Очистить тонко

ОЧИСТИТЬ ТОНКО

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

НЕ ПЕРЕПУТАЙ

ОЧИСТИТЬ ТОНКО

Хотите сэкономить сотню долларов? Тогда замените топливный фильтр самостоятельно!

Антон УТКИН

Еще каких-нибудь пятнадцать лет назад мы прекрасно обходились без топливных фильтров, лишь водители «волг» и грузовиков мучились с хронически засоряющимся и подтекающим разборным «газоновским» ФТО. Одноразовый фильтр впервые появился у нас на вазовской «восьмерке» — ее капризный карбюратор «Солекс» может поперхнуться даже мельчайшей соринкой. Сегодня польза топливных фильтров неоспорима — чем чище бензин, тем реже придется промывать карбюратор.

Практически все фильтры для карбюраторных моторов как отечественных автомобилей, так и иномарок сделаны из пластмассы. Они легкие, не нуждаются в дополнительном креплении — просто висят на шлангах. Диаметр патрубков — 8 мм, что соответствует международному стандарту — именно такие шланги предусмотрены для топливопроводов. Отсюда — замечательная универсальность пластмассовых фильтров, лишь изредка может понадобиться экземпляр с «хитроумным» расположением патрубков (см. фото). К большинству же карбюраторных иномарок отлично подойдет прямоточный «восьмерочный» фильтр за 10 рублей, например БИГ или «Экофил» — их высокое качество проверено нашей экспертизой (см. ЗР, 1998, № 11).

Однако карбюратор доживает свой век, и даже консервативный АвтоВАЗ планирует через пару лет сократить долю оснащаемых им автомобилей до нескольких процентов. На современных машинах, оборудованных системой впрыска топлива, фильтр заметно больше по объему, чем «карбюраторный», и выполнен в металлическом корпусе, поскольку работает под давлением до 3 атм (см. фото). Из-за значительной массы его крепят к кузову специальным кронштейном, охватывающим корпус как хомут. К топливным магистралям его подсоединяют, чаще всего, резьбовыми штуцерами, что резко сужает возможности взаимозаменяемости, ведь совпадение по резьбе у разных моделей фильтров — дело случая. Впрочем, в последние годы конструкторы убедились, что армированный 8-миллиметровый шланг, обжатый на патрубке червячным хомутом, держит давление не менее надежно, поэтому автомобили последних моделей оснащены, как правило, прямоточными фильтрами (их патрубки расположены на одной оси), похожими по форме на «карбюраторные». Такие не только дешевле в производстве, но и удобны для взаимозаменяемости (табл. 1).

А так ли уж важна эта унификация фильтров? Представьте, да. Ведь на «иномарочном» сервисе с вас возьмут долларов пятьдесят за оригинальный фильтр и еще столько же за его замену, не говоря о потере времени. Очередь, оформление заказа, дорога туда-обратно — полдня как не бывало. Не лучше ли купить в магазине долларов за двадцать отличный фильтр знаменитой фирмы и заменить самому? Работы минут на десять: распустить пару хомутов и отвернуть два болта... Если штатного фильтра в магазине не оказалось — не беда — покупайте чуть меньший по размеру. Обмотав его корпус изолентой, можно увеличить диаметр до номинального, так, чтобы хомут кронштейна плотно держал фильтр, не допуская его перемещения при тряске машины. При желании можно приспособить и более крупный фильтр, но тогда придется сделать из листовой стали новый кронштейн.

Отдельную группу образуют топливные фильтры индивидуальных конфигураций. Самые заядлые выдумщики нестандартных форм — японские фирмы. В табл. 2 приведены рисунки фильтров с размерами, но представлены далеко не все разновидности — бывают и совсем редкие, подходящие лишь к одной модификации автомобиля, выпускавшейся в течение двух-трех лет. Обозначения фильтров — из каталогов самых активных на нашем рынке фирм, прочерк означает отсутствие данной модели в перечне производителя.

Применить фильтр специальной конфигурации, отличный от штатного, удается реже, но и это возможно. Вход и выход здесь могут быть выполнены как штуцером под коническую развальцовку трубки топливопровода, так и кольцевым, с перепускным болтом (см. рис.). В первом случае совпадение по резьбе обязательно (накидную гайку трубки никак не заменить), а во втором важен только диаметр болта — подобрать или выточить другой, с нужной резьбой, нетрудно. Ну а житель глубинки, раздобывший совсем не подходящий к его машине фильтр, пойдет еще дальше: изготовит переходники с резьбой на резьбу, а заодно и новый кронштейн. Не стоит забывать и самое радикальное решение: отпилить штуцеры подводящей и отводящей магистралей и подсоединить шлангами прямоточный фильтр. Например, в 56-миллиметровый кронштейн «Тойоты», «Мицубиси» или «Дэу» отлично войдут фильтры 1, 2 и 7, а в 74-миллиметровый «Мерседеса» — самый массовый фильтр 5, продающийся на каждом углу.

В общем, простор для творчества налицо, главное — не спешите доставать кошелек. В любом случае, когда делаешь для себя, получается аккуратнее, чем на сервисе, где могут и резьбу штуцера сорвать или, наоборот, недотянуть, что в обоих случаях чревато пожаром.

Что касается фильтров для дизельных моторов, то это отдельная, большая тема — и мы к ней еще обратимся...

Пластмассовые топливные фильтры для карбюраторных двигателей.

Топливный фильтр с резьбовыми штуцерами: 1 — кронштейн; 2 — стяжной болт кронштейна; 3 — кольцевой штуцер отводящей магистрали; 4 — перепускной болт; 5 — вильчатый стопор шланга (защита от закручивания); 6 — шестигранники для удержания фильтра от проворачивания; 7 — топливный фильтр; 8 — накидная гайка; 9 — трубка с воронкообразной развальцовкой.

Металлические топливные фильтры для впрысковых двигателей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии