Вариатор — вперед!

ВАРИАТОР — ВПЕРЕД!

]

ТЕХНИКА

НОВИНКИ

Материалы рубрики подготовили Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ВАРИАТОР — ВПЕРЕД!

В обзоре «автоматов» (ЗР, 1999, № 11) упомянуты вариаторы, способные передавать значительный крутящий момент.

Речь идет о разработке «Ауди» для модели А6 2.8, оснащенной двигателем мощностью 193 л. с. с крутящим моментом 280 Н.м. Заманчиво было оснастить такой автомобиль бесступенчатым вариатором, да только никакой ремень, даже наборный стальной, долго не выдержит. В поисках решения конструкторы вспомнили о пластинчатой многорядной цепи. Именно такая и работает в новом вариаторе «Мультитроник», обеспечивая не только передачу значительной нагрузки, но еще и изменение передаточного отношения в диапазоне от 1:2,1 до 1:12,7. Это позволило отказаться от гидротрансформатора, а значит, и от дополнительных потерь мощности. Его место заняло ламельное сцепление с электронным управлением.

Компьютер способен распознать по характеру движения педали газа, какой водитель за рулем — «гонщик» или «экономщик». В последнем случае уже со скорости 60 км/ч вариатор включает режим «овердрайв», то есть занижает передаточное отношение. Но стоит только энергично утопить педаль в пол, как включится спортивный режим.

На «Ауди» разгон происходит при плавно изменяющихся оборотах двигателя, а это исключает неприятный для некоторых водителей эффект «пробуксовывающего сцепления», характерный для обычных систем CVT. Компьютер реагирует включением «пониженной передачи» и на такие тонкости, как наличие прицепа или крутого подъема, необходимость торможения двигателем.

Еще одна возможность умной электроники — это работа в ручном режиме, когда из памяти компьютера извлекаются заранее запрограммированные значения передаточного отношения. В этом случае «автомат» действует как шестиступенчатая коробка передач с последовательным переключением.

Теперь внимательно посмотрим на саму цепь. На фото видны составные штифты, соединяющие звенья. Они-то и передают крутящий момент на конусы вариатора своими торцами. Чтобы исключить проскальзывание, прижим конусов осуществляется сложной следящей гидравлической системой, которая создает в каждый момент необходимое давление от 20 до 60 атм. В результате износ штифтов составляет лишь 0,2 мм за весь срок службы, измеряемый сотнями тысяч километров.

Ну и, наконец: ради чего все-таки вся эта дорогостоящая затея? Новая «Ауди» расходует на 0,9 л/100 км меньше топлива, чем с традиционным «автоматом», и на 0,2 л меньше, чем с механической пятиступенчатой коробкой передач. При этом разгон до «сотни» занимает соответственно на 1,3 с и на 0,1 с меньше времени. Вот теперь можно сказать: есть «автомат», не ухудшающий, а улучшающий динамику и экономичность автомобиля!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии