Трансмиссионная турбина

ТРАНСМИССИОННАЯ ТУРБИНА

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ТРАНСМИССИОННАЯ ТУРБИНА

Переключать передачи на ЗИМе можно было гораздо реже, чем на других отечественных автомобилях.

Сергей КАНУННИКОВ

Большой семиместный седан ГАЗ-12 выпускали в 1950–1959 гг. На автомобиле стоял предвоенный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 3485 смз, мощностью 90 л. с. (аналогичный монтировали на модификации «Эмки» и грузовик ГАЗ-51). По конструкции ЗИМ был близок к «Победе», но в его трансмиссии появился дополнительный узел — гидромуфта.

Вместо привычного маховика на коленвалу двигателя стояло ведущее или насосное колесо — половина пустотелого кольца с 48 лопатками. Ведомое — турбинное кольцо с 44 лопатками крепили на валу силовой передачи. Ведущее составляло одно целое с кожухом гидромуфты, который был приварен к ступице, крепившейся к фланцу коленвала. Зазор между колесами был 3–4 мм. Вал силовой передачи, соединенный с турбинным колесом, уплотняли сальником. Для пуска двигателя служил зубчатый венец, напрессованный на кожух муфты.

Принцип действия был очень прост. Представьте себе стоящие рядом включенный электровентилятор и вторую свободно закрепленную на оси крыльчатку — последнюю будет вращать поток воздуха. Аналогично работала конструкция ЗИМа. Через специальное отверстие кожух заполняли турбинным маслом. Отброшенное насосным колесом, оно передавало вращение турбинному колесу. Между муфтой и коробкой передач стояло обычное фрикционное сцепление. Без него нельзя было обойтись, потому что гидросистема не обеспечивала полного разобщения ведущего и ведомого валов.

На ЗИМе можно было легко стартовать со второй передачи, ездить на третьей — прямой в очень широком диапазоне скоростей. Трогаясь и переключая передачи, шофер не тревожил пассажиров. Даже начинающий водитель благодаря гидромуфте бросал сцепление, не рискуя заглушить двигатель или побуждать тяжелый седан прыгать. В этом смысле ГАЗ-12 был идеальным учебным автомобилем.

Конечно, потери энергии в гидромуфте были неизбежны. Турбинное колесо всегда крутилось медленнее насосного, особенно при малой частоте вращения коленвала. Однако при 3000 об/мин его скорость была всего на 2–2,5% меньше, чем у ведущего.

Гидромуфта редко подводила водителей. На многих ЗИМах она исправно работала не один десяток лет. В этом году один из сохранившихся ГАЗ-12 выпуска 1950 года успешно выступил в ралли «2000 км по Германии» (ЗР, 1999, № 11).

ГАЗ-12 ЗИМ.

Сцепление ГАЗ-12: 1 — картер сцепления; 2 — зубчатый венец; 3 — кожух гидромуфты; 4 — ведущее колесо; 5 — ведомое колесо; 6 — сальник; 7 — ведомый диск сцепления.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии