Балаковские "резинки"

БАЛАКОВСКИЕ «РЕЗИНКИ»

]

ЭКОНОМИКА

СДЕЛАНО В РОССИИ

БАЛАКОВСКИЕ «РЕЗИНКИ»

Крупнейший российский производитель автомобильных «резинок» получил сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001.

Михаил КОЛОДОЧКИН. Фото Владимира Трусова

Сегодня вполне можно прилично зарабатывать безо всяких сертификатов — чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на автомобильную барахолку. Тем не менее в начале сентября 1999 года из Германии в Россию прибыла группа экспертов компании TUV CERT. INTERCERTIFICA, приглашенная в далекий волжский городок руководством предприятия «Балаковорезинотехника». Пять дней дотошные немцы скрупулезно изучали, осматривали, беседовали, подсчитывали и солидно кивали головами — «Гут, зер гут!». Проведенный ими сертификационный аудит на соответствие системы качества предприятия требованиям международного стандарта ISO 9001 завершился выдачей «охранной грамоты» — сертификата соответствия.

Какие же аргументы выложили на стол балаковские химики? Чем смогли завоевать доверие видавших всякое германских экспертов? Но сначала о самой «Балаковорезинотехнике».

ОБ УВОЛЬНЕНИЯХ, НЕВЫПЛАТАХ И СОКРАЩЕНИЯХ

На предприятии работает около десяти тысяч человек, из них 500 принято в текущем году. За всю эпоху недоразвитого капитализма ни один специалист не убежал на сторону. Рабочий получает до двух с половиной тысяч рублей, начальник крупного цеха — от четырех до восьми. «Балаковцы» сделали ставку на многопрофильность производства — и не ошиблись.

Номенклатура выпускаемых изделий давно зашкалила за 3000, а фраза «не могу» здесь приравнивается к нарушению трудовой дисциплины. Когда Югославия прекратила поставки полок багажника для VAZ 21213, то в Балаково сделали такую же... Понадобились уплотнители порога на VAZ 2110 — научились «соединять несоединимое»: твердый материал с мягким. Для шумной «Газели» создали шумопонижающие коврики на пол. Любопытно, что самым тяжелым в создании таких ковриков оказался всероссийский поиск... тряпок, которым предстоит превратиться в шумоизоляцию. Моноблоки для будущих аккумуляторов уходят в Аткарск, Саратов и Подольск. А еще здесь делают пластмассовые газовые трубы, которыми выложена добрая половина Саратовской области — чуть дороже металлических, зато 50 лет без ржавчины... Вторую половину области можно покрыть балаковской парниковой пленкой и опоясать шлангами из ПВХ — дачники охотно берут и то и другое. Поливая помидоры, не забудьте надеть балаковские непромокаемые сапожки...

По общему объему производства «Балаковорезинотехника» конкурентов не имеет — и не только в Европе... А вот

КАК ДЕЛА С КАЧЕСТВОМ?

Про сертификат, выданный немецкими экспертами, мы уже упоминали — это, своего рода, Гран-при. Добавим ряд призов с различных международных выставок — получится полноценная «бочка меда». А раз так, то должна быть и «ложка дегтя»...

Начнем с так называемой некондиции — желающих получить «почти хороший товар» по дешевке хватало при всех властях. Полтора года назад некондиция была объявлена вне закона — объединение устало разбираться в причинах попадания на конвейеры ВАЗа, ГАЗа и КамАЗа плохих изделий, увенчанных балаковской ладьей. Поэтому любые попытки сделать «шаг влево, шаг вправо» от чертежа караются сурово — такая продукция уничтожается физически, а бракодел — морально.

Проверок «лояльности режиму» здесь множество. Тормозные шланги испытывают на герметичность, на разрушающее давление, на объемное расширение, на пульсирующее давление, на вращение, на солевой туман. Их режут ножом, пропитывают водой и вновь подвергают тем же «пыткам». А еще есть термостатирование, мороз, озон... Сальники проверяют на диаметральную усадку, на разностенность и долговечность, щетки стеклоочистителей — на старение, объемное расширение, долговечность. Достается и злополучным ремням всех мастей: хочешь жить — умей вертеться. Даже такие «фитюльки», как вентили для бескамерных шин, обязательно проверяют на герметичность.

Хитроумных технологических изюминок здесь множество — например, облой с резиновых деталей убирают по методу Деда-Мороза: купают их в жидком азоте. Знакомство с температурами порядка минус 90 — минус 100 градусов приводит к тому, что вредный облой просто отваливается, оставляя рабочую поверхность в идеально чистом состоянии. Никакой кооператив этого сделать не сможет.

И все же, почему продукция, изготовленная по тщательно продуманной технологии и испытанная самыми изощренными способами, встречается нам в торговых точках безо всякой упаковки и, как правило, извлекается продавцом из огромного грязного ящика? Да, львиная доля балаковских изделий поступает непосредственно на заводы, которым больше подходят контейнеры, а не полиэтиленовые пакетики, но ведь частнику от этого не легче. Ответ заводчан выглядел неожиданно — выбирая между упаковкой товара и его ценой, наш покупатель предпочитает последнюю!

Отправленные в торговую сеть упакованные балаковские «резинки» перестали пользоваться спросом, поскольку оказались чуть-чуть дороже! Красиво упакованному фирменному ремню часто предпочитают тот, что подешевле. Тем не менее в ближайшее время проблема с упаковками будет решена — все-таки вышли на европейский уровень...

Экспорт для балаковцев — дело привычное. В послужном списке — Греция, Венгрия, Болгария, Голландия, Франция и т. п. Однако именно полученный сертификат дает возможность не ждать заказ со стороны, а предлагать свои возможности любому солидному иностранцу, воспитанному на ремнях «Бош» и покрышках «Пирелли». А если выяснится, что нужного производства в Балаково пока что нет, то его создадут. В конечном итоге, это будет выгодно и директору, и уборщице.

ХОРОШЕЕ ДЕЛО БРАКОМ НЕ НАЗОВУТ

Так как все-таки отличить подделку от оригинального балаковского изделия? Местные «резиновых дел мастера» элементарно определяют «липу» по запаху, однако для этого нужно нюхать шланги и ремни не один десяток лет, а также не бояться простуды. Простым смертным нос не поможет — придется внимать советам бывалых.

Возьмем гидротормозной шланг, точнее — рукав. Помимо товарного знака (см. фото на заставке), на нем должны быть четко проставлены год и квартал его изготовления, а также символ DOT, свидетельствующий о прохождении международных испытаний на безопасность. Аналогичный символ нанесен на пластмассовое колечко, сквозь которое продевается шланг перед сборкой — в Балаково колечки красного цвета. Коллеги с «Волжскрезинотехники» предпочитают синий цвет.

При покупке формованного изделия, например чехла для ШРУСа, изучаем год выпуска, который обозначается датой изготовления пресс-формы (двузначное число) и количеством прошедших с той поры лет (каждый год — одна точка). Например, обозначение 97.. соответствует 1999 году. После этого чехол можно как следует помять — балаковский товар не подвержен остаточной деформации и легко восстановит прежнюю форму. Естественно, что никаких сквозных дырок на внутренних сгибах быть не должно.

И еще одно традиционное пожелание. Старайтесь при возможности приобретать изделия только в фирменных магазинах. Кстати, в состав холдинга «Балаковорезинотехника» входит Торговый дом БРТ...

Пора домой — до Москвы более тысячи километров. Не будем утверждать, что балаковские изделия — лучшие в мире: «Бош» может обидеться. Но в том, что они хорошие — сомневаться не стоит.

Заместитель директора предприятия Бизюков Д. Н.: «Если сегодня выяснится, что у нас нет нужного производства, то завтра мы его создадим».

Призы.

А вам — слабо?!

1. Не выбрасывайте тряпки — это дефицит!

2. «Белые» аккумуляторы, конечно, симпатичнее, зато «черные» дешевле.

3. Трудно быть шлангом...

4. Если в цех привезли жидкий азот, то кому-то придется в нем искупаться.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии