Мы ждем тебя!

МЫ ЖДЕМ ТЕБЯ!

]

РЫНОК

ОХОТА НА ПОКУПАТЕЛЯ

МЫ ЖДЕМ ТЕБЯ!

Продавцы запчастей ведут борьбу за клиента.

Антон УТКИН. Фото Александра Полунина

В МОСКВУ...

Былые наши обзоры столичного рынка запчастей напоминали гимны торговле под открытым небом — ни один магазин не мог предложить автолюбителям такого многообразия деталей по умеренным ценам. Казалось, скоро в каждом городке появится пятачок, где предприимчивые граждане разложат на лотках сотни кому-то очень нужных железок и резинок — ведь именно частник каким-то только ему известным чутьем ощущает спрос. Мы ошибались: за какие-нибудь три года все кардинально изменилось — мелкие рынки, особенно в экономически неблагополучных регионах, отмирают один за другим, а торговля в столице обретает цивилизованную основу.

Сегодня в Москву за запчастями едут не только оптовики, но и просто автолюбители из близлежащих областей. Пожалуй, только в столице можно наверняка достать нужную деталь, и не только к разбавившим наш автопарк «шкодам», «кореянкам», но и, как ни странно, к «москвичам», «волгам» и «тавриям»: ни один нормальный торговец не повезет сегодня столь специфичный товар в провинцию — спрос мизерный.

ТОРГУЕМ ДЛЯ ВСЕХ

Итак, что увидит приезжий автолюбитель, попав в Москву 2000 года? Прежде всего — относительно ровные цены на запчасти. Практически не осталось авантюристов, заламывающих вдвое за обыкновенный диск сцепления к «Самаре» (дескать, тому, у кого машина висит на подъемнике разобранная, некогда искать дешевле...). Теперь торговать «для всех» стало выгоднее, поэтому, увидев искомый диск в богато отделанном магазине в центре Москвы, можете брать не сомневаясь — цена если и превышает рыночную, то максимум на двадцать процентов.

Откровенный брак, сулящий магазину возврат товара и потерю покупателей, сейчас редкость, но «продуктов упрощенных технологий», сработанных по принципу «а что ж вы хотели за такие деньги?», хоть отбавляй. Раньше только на рыночных развалах, а сегодня и в солидных магазинах принято выставлять на витрине однотипные запчасти разных производителей. Например, сразу шесть «жигулевских» шаровых опор: тольяттинскую, белорусскую, воронежскую, турецкую, итальянскую и немецкую. Цены порой отличаются намного, и покупателю это импонирует — торговля дает выбор.

«РЕЖИМ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ»

Но и огромным ассортиментом деталей сегодня никого не удивишь, поэтому магазины стараются выделиться среди конкурентов цивилизованным способом — создавая покупателям «режим наибольшего благоприятствования». Ну, например, обустроив перед входом большую бесплатную парковку, где можно оставить машину, не боясь, что ее угонят или заденут в толчее бампером. Или разделив торговый зал на несколько отделов со своими продавцами и кассами, чтобы клиенты не стояли в очередях. А то и вовсе выдумают свою, особую систему торговли, рассчитывая, что она привлечет покупателей. Скажем, фирма «Кэмп» предлагает в своих магазинах некий торговый конвейер. Вначале посетитель обращается к консультанту — тот подскажет, какие детали подойдут к его машине. После этого клиент находит запчасти на витринах и списывает их обозначения с ценников. Затем обращение к кассирше, которая, определив по компьютеру наличие нужных деталей на складе, выбивает чек. И наконец, последнее — получение оплаченного товара у кладовщика.

Преимущества такой организации для хозяев магазина очевидны: минимум персонала и постоянный учет всего, что осталось на складе, вплоть до последней гайки. Но для покупателя хоть и дешевле, но не всегда удобнее. Если в магазине людно, приходится отстаивать две-три очереди, да и товар иногда хочется повертеть в руках перед покупкой, а тут это исключено.

КТО ЗА ПРИЛАВКОМ

В последнее время конкуренция заставляет тщательно подбирать персонал — ведь покупатель запоминает именно ту торговую точку, где ему терпеливо и грамотно ответили на вопросы, а то и отговорили от ненужной покупки.

Вышколенный персонал торгует запчастями в крупнейшей московской сети автомагазинов, неофициально прозванной «Большой Синдикат». В самых крупных ее салонах (например, в Гольяново, на Перовском рынке и в Медведково) могут одновременно работать свыше двух десятков квалифицированных продавцов-кассиров. «Синдикатовскую» систему торговли сейчас переняли многие — она удобна и для бывалого, и для неопытного покупателя. Первый сразу идет в нужный отдел (запчасти разложены по группам: к двигателю, электрооборудованию, тормозам и т.д.) и, найдя нужную деталь на витрине, тут же ее покупает. Новичок или «чайник» обращается к любому из продавцов, тот «прокладывает маршрут», и, пройдя по нему, клиент набирает детали по списку своего автослесаря. Расторопные продавцы не только поймут с полуслова, но и расшифруют чужие каракули.

Есть и менее удачные системы — например, когда покупатель совершает три действия: выписывает у продавца чек, идет в кассу оплатить запчасти, а затем снова к продавцу.

Впрочем, все это касается только владельцев российских машин.

А КАК С «НЕНАШЕНСКИМ» ТОВАРОМ?

Иномарочникам не до капризов — при покупке запчастей им приходится тратить либо много денег, либо много времени, а порой и то и другое. Конечно, просадить пару сотен долларов дело не хитрое — приехал на фирменный сервис для замены, скажем, тормозных колодок и тебе все сделают. Если же деньги достаются нелегким трудом, запчасти приходится покупать самому. А у торговцев здесь свои методы работы. Самый популярный — заказ деталей с предоплатой: минимум хлопот и никакого коммерческого риска. Арендованная комнатка с компьютером и телефоном, менеджер без особых автомобильных познаний, реклама в газету и... можно богатеть. Большинство подобных контор даже не утруждают себя работой с дилерами производителей, а получают так называемые оригинальные запчасти со складов автомобильных фирм по наивысшим ценам. Вычислить таких любителей непыльной работы просто — они обязательно спросят идентификационный номер автомобиля (значит, торгуют по электронному каталогу фирмы). А вот если интересуются объемом мотора или моделью кузова — значит, работают с каталогами специализированных фирм и умеют доставать запчасти втрое-вчетверо дешевле оригинальных — с ними стоит иметь дело.

Но в любом случае продажа с предоплатой неудобна: ждать приходится несколько дней, а то и недель. К сожалению, пока мало кто из торговцев умеет предвидеть спрос, даже те, кто держат полноценные магазины, заваленные запчастями к иномаркам. Вот, скажем, в известных магазинах АККС в Донском проезде и «Кэмп» на Симферопольской трассе ассортимент запчастей огромен, да и цены самые низкие, но... если вашей детали там не нашлось (например, было пять штук и все разобрали), то следующего завоза можно ждать и полгода.

Особенно досадно бывает владельцам японских и американских автомобилей: скажем, для «фольксвагенов» здесь почти такое же изобилие, как и для «жигулей», а для их машин почти ничего.

ЧТО ПОСОВЕТОВАТЬ?

Владельцам отечественных машин быстрее всего приобрести вполне добротную деталь в «Большом Синдикате» или просто в любом внешне приличном магазине по пути. Если общая сумма предстоящих покупок превышает тысячу рублей, то сотню-другую можно сэкономить, съездив в один из областных «Кэмпов». Наконец, если вы, как заправский эксперт, отличаете нормальные детали от бракованных или поддельных, удобнее всего рынок в Южном порту — там цены минимальны.

Поиск детали для иномарки начинают по телефону. Проще всего, если вам нужно что-то из «расходных» — фильтр, свечи, ремень, колодки, амортизаторы и т.п. Дилеров специализированных фирм-производителей («Чемпион», «Гейтс», «Сакс» и др.) в Москве хватает. Запчасти к двигателям иномарок всегда есть там, где их ремонтируют, например на складе известной фирмы «Механика» — тысячи наименований.

Если нужную деталь найти не удалось, придется заказывать с предоплатой и лучше там, где работают с Финляндией — это дешевле и быстрее. Кстати, в последнее время стало нормой обманывать покупателей: дескать, деталь есть на складе в Москве, быстро подберем. Клиент оплачивает заказ и ждет день, другой, третий, слушая байки про болезнь кладовщика, поломку грузовика и т.п. Запчасти же приходят, как и положено, из-за границы, дней через десять.

К сожалению, иные детали и узлы к иномаркам бывают только оригинальные, например рулевые рейки и валы, стекла дверей и т.д. Стоят они соответственно — порой дешевле продать машину на запчасти. Но бывает, можно заимствовать что-то от другой модели, даже российской, о чем мы частенько рассказываем в разделе «Своими силами». Так что будьте с нами — не пропадете!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии