Театр одного актера?

ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА?

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

РАЛЛИ

ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА?

Последние пять лет титул абсолютного чемпиона России выигрывают только на автомобилях марки «Субару».

Сергей ЗИНОВЬЕВ. Фото Андрея Клещева

Первые «серьезные» раллийные автомобили — 300-сильные полноприводные, фирменно подготовленные, появились у нас в начале 90-х. На «Лянче-Дельта» Вячеслав Прохоров выиграл тогда последний чемпионат СССР и единственный чемпионат СНГ. Но еще больший эффект произвело пришествие в наш автоспорт марки «Субару».

Знаменитый «Легаси» настоящей группы «А» купила в 1995-м команда «Александров-ралли». Можно вспомнить, как волновало тогда наших раллистов то, что именно на этой машине недавно мчался сам Ричард Бернс — тогда чемпион Великобритании и восходящая звезда, а ныне признанный раллийный корифей. Это как бы поднимало наше ралли на новый уровень, приближало день «интегрирования в мировой автоспорт» и другие приятные перспективы.

Автомобиль принес команде три титула чемпиона страны. За его рулем был непобедим Александр Потапов, «Субару» приобрел славу «автомобиля для нашего ралли» — надежного, не столь капризного, как, скажем, " Форд Эскорт", и менее дорогого в обслуживании. Хотя расходы на содержание "Легаси", а потом и "импрез" все равно впечатляли — сезон выливался в шестизначную сумму. Ясно, что лишь очень немногим гонщикам выпало счастье посидеть за рулем "Субару". Да и сами машины этой марки, прошедшие "горнило" российских гонок, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Грандиозным сражением двух «импрез» обещал стать чемпионат-99. Немного устаревшую, но все еще очень бодрую «Импрезу-555» выкатил зимой в Екатеринбурге на старт первого этапа шеф и пилот команды СК «Профессионал» Сергей Успенский. А «Александров-ралли» сделала очередной шаг по дороге технического прогресса, выделив Сергею Балдыкову современнейший «уорлд ралли кар» — тоже «Импрезу», но чуть более совершенную. Любопытный поединок прервался после трагедии на майском ралли «Сестрорецк» (ЗР, 1999, № 7) — от дальнейших стартов в чемпионате «Александров-ралли» отказалась. И уже через две недели победой на гонке «Гуково» Сергей Успенский завоевал очередной титул — третий подряд.

Триумф «Субару», помимо радостных, вызывал и невеселые мысли: чего от него больше — вреда или пользы? В самом деле, что это за чемпионат, когда за титул абсолютного чемпиона из года в год сражаются максимум два пилота? И как быть другим, менее богато экипированным?! Им же тоже нужно чем-то козырять в разговоре со спонсорами, желательно, более весомым, чем призовые места на отдельных гонках! Увы, «импрез» пока на всех не хватает. Как недостает и зрительского внимания тем, кто выступает на обычных «восьмерках». Например, тому же Вячеславу Прохорову. Да-да, чемпион СССР и СНГ ныне выступает в скромном зачете А8 («1600»).

Главным его конкурентом в этом сезоне неожиданно стал петербуржец Виктор Арсенин — представитель милицейской команды «Эскорт ГУВД». Гонялся давно и хотя прежде звезд с неба, как говорится, не хватал, вдруг оказался фаворитом и лидером чемпионата. Судьба золотой медали в А8 решилась лишь на последнем этапе — международном ралли «Санкт-Петербург». К сожалению, довольно прозаично: уже на втором спецучастке на машине Арсенина вышел из строя двигатель, и все лавры достались уверенно финишировавшему позади иномарок и вазовских «десяток» Прохорову.

Кстати, о «десятках». Команда «АвтоВАЗ Ралли Тим» раскатилась только к лету — зимой было много проблем с запчастями. И тем не менее выполнила все поставленные перед ней задачи. Виктор Школьный, как и в прошлом году, стал призером в абсолютном зачете. А его партнер Александр Никоненко (попутно много выступавший и на «кольце») выиграл чемпионат в зачете А9 («2000»). Более того, тольяттинцы вынудили Сергея Успенского стартовать на двух последних этапах чемпионата. Лично для него ралли «Сочи» и «Санкт-Петербург» ничего не решали — но «АвтоВАЗ Ралли Тим» всерьез покушалась на первенство СК «Профессионал» в командном зачете. Собственно, благодаря этой интриге и была интересна вся концовка чемпионата.

А еще одна «десятка» украшала семиэтапный Кубок страны по ралли — до сих пор жив самый первый раллийный VAZ 21107, который три года назад «учился гоняться» у Никоненко! На нем выступал петербуржец Олег Барабанов, одержал две победы, но все же поломка мотора на ралли «Вираж» в Гуково сделала дело — обладателем трофея стал челябинец Владимир Туров. Его машина — уникальная полноприводная «восьмерка» тольяттинского происхождения начинала свой спортивный путь в европейском кроссе.

И если уж мы заговорили о «жизни» спортивных автомобилей, может быть, нелишне сказать о том, как внезапно она иной раз обрывается. К примеру, упомянутый выше «Легаси», чемпион России 1995 и 1996 года, завершил свой путь в июне на ралли «Гуково». На нем выступал и ехал очень даже быстро Владислав Лобаев, но совершил фатальную ошибку на высокой скорости и... Словом, Ричард Бернс вряд ли признал бы в груде мятого железа свой бывший автомобиль. Что касается «импрез», то все они пока в добром здравии и, скорее всего, еще порадуют глаз российского болельщика. Правда, ходят слухи о том, что в ближайшем будущем выступать на них в России станет не столь выгодно, как раньше. Победы в гонках не обязательно принесут владельцам «субару» итоговый высокий титул, если систему начисления очков сделают более либеральной к тем, кто ездит на «машинах попроще».

Чемпионат России по ралли,

итоговое положение

Абсолютный зачет (пилот/штурман): 1. С. Успенский/"Алекс" (Москва, " Субару Импреза") — 120; 2. С. Грязин/Д. Еремеев (Москва, " Мицубиси Лансер") — 67; 3. В. Школьный/С. Гогунов (Тольятти, VAZ 21107) — 60; 4. А. Никоненко/В. Кольчугин (Тольятти, VAZ 21107) — 58; 5. С. Балдыков/А. Зиновьев (Ижевск, " Субару Импреза") — 50; 6. А. Жигунов/И. Тер-Оганесьянц (Москва, " Мицубиси Лансер") — 39.

Зачет А9: 1. А. Никоненко — 94; 2. А. Кузнецов (Москва, VAZ 21083) — 45; 3. А. Захаров (Москва, " Peugeot 205") — 28,5.

Зачет А8: 1. В. Прохоров (Москва) — 45; 2. В. Арсенин (С.-Петербург) — 38; 3. Т. Воробьев (Ярославль, все — VAZ 21083) — 28,5. «Волга»: 1. А. Полетаев (Москва, GAZ 24—10) — 25,2; 2. В. Еремин (Москва, GAZ 31029/">GAZ 31029) — 16; 3. С. Балакирев (Москва, GAZ 24—10) — 13,2. Командный зачет: 1. СК "Профессионал" — 168,5; 2. "АвтоВАЗ Ралли Тим" — 148; 3. "НИИШП-ралли" — 103,5.

Третий год подряд Сергей Успенский и " Субару Импреза" добиваются высшей награды чемпионата страны.

В пяти последних гонках чемпионата-99 тольяттинские «десятки» заняли четыре вторых и четыре третьих места в абсолютном зачете.

Одно из открытий сезона — честолюбивый и упорный Станислав Грязин, серебряный призер абсолютного зачета.

Таким закончил свою карьеру самый титулованный автомобиль в России.

На ралли «Санкт-Петербург» выступил гость из Эстонии Майт Мерилоо и финишировал лишь шестым. Правда, в первый день гонки барахлил турбонаддув его «Форда-Эскорт».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии