Страсти по дорожному просвету

СТРАСТИ ПО ДОРОЖНОМУ ПРОСВЕТУ

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

СТРАСТИ ПО ДОРОЖНОМУ ПРОСВЕТУ

Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ

В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Популярную в России «Фелицию» заслуженно поругивают за неважнецкую приспособленность к нашим колдобинам.

«Болевая точка» «Шкоды» — крайне низкий, даже для иномарки, дорожный просвет. Адаптированной для плохих дорог «Фелиции» пока еще нет, и народ вынужден выкручиваться как может.

Об одном из способов мы уже писали (ЗР, 1999, № 8). Увы, проставки под амортизаторы для «Шкоды», можно сказать, не подошли: автомобиль приобрел чрезмерную склонность к заносу задней оси, став порой даже опасным.

Попытки найти более цивилизованный способ коррекции дорожного просвета привели к тому, что в редакции появилась пара передних пружин от дизельной версии «Фелиции», затем нестандартный комплект амортизаторов и амортизаторных стоек с измененным положением пружинных чашек и, наконец, стабилизатор поперечной устойчивости — элемент стандартного оборудования «Фелиции» с мотором 1,6 л.

Прежде чем устанавливать все это богатство на автомобиль, познакомимся с «железками» поближе.

«Дизельные» пружины внешне оказались аналогичны «бензиновым». Они ни в какую не пожелали выделиться ни диаметром прутка, ни высотой. Почти патовую ситуацию разрешил подсчет количества витков — при одинаковой высоте меньше их оказалось как раз у дизельной версии. А это уже и заявка на меньший прогиб под нагрузкой, а значит, большую жесткость. Стабилизатор поперечной устойчивости внушает уважение. Даже не верится, что этот хитроизогнутый «лом» диаметром 20 мм предназначен для машинки столь скромных размеров. Ну и, наконец, комплект амортизаторов. Пусть читателя не смущают их ярко-желтая «боевая» раскраска и наклейки «Sporting». По своей сути и характеристикам они близки к стандартным и отличаются лишь более высоким положением пружинных чашек и увеличенным ходом отбоя. А это как раз и требуется, чтобы безболезненно приподнять «Фелицию» над землей.

Теперь посмотрим, как все это повлияет на нашу подопечную, причем не только на геометрические параметры проходимости, но и на надежность управления, комфорт и безопасность.

Напомним о стандартной машине. В нашем случае это хорошо известная читателям ЗР " Шкода Фелиция" 1,3 с кузовом хэтчбек, выпуска конца 1997 года, "обутая" в польские шины Debica Vivo размерностью 165/70 R13. От этого спокойного, с уравновешенным характером автомобиля не ждешь подвоха и провокаций, впрочем, как и чего-то "заводного" и необычного. "Шкода" — как уже не раз отмечалось в ЗР — удобное средство передвижения, которому вы легко простите несколько "ватные" реакции, солидные крены, излишнюю "невозмутимость" в быстрых поворотах. Тем более, что в экстремальных ситуациях автомобильчик держится молодцом, демонстрируя свой неопасный и миролюбивый нрав.

Ничем особенным не выделяется «Фелиция» и по части комфорта. Умеренная вертикальная раскачка на пологих волнах, шумное, с характерными «шкодовскими» постукиваниями прохождение мелких неровностей, откровенная боязнь глубоких ям и колдобин — в общем, на «троечку».

Итак, начнем. Ставим стабилизатор поперечной устойчивости.

Пусть данный факт останется на совести «шкодовских» подвесочников, но сей конструктивный элемент, применяемый в общем-то для коррекции управляемости и устойчивости, в нашем случае в первую очередь повлиял на комфорт автомобиля. В передней подвеске исчезли характерные постукивания. Могучий торсион словно задавил их. «Фелиция» вдруг перестала проваливаться в неглубокие ямки, подпрыгивать и раскачиваться на волнистом асфальте.

Изменения в управляемости тоже весьма значительны, хотя и не столь победоносны. Практически исчезли крены, по крайней мере, при обычной езде. Автомобиль стал быстрее и точнее реагировать на действия рулевым колесом, однако проскальзывания передней оси теперь начинаются раньше и скользит машина наружу поворота дольше.

При выполнении «переставки» контрасты только усилились. Скольжение передней оси породило последующий резкий занос и растянутые колебания. Так что в аварийных ситуациях управлять автомобилем проще не стало.

Теперь пора добавить «дизельные» пружины. «Фелиция» наконец-то на целый сантиметр приподняла «мордочку». Увы, результат практически незаметный. Жесткие передние пружины, смонтированные на стандартные стойки, и стабилизатор поперечной устойчивости, как выяснилось, вещи плохо совместимые.

«Фелиция» в этом варианте комплектации напрочь отказывается менять траекторию, демонстрируя огромное нежелание заезжать в поворот. Странно: в магазине нам так рекомендовали прикупить стабилизатор именно к «дизельным» пружинам.

Демонтируем стабилизатор. Первое наблюдение — автомобиль вновь обрел способность крениться, причем крены умеренны и помогают лучше чувствовать машину. При этом в реакциях «Шкоды» не только наметились точность и цельность, она стала явно лучше входить в поворот, демонстрируя совершенно несвойственный ей темперамент. В общем, машинка, что называется, поехала — и быстро, и эффектно.

Как и положено, все испортила возросшая вибронагруженность. Слегка постукивающий рулевой механизм вдруг так «заговорил», что возникли опасения за его целостность. Ухудшилась и плавность хода. На безобидных пологих волнах появились столь заметные толчки и подбросы, что ехать быстро по ним как-то не тянуло. К положительному можно отнести лишь возросшую энергоемкость подвески — автомобиль перестал бояться ям и колдобин.

Следующий эксперимент — переходим к «высоким» амортизаторам, объединив их с «дизельными» пружинами.

Если говорить о дорожном просвете — это лучший вариант. Передняя часть «Шкоды» приподнялась на 20, а задняя — на целых 25 мм. Уже неплохо. Но плавность хода... Вертикальные перемещения на неровностях вновь будут «вытрясать душу».

Хуже этот вариант и с позиций управляемости. Заметно увеличились крены, появилось «приседание» на нагруженное заднее колесо, возросла склонность к заносу задней оси. Так что восхищаться особенно нечем.

Возвращаемся к стандартным пружинам. Выигрыш в дорожном просвете тает на глазах. По передней оси остался всего-то сантиметр превосходства над стандартом. Сзади, как и можно предполагать, ситуация не изменилась. Зато она изменилась на дороге. Казалось бы, поменяли всего-то одну деталь — пружины, и «Шкода» вдруг сразу укротила свой жесткий нрав, вновь став мягкой и милой. По плавности хода мы вновь практически вернулись к стандарту, с той лишь разницей, что новые амортизаторы уменьшили вертикальную раскачку.

Но, став таковой, «Шкода» тут же вернула себе и все первоначальные «особенности» управляемости. Еще заметнее стали крены, увеличились запаздывания. В обычной жизни к ним можно приспособиться, но на «переставке» отмечается четкое ухудшение предельных возможностей машины. В первую очередь это связано с глубоким, растянутым заносом, переходящим в долгие колебания.

Приходится вновь ставить стабилизатор поперечной устойчивости.

Теперь «лом» заработал несколько интеллигентнее, чем в предыдущих случаях. Он «вылечил» «Фелицию» от чрезмерных кренов, свел к минимуму вероятность появления заноса задней оси. В реакциях «Шкоды» опять появились характер и напористость. Конечно, вмешательство стабилизатора и здесь грубовато, но другого, к сожалению, нет.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

В улучшении геометрической проходимости у «Шкоды-Фелиции» сколь-либо серьезных изменений, увы, достичь не удалось, хотя 10–15 мм спереди и 25 мм сзади — это уже кое-что. Однако для тех, кто сегодня мечтает превратить «Фелицию» во вседорожный автомобиль, альтернативу проставкам найти сложно. Но она есть! Для «Шкоды» уже создан так называемый восточный пакет, позволяющий увеличить дорожный просвет со 135 мм до 175 мм. Теперь это прерогатива новых авто.

В общем, наши поиски небесполезны. Из всего опробованного наибольшего внимания заслуживают амортизаторы с измененным положением пружинных чашек. Вот только при их установке желательно не поскупиться и укомплектовать «Фелицию» еще и стабилизатором поперечной устойчивости. Поверьте, затраты окупятся. Остальные варианты комплектации, пусть более дешевые, так или иначе заставляют идти на более серьезные компромиссы.

Редакция благодарит фирму «Дим+К» за помощь в подготовке материала.

Амортизаторы и амортизаторные стойки для «Фелиции» — «родные» детали подобраны из каталога дополнительного оборудования. Значатся там под номером 00420-428-34841.

Стабилизатор поперечной устойчивости от «Фелиции» с двигателем 1,6 л.

Пружины от дизельной «Шкоды». Их отличие: меньшее число витков и сине-зеленая маркировка.

ЦЕНЫ НА ИСПЫТАННЫЕ ДЕТАЛИ, долл. США

Пружины передние от дизельной версии 60 

Комплект амортизаторов 00420-428-34841 295 

Стабилизатор поперечной устойчивости 63 

ОТ МЛАДШЕГО — К СТАРШЕМУ

Многие детали от VAZ 2110 подходят для машин «восьмого» семейства.

Создавая новые автомобили, конструкторы, как известно, нередко берут за основу детали их предшественников, прошедшие проверку временем. Они, конечно, модернизируются применительно к современным требованиям, но нередко оказываются вполне пригодными для установки на уже выпускаемую серийную продукцию. Классический пример подобной обратной унификации — VAZ 2110 и автомобили «восьмого» семейства. Здесь речь пойдет лишь о двух деталях передней подвески: верхних опорах амортизаторных стоек и стабилизаторе поперечной устойчивости.

Опоры привлекают явно большей, в сравнении с «восьмыми», высотой. Это же находка для любителей задирать кузов автомобиля! Зачем внедрять в стандартную верхнюю опору бесполезную дюралевую шайбу-проставку, когда можно заменить одну деталь, поставив опять-таки родную, заводскую.

Замена стабилизатора поперечной устойчивости и вовсе не требует никаких дополнительных затрат. «Десятый», будучи толще на 1 мм, в сборе прекрасно встает на место стандартного, «восьмого».

Установка опор от 2110 позволила приподнять передок «Самары» на 17 мм. Конечно же, это сказалось на поведении машины. В сравнении со «стандартом» увеличились крены. Автомобиль стал более валким и в результате подрастерял знаменитую точность и четкость реакций, стал «задумываться» над командами водителя.

Теперь в дополнение к опорам поставим и «десятый» стабилизатор. Более мощный торсион сделал свое дело, придав автомобилю практически первоначальную «остроту». Но самое интересное оказалось впереди. Мы удалили «десятые» опоры, оставив лишь более толстый стабилизатор.

Такая комплектация лучше всего пришлась по душе уже разленившейся было редакционной «девятке». Забыв про валкость и чрезмерные крены, она вдруг стала удивительно шустрой и послушной. Теперь машина гораздо охотнее заезжает в поворот, ювелирно откликается на действия рулевым колесом.

Попробуем ехать быстрее — и вновь положительные эмоции. Да, чуть раньше начинает проскальзывать передняя ось, активнее буксует разгруженное в повороте ведущее колесо. Но в целом держать высокую скорость на таком автомобиле можно надежнее, что ли, и прежде всего из-за того, что его лучше чувствуешь.

Думаем, что эксперимент по пересадке «донорских органов» удался. Стабилизатор поперечной устойчивости от VAZ 2110 явно улучшает поведение стандартной «Самары», делая машину удобной и послушной, причем не только на больших скоростях.

С верхними опорами амортизаторных стоек ситуация чуть сложнее. Да, они позволяют увеличить дорожный просвет, но платить за это приходится, как было сказано, возросшими кренами и валкостью. Поэтому мы бы порекомендовали, поднимая машину, не экономить на «десятом» стабилизаторе, благо стоит он в сборе 280–300 руб. Верхние опоры обошлись нам чуть дороже — по 194 руб. за штуку.

Верхние опоры стоек: слева — 2108, справа — 2110.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии