Активейкл»

Activehicle

«Хонда-Спокет»

Spocket

«Субару Флит-X»

Fleet-X

«Субару-Элтен Кастом»

Elten Custom

«Хонда-Бессонный город»

Fuya-JO

«Хонда-Ньюком»

Neucom

«Сузуки EV-спорт»

EV sport

«Сузуки Pu 3-комьютер»

Pu3-commuter

«Сузуки MR-вэгон»

MR vagon

«Форд 021С»

021C

РПД «Мазда-Ренезис»

«Мицубиси SUW эктив»

SUW active

Агрегаты гибридной «Хонды-FCX»

Тороидальный вариатор «Мазды»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии