"правый руль" из приморья: прогноз утешительный

«ПРАВЫЙ РУЛЬ» ИЗ ПРИМОРЬЯ: ПРОГНОЗ УТЕШИТЕЛЬНЫЙ

]

ЭКОНОМИКА

ВЫГОДНО?

«ПРАВЫЙ РУЛЬ» ИЗ ПРИМОРЬЯ: ПРОГНОЗ УТЕШИТЕЛЬНЫЙ

Не исключено, что в начале будущего тысячелетия Владивосток может снова стать российской «автомобильной Меккой».

Игорь МОРЖАРЕТТО

Жители Владивостока давно уже в ближайшие к городу леса не ходят, потому что все их опушки буквально забиты... старыми автомобилями. Да что там — вдоль обочин многих городских (!) дорог в два-три этажа громоздятся проржавевшие автомобильные кузова.

В самом деле, куда их девать? Системы утилизации машин в Приморье, как и вообще в России, не существует, а самих легковушек здесь куда больше, чем в любом другом регионе страны. На 800 тыс. жителей краевого центра, к примеру, зарегистрировано 430 тыс. легковых автомобилей (на 8 млн. москвичей — всего 1,9 млн.). Более 70% машин с «двадцать пятыми» номерами Приморского края — естественно, праворульные «японки» (для сравнения — в Москве иномарки составляют всего 19% автопарка). Престарелые «волги», «жигули» и «москвичи» выглядят на улицах Находки и Владивостока как пришельцы из другого мира. Недавно один из руководителей краевой ГИБДД, принимая от руководства края в подарок несколько новых «самар», попытался сесть за руль через... правую дверь. Никто из присутствующих не удивился и не засмеялся.

ВТОРОЙ ШАНС

В Стране восходящего солнца система налогообложения и законодательство подталкивают гражданина ездить только на новой машине. Исполнилось ей пять лет — продавай! Чем старше автомобиль, тем выше налог, дороже техобслуживание и техосмотр. Таким образом государство стимулирует автомобильную промышленность и заботится об экологии самой густонаселенной страны мира. А от Владивостока до Японии — всего сутки морем. Порты Тояма и Майдзуру, согласитесь, гораздо ближе, чем Тольятти или Нижний Новгород — до них поездом ехать неделю надо...

В 1990 году во «Владике» (так любовно называют город его жители) было зарегистрировано 15,5 тыс. «японок», а в 1994-м — уже 132 тыс. В следующем, 1995-м, ввели новые таможенные пошлины и в течение двух лет в город ввозилось «всего» по 120 с небольшим тысяч автомобилей с правым рулем. В 1997-м, рекордном году завезли почти 160 тыс., а потом случился кризис, и в печальном 1998-м через местные порты прошло всего-навсего 80 тыс. машин.

Цифры эти могли быть и заметно больше, потому что праворульные «японки», кроме дальневосточников, понравились и сибирякам, а потом и жителям Урала, Центральной России. Не только кризис и драконовские таможенные платежи стали на пути дешевого «секонд-хэнда» из Японии, но и недальновидность приморских чиновников, бизнесменов и... бандитов, которые, кажется, действовали по одной схеме.

Когда два года назад корреспондент ЗР отправился во Владивосток за вседорожником " Ниссан Террано" (ЗР, 1997, № 12, "В Приморье за "японцем"), "накрутка" на машину, купленную в Японии, во владивостокских автосалонах и на рынках составляла сто и более процентов. Чтобы отправить автомобиль на Большую землю по железной дороге, нужно было неделями ждать оказии, да и обходилось это в 1,5–2 тыс. долл. Тех же, кто решался гнать машину своим ходом, ждали испытания, по сравнению с которыми приключения Индианы Джонса — просто игра в "морской бой". Мало того, что от Биробиджана до Читы летом дороги нет вовсе (можно проехать только зимой, по замерзшим руслам рек), так еще случалось, что на проходящие машины нападали "ребятки" с бритыми затылками. Перемещаться по этим местам было можно, только сбившись в колонну. И, не приведи Господь, отстать... Словом, жителя Центральной России или Сибири, решившего все-таки отправиться в Приморье за иномаркой, провожали как на фронт. Вкупе с периодическими обещаниями правительства запретить эксплуатацию "праворульных" машин в России все это стало надежным заслоном на пути японского "секонд-хэнда" в страну.

Потом грянул кризис, который обанкротил российские банки и миллионы наших сограждан, и практически обрушил рынок подержанных иномарок. В первые 6 месяцев после этого спрос упал чуть ли не до нуля. Но спустя год, как ни странно, именно кризис дал Владивостоку второй шанс стать нашей «автомобильной Меккой», и грех этим не воспользоваться.

ГОРОД-РЫНОК

Сегодня, если вы решились на покупку подержанного автомобиля с правым рулем, можно запросто съездить в Японию. Одноразовая виза плюс место в каюте для вас и на палубе — для вашего авто вкупе с удовольствием два дня побегать по авторынкам в Тояме или Майдзуру обойдется в $700–800 (в зависимости от срочности оформления визы), а все путешествие займет около недели (тут играет роль погода на море). С одной стороны, конечно, плюс, что можно самому выбрать машину, а вот с другой — сплошные минусы.

В последние годы на рынке автомобильного «секонд-хэнда» японских торгашей почти вытеснили выходцы из Пакистана. В отличие от болезненно честных аборигенов, эти стараются жульничать в любой ситуации, во многих случаях притворяясь, что по-английски ни бум-бум. По-японски — пожалуйста, на урду — с удовольствием. А кто знает, как на урду будет «реальный пробег автомобиля»? Или — то же самое на японском? То-то. Кроме того, жизнь на островах ох какая дорогая, и самый скромный обед обходится в 20 «зеленых». Так что лучше доверить покупку автомобиля моряку — профессиональному перегонщику автомобилей. Он и продавцов знает, может заказать необходимые модели заранее, и торговаться умеет, и покупает обычно сразу несколько машино-мест на корабле — так дешевле. Виза в Японию владельцу «паспорта моряка» тоже не нужна.

Во Владивостоке сегодня немало автомагазинов, фирм и частников, которые даже без предоплаты готовы пригнать автомобиль «под заказ». Срок ожидания — 7–14 дней. Но в любом случае за машиной поедет моряк-одиночка: крупные фирмы, которые в прошлые годы пытались завозить подержанные машины оптом, закрылись — задавили непомерные налоги. Дорогие машины ввозят пока по-прежнему «под льготы» (все местные газеты полны объявлений типа «куплю льготу» или наоборот — «продам льготу»), среднего и малого класса — по новым правилам (0,85 евро за 1 смз).

Побывать в столице Приморского края и не посетить знаменитый рынок «Зеленый угол» — значит, не увидеть ничего. И хотя в городе подержанными автомобилями торгуют буквально на каждом углу, «Зеленый» все равно потрясает количеством и качеством предлагаемых машин. Расположился он на нескольких сопках на окраине города, но выставленные на продажу машины занимают еще и все прилегающие дороги. Их — многие тысячи, белых, красных, черных, синих, на любой вкус и размер. Машинку среднего класса начала 90-х можно купить за тысячу-две «зеленых», какая-нибудь " Тойота Корона" 1994–1995 гг. (аналог известной в Европе "Карины Е") обойдется в 4–5 тыс., а "навороченный" "Краун" 1995 года отдают за 8 тыс. Но, если поторговаться, цену можно сильно снизить.

Сегодня на «Зеленом углу» предлагают и немало корейских машин. Но, несмотря на низкие цены и нормальный, левый руль, спрос на них невелик.

На рынке работают несколько комиссионных автомагазинов, и проверить машину на угон, оформить покупку — дело нескольких минут. Если надо — автомобиль доставят на железнодорожную станцию и отправят в любой уголок России.

Что же до криминала... Продавцы на рынке и в магазинах заверяют, что в последние годы стало намного меньше «наездов» на покупателей. Конечно же, магазины выплачивают долю своей прибыли неким «крышам», но зато имеют гарантированную защиту.

Это в беседе подтвердил один из руководителей краевого управления ГИБДД, подполковник Василий Мелещенко: «Дикий базар постепенно превращается в цивилизованный рынок. Машины, конечно, воруют, но в основном — на запчасти: за пределы края их просто так не вывезти. В прошлом году пытались провезти из Японии партию в 300 угнанных автомобилей, часть таки ушла в Сибирь, но с тех пор мы контроль ужесточили...»

Подтверждением слов подполковника об упорядочении рынка может служить хотя бы то, что «Зеленый угол» имеет даже свой сайт в Интернете, и, сидя где-нибудь в Тамбове, можно узнать приморские цены на машины, проконсультироваться об услугах, выяснить телефоны дилеров и т. д. 

НА ЗАПАД!

Доставкой купленного в Приморье автомобиля сегодня занимается несколько фирм. Их реклама — на самых видных местах, на страницах всех местных газет, а вместе с входным билетом на «Зеленый угол» за 1 рубль вам вручают рекламные листовки с их адресами, телефонами и стоимостью услуг.

Транспортировка автомобиля среднего класса до Москвы в «сетке» (специальном крытом двухъярусном вагоне, по бокам прикрытом сеткой) с охраной и страховкой в августе прошлого года подешевела в четыре (!) раза и обойдется в 9800 руб., в полностью закрытом вагоне — 12–14 тыс. руб., контейнере — около 20 тыс.

Подсчитаем: перелет от Москвы до Владивостока и обратно — 11–11,5 тыс. руб., проживание в гостинице — 200–300 руб. в сутки. Учитывая, что сами машины намного дешевле европейских аналогов (притом оснащены порой лучше последних), покупка окажется весьма выгодна. Один только совет: если вы живете значительно западнее Приморья, лучше брать автомобиль, имеющий аналог с «нормальным», левым рулем. Скажем, " Тойота Калдина" — праворульный вариант "Карины Е" с кузовом универсал, "Тойота-Виндом" — трехсотого "Лексуса" и т. д. А вот "Тойота-Марк 2" или " Ниссан Скайлайн" при всей своей привлекательности "леворульных" аналогов не имеют, и с запчастями в будущем могут быть проблемы (не ездить же за ними на Дальний Восток!). Кроме того, в той же столице уже несколько фирм специализируются на "переброске" правого руля налево, но берутся, естественно, только за те машины, у которых в Европе есть "братья-близнецы".

Руководители краевого таможенного управления прогнозируют большой рост ввоза подержанных иномарок среднего класса (с отменой таможенных льгот везти дорогие машины станет невыгодно). И если приморские власти и бизнесмены второй раз не «наступят на грабли», в 2000 году Владивосток может снова стать российской «автомобильной Меккой». Увы, дурости и жадности у нас — в избытке. Вот портовое начальство во Владивостоке уже решило заработать «быстрые деньги» и так подняло портовые сборы, что большинство кораблей теперь разгружается в Находке, Ванино и Славянке. Если за портовиками «подтянуть цены» решат железнодорожники, дилеры и прочие, «Мекки» вполне может не случиться.

На ближних подступах к «Зеленому углу». Что же выбрать?

Хорошо живем! Обочины дорог в городе забиты брошенными старыми машинами.

Подержанные машины из Японии ввозят на паромах, пассажирских судах, танкерах, сейнерах... Военно-морской флот — пока в стороне.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии