Меч оралу — товарищ

МЕЧ ОРАЛУ — ТОВАРИЩ

]

ТЕХНИКА

НА ПОКАЗ

МЕЧ ОРАЛУ — ТОВАРИЩ

«Перекуем мечи на орала!» — звучит, конечно, жизнеутверждающе. А ну как завтра супостат какой-нибудь объявится? Обратно ковать будем? Можем не успеть, да и накладно. Вот бы такой инструмент придумать, чтобы помахал им, помахал, а потом оглобли пристегнул — и ну пахать-боронить.

Юрий НЕЧЕТОВ

Сказка, конечно, ложь да в ней намек — одна и та же техника, но в разных модификациях может решать задачи и военные и хозяйственные. Польза от этого обоюдная: «гражданка» получает надежный, мощный транспорт, способный решать сверхсложные задачи в условиях бездорожья при температурах от —50 до +50°С, военное же ведомство — снижение себестоимости машин, выпускаемых крупной серией. Важно и то, что отпадает надобность в специальной подготовке водителей, а также упрощается ремонт — в случае чего, запчасти можно найти в любом автопарке. Именно такой автомобильной технике двойного назначения был в этом году посвящен показ на полигоне 21-го НИИ Минобороны в подмосковных Бронницах, причем не только на стоянке, но и в действии.

Правили бал здесь полноприводные вездеходы. Продукция Ульяновского автозавода известна читателям достаточно хорошо. Отметим лишь новинку — УАЗ на огромных пневматиках сверхнизкого давления «Трекол». Горьковский автозавод показал замену устаревшему бензиновому ГАЗ-66 — дизельный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,3 т, семейство многоцелевых плавающих «водников» ГАЗ-3937 с невероятным дорожным просветом 475 мм, а также похожий на «Унимог» экзотический «Севар-3901» с четырьмя управляемыми колесами. АМО «ЗИЛ» представил двухосный ЗИЛ-4327 грузоподъемностью 2,5 т и трехосную четырехтонку ЗИЛ-4334, предназначенную для замены ЗИЛ-131.

В классе тяжелых грузовиков конкуренция обострилась — до сих пор стоящие на вооружении КрАЗы и МАЗы ныне стали иномарками и, по большому счету, нуждаются в замене. Дело тут не в квасном патриотизме, а в простой логике — боеспособность армии, по возможности, не должна зависеть от импорта, пусть даже из самого ближнего зарубежья. Да и деньги и рабочие места останутся дома. Что касается «возможностей», то отечественные заводы продемонстрировали их весьма убедительно. КамАЗ выгнал целый табун «мустангов» грузоподъемностью 4–10 т. Еще более широкая гамма у Уральского завода: двухосный «Урал-43206» на 6 т и длиннобазный «Урал-4320-0311-30» на 10 т груза; четырехосные грузовой «Урал-5323» на 12 т и седельный тягач «Урал-5423» для автопоезда полной массой 39 т.

Новые образцы были показаны в классе тяжелых тягачей и специальных колесных шасси (СКШ).

Четырехосный седельный тягач КЗКТ-7428 для работы с полуприцепами грузоподъемностью 45–75 т или прицепами до 200 т (например, буксировка самолетов) продемонстрировал Курганский завод колесных тягачей (ныне ОАО «Русич»). Еще одно предприятие — Брянский автомобильный завод представил трехосный седельный тягач БАЗ-6402. Здесь разработаны также СКШ с колесной формулой 10х8 и 12х12. Минский завод колесных тягачей, остающийся лидером в супертяжелом классе, привез четырехосное шасси МЗКТ-7930, предназначенное для замены МАЗ-543.

Нет сомнений в том, что названная здесь техника может найти применение и в мирной жизни. Где? А там, где нет дорог — у геологов, нефтяников, газовиков. Уж чем-чем, а бездорожьем мы обеспечены лучше, чем Европа автострадами. Да и у строителей с монтажниками иногда возникает нужда перевезти что-нибудь очень тяжелое: то турбину, то реактор — тут мощный тягач и сгодится.

Другой подход к проблеме двойного назначения иллюстрировала БПМ-97 — бронированная пограничная машина, разработанная совместно КамАЗом и МГТУ им. Баумана. Опыт локальных военных конфликтов обнаружил пустующую нишу между бронетранспортером и «уазиком». Эта «рабочая лошадь войны» может оказаться незаменимой в зоне боевых действий и пограничных конфликтов, для сопровождения автоколонн, обеспечения действий маневренных групп и миротворческих сил. Основное ее достоинство — максимальное использование камазовских узлов и агрегатов, что обеспечивает низкую себестоимость (всего-то вдвое дороже КамАЗ-4350) и высокий ресурс (270 тыс. км). В бронекорпусе может быть размещено различное оборудование весом до 2 т, а в башне — тяжелый пулемет, скорострельная пушка или зенитный комплекс.

В общем, как видим, при разумном подходе можно иметь вполне органичное сочетание «гражданского и военного назначения» и даже их взаимодополнение: поставил ручки с одной стороны — получился плуг, пристроил с другой пулемет — вот тебе и секира.

БПМ-97: экипаж — 3 чел.; десант — 9 чел.; колесная формула — 4х4; боевая масса — 10,5 т; масса буксируемого прицепа — 5 т; мощность двигателя — 220 л. с.; максимальная скорость — 90 км/ч; запас хода — 1100 км; дорожный просвет — 365 мм; глубина преодолеваемой водной преграды — 175 см.

Семейство многоцелевых «мустангов» повышенной проходимости производства КамАЗ широко унифицировано по основным узлам и агрегатам.

КамАЗ-4350: колесная формула — 4х4; снаряженная масса — 7,9 т; грузоподъемность — 4 т; масса буксируемого прицепа — 5 т; мощность двигателя — 240 л. с.; максимальная скорость — 100 км/ч; запас хода — 1000 км.

КамАЗ-5350: колесная формула — 6х6; снаряженная масса — 9,2 т; грузоподъемность — 6 т; масса буксируемого прицепа — 6 т; мощность двигателя — 260 л. с.; максимальная скорость — 100 км/ч; запас хода — 1000 км.

КамАЗ-6350: колесная формула — 8х8; снаряженная масса — 11,9 т; грузоподъемность — 10 т; масса буксируемого прицепа — 12 т; мощность двигателя — 360 л. с.; максимальная скорость — 95 км/ч; запас хода — 1000 км.

«Урал-4320-10» с локальным бронированием от стрелкового оружия. Оборудован на заводе «Муромтепловоз» бронеэкранами для защиты грузовой платформы, двигателя, топливных баков, аккумуляторных батарей и кабины, на которой также установлены бронестекла. Общая масса брони — 1200 кг.

ДТ-4П: снаряженная масса — 10 т; грузоподъемность — 4 т; масса буксируемого прицепа — 7 т; удельное давление на грунт — 0,2 кгс/см2; мощность двигателя — 300 л. с.; максимальная скорость — 55 км/ч; запас хода — 500 км.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии