"лаптежник" из сысерти

«ЛАПТЕЖНИК» ИЗ СЫСЕРТИ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ХОББИ

«ЛАПТЕЖНИК» ИЗ СЫСЕРТИ

Пока не утихают споры о достоинствах и недостатках различных вседорожников, российские умельцы не сидят сложа руки. Буквально из утильсырья они создают автомобили, способные вызывать зависть даже владельцев фирменных «джипов».

Аркадий КОЗЛОВ. Фото автора

Он не может не понравиться. Как хищник перед прыжком, собран, стремителен — даже в стоящей машине угадывается движение. Высоко поднятый и одновременно... приземистый кузов, огромные колеса с крупными грунтозацепами, выступающие уширители колесных арок, переходящие в бамперы, — это не просто утилитарная рабочая лошадка, склепанная кое-как самоделка, это — Автомобиль.

Похоже, в руках умельца Ивана Михайловича Ширыкалова из уральской Сысерти даже согнутый ржавый гвоздь способен превратиться в золото. Ведь свой вездеход он собрал, в основном, из старых, сломанных, выброшенных деталей. Новыми были лишь задний мост, фары да облицовка радиатора.

На создание автомобиля ушло два года. Большую часть времени мастер потратил на кузовные работы. Капот и передние крылья пришлось удлинить на 300 мм, огромные уширенные арки колес — вытягивать из металла. Руками Ивана Михайловича сделаны передняя часть кузова, бамперы, подножки, не говоря уже об эмблеме с ящеркой и названием «Урал».

Конструкция автомобиля достаточно проста: продольно расположенный двигатель 21011, «жигулевская» коробка передач, раздатка и мосты от «Нивы». Изюминка — в колесах, изготовленных по заказу на шинном заводе. Прототипом послужили стандартные покрышки ГАЗ-66. Но вместо девяти слоев корда каркаса положили три, а протектор проточили на токарном станке, уменьшив высоту грунтозацепов на 7,5 мм. В результате колесо с диском (кстати, тоже самодельным) весит только 64 кг — вдвое меньше газовского.

Машина прошла более 20 000 км как по шоссе, так и по настоящему бездорожью, куда рискуют сунуться только полноприводные грузовики да тракторы. Серьезных поломок не случалось. Даже изрядно нагруженные «нивовские» ступицы работают без нареканий — видимо, шины низкого давления (всего 0,8 атм) достаточно эффективно гасят удары.

Иван Михайлович приглашает попробовать «Урал» в деле. Забираться в высокую машину непривычно — приходится балансировать на узкой подножке. Внутри — обычная «восьмерка», но на приборной панели появился тахометр, а в тоннеле пола три рычага. К изогнутому, управления коробкой, привыкаешь быстро. К двум коротким (раздатки и блокировки) приходится тянуться — уж очень глубоко они запрятаны, но нужны нечасто.

Выезжаем на покрытое льдом шоссе. Здесь машина идет почти как по асфальту — сказываются полный привод и удлиненная база. Но уже на скорости 50–60 км/ч начинаются шум и вибрация. Виновник — протектор с крупным рисунком. Постепенно приспосабливаемся к непривычному габариту, ведь машина снаружи гораздо шире, чем кажется с места водителя. Руль заметно тяжелее, чем на обычной легковушке. Впрочем, других «негативов» в поведении автомобиля не заметно. На дороге он чем-то напоминает длинную «Ниву» со всеми ее плюсами и минусами. Словом, вполне обычную машину.

Чудеса начались позже. Когда кончился асфальт и появилось то, что и дорогой-то назвать нельзя. Так, заехал шальной грузовик и оставил колею. Однако мы по ней покатили с той же легкостью, что и по шоссе (но, разумеется, с другой скоростью). Горку, на которую «уазик» едва забрался бы, одолели удивительно легко. Машина идет на редкость плавно, уверенно карабкается на невероятной крутизны холмы. С включенной пониженной передачей мощности двигателя хватает на это с избытком.

Решив проверить вседорожные свойства автомобиля в запредельных режимах, мы свернули на снежное поле. Там, в конце концов, удалось его «посадить», хоть и не сразу. Вездеход долго не сдавался и упрямо двигался вперед. А когда беспомощно сел на брюхо, оказалось, что снега было даже не по пояс — по грудь! Да, по такому «покрытию», пожалуй, даже трактор не пройдет. Разве что гусеничный.

Хорошо, конечно, иметь такую машину. На ней и по грибы, и на охоту, и на рыбалку. Можно без страха в тайгу заезжать. А места здесь дивные. Бажовские места (и сам сказочник родом из Сысерти). Кстати, за «Урал» уже предлагали почти новый «Паджеро», но Ивану Михайловичу милее его родной «лаптежник», как ласково прозвали диковинный вездеход земляки.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Полная масса автомобиля — 1440 кг; максимальная скорость — 110 км/ч; максимальный угол подъема — 30°; радиус поворота — 5,9 м; кузов 2108 несущий, с удлиненными крыльями и капотом; двигатель — VAZ 21011 с уменьшенной степенью сжатия; длина — 4340 мм; высота — 1860 мм; база — 2670 мм; дорожный просвет — 400 мм; расход топлива при 90 км/ч — 11 л/100 км; трансмиссия — четырехступенчатая коробка передач VAZ 2101, раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом VAZ 2121; мосты — VAZ 2121.

По такому снегу пешеходу не пройти.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии