Рвутся и гнутся

РВУТСЯ И ГНУТСЯ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

РВУТСЯ И ГНУТСЯ

— Простите, тросики ручника на «Самару» чьего производства?

— А какие вам нужны?

Михаил КОЛОДОЧКИН

Честные глаза продавца излучают готовность немедленно предложить мне именно то, что я ищу. Захочу урюпинские — будут урюпинские, заикнусь насчет козлодоевских — отыщут и такие. Выбор богатый: одни — черненькие, другие — гладенькие, третьи — с прорезями на наконечниках. А документы — как у кота Матроскина: усы, лапы да хвост.

«Благополучные буржуи» посмеиваются — немецкий ATE и английский Quinton Hazell продаются в фирменных упаковках, а при необходимости могут и автограф на оболочке троса предъявить. У наших ничего этого нет, зато они впятеро дешевле — убедительный аргумент в пользу «иванов, не помнящих родства».

Что ж, испытаем и те, и другие. Компанию иностранцам составили пятеро соотечественников — «великолепная семерка» направляется на экспертизу в лабораторию тормозных систем НАМИ. «Нашим» предстоит опознание личности, а всем вместе — измерение длины и проверка качества заделки наконечников.

Внешний вид троса для «Самары» показан на рисунке.

Трос «одет» в многослойную оболочку, которая крепится к щиту тормозного механизма сзади и входит в гнездо кронштейна днища кузова спереди. При этом она дополнительно опирается на два кронштейна рычага задней подвески и на кронштейны кузова. Такое «многоточечное» решение обеспечивает свободное перемещение троса и предохраняет его от повреждений. Установленная в задней части изделия пружина при растормаживании возвращает трос в исходное состояние.

Если техническая часть испытаний была отработана давно и особых сложностей не вызывала, то выявление родословной проходило очень тяжело. Формально можно было сразу объявить все безымянные тросики бракованными, но... Мы живем в России и прекрасно понимаем, что импорт по карману далеко не всем «самарцам». Поэтому каждого «бомжа» исследовали чуть ли не с лупой в руках в надежде отыскать «родимое пятно» производителя. В итоге помогла случайность — в одном из тросиков эксперты признали уроженца ООО «ОСПАЗ» из Орла, благо партия таких изделий как раз проходила у них лабораторные испытания. Остальных опознать не удалось.

Дальнейшие события показали, что «все — к лучшему». Действительно, что может быть проще, чем измерение длины троса? Нужно его натянуть и приложить линеечку — должно получиться 1623±3 мм... Один нюанс — согласно стандарту растягивающее усилие должно составлять 320 кгс. Напоминаем, что в экспертизе участвуют по три троса каждого вида. Начали!

Приглашается команда № 1. Трах! Первый же трос выскакивает из наконечников при усилии всего лишь 228 кгс... Ставим второй — та же история при 251 кгс, пробуем третий — тот же результат. Вызываем команду № 2 — нет, длину нам сегодня не измерить... 205 кгс — это даже не брак, а издевательство... Или, может быть, и так сойдет? Нет, все же это изделие, входящее в состав важнейшей системы автомобиля...

Принимаем окончательное решение — «бомжи» дисквалифицируются. Нельзя покупать эту дрянь, как бы пусто ни было в кошельке. Из семи команд остаются три — вступиться за поруганное Отечество теперь может только ООО «ОСПАЗ».

С робкой надеждой вставляем первый «орловский» тросик в приспособление, лишившее жизни их коллег. Прикладываем 320 кгс — вес взят! Наконец-то можно измерить длину — получается 1617 мм. Проверяем второго «орла» — 1616 мм. Третий откровенно порадовал — его 1620 мм уложились в требования чертежа, хотя и с трудом. Итого — один из трех: плоховато... Впрочем, отклонения в 3–4 мм нашего человека не испугают — мы привыкли удлинять, подкладывать и приспосабливать.

Проверка «иностранцев» сенсации не принесла. «Немцы» дружно продемонстрировали 1622 мм, «англичане» позволили себе разброс от 1622 до 1623 мм. Остается проверить усилие вырыва тросов из наконечников — при 400 кгс они должны оставаться на месте. «Фирмачи» отработали спокойно — эксперты даже рекомендовали при очередном техобслуживании установить любой из них на автомобиль вместо штатного. «Орлы» также не подвели, однако подобной рекомендации не удостоились.

Так какие же тросики можно ставить на «Самару»? Импортный хорош во всех отношениях, но платить за него 600–800 рублей все-таки жалко. Может быть, махнуть в Орловскую область — там даже «левый» товар может оказаться неплохого «розлива». Или подождем, пока отечественный тросик обретет фирменную упаковку и подрастет на несколько миллиметров?

Так выглядит трос ручника для «Самары». Стрелками А и Б отмечены места заделки наконечников — эпицентры брака.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии